№5(155) - Май

 

Тема номера: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАУКИ

 

 

 

  • Ученым платят за... будущее. Оправдывает ли себя существование академической науки?
  • Бланки нервной отчетности. Нерасторопность чиновников усложняет жизнь производителям.
  • Дадим отпор конкурентам. Белорусским предприятиям нужно активнее защищать свою деловую репутацию.
  • Как сэкономить на компьютерах? На старых компьютерах можно работать десятилетиями и при этом использовать современные программы, если подключиться к серверу.
  • Чем компенсировать "недобор" господдержки. Объем льготного кредитования аграрного сектора может быть сокращен только в случае устранения диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
  • Belarus Fashion Week by Marko осень-зима-2012/2013: главные модные тенденции от белорусских дизайнеров. Показ модных новинок в Минске стал ярким событием.

 Электронная версия журнала

Уважаемые читатели!

Необходимость структурных изменений экономики Беларуси, особенно с учетом ускорения интеграционных процессов, ставит перед белорусской наукой особые задачи. Во-первых, предстоит объективно оценить имеющийся научно-технологический и промышленный потенциалы. Иными словами, - конкурентоспособность экономики. На сегодняшний день в мировой практике нет отработанной методики такой оценки, хотя попытки активно предпринимаются. Так, с 2005 г. ЮНКТАД - специальный постоянный орган ООН по торговле и развитию, объединяющий 186 государств - применяет при подготовке докладов показатель «индекс инновационного потенциала», рассчитываемый по странам на основе двух составляющих: индекса технологической деятельности и индекса человеческого капитала. Беларусь в расчетах участие не принимает. Существует также практика подготовки под эгидой Представительств ООН/ПРООН отчетов о человеческом развитии по инициативе национальных правительств. Беларусь такое исследование в последний раз заказывала в 2003 г. и планирует выполнить его в 2012-2013 гг. Также ежегодно группой исследователей Всемирного экономического форума в Давосе составляется Глобальный отчет о конкурентоспособности 134 стран по значительному числу показателей, но Беларусь и в этот процесс не вовлечена. Приятным исключением из сложившейся практики взаимодействия с международными организациями стал Обзор инновационного развития РБ, подготовленный Европейской экономической комиссией ООН в 2011 г. Но это только начало и в дальнейшем необходимо провести полновесное исследование для объективного позиционирования республики в международном разделении труда, а также принимать участие в международных расчетах на основе тесного сотрудничества с выполняющими их организациями. Это важно не только для определения задач по дальнейшему развитию экономики, но и для привлечения потенциальных инвесторов.
Во-вторых, следует сосредоточить интеллектуальные и финансовые ресурсы на наиболее перспективных направлениях создания технологических и продуктовых инноваций. Обеспечить подготовку промышленности для освоения новых технологий и разрабатываемой продукции.


Казалось бы, все достаточно очевидно, но реализовать на практике не так просто, особенно вторую задачу.
Наука на всем постсоветском пространстве снизила инновационный потенциал. По оценке ряда украинских ученых, за последние 35 лет потеряно два инженерно-научных поколения. В России из 1500 отраслевых институтов сохранилось только 122, из них в форме ОАО - 61. А ведь это основное звено по созданию продуктовых инноваций, внедрению новых технологий и изделий. Существенную роль в связи науки с производством играли и конструкторские бюро на предприятиях, облегчавшие адаптацию инноваций к производству.


Между тем восстанавливать прежнюю государственную структуру управления наукой явно нецелесообразно. Сегодня многие ученые среди основных бед называют две: недофинансирование и незаинтересованность производственников в создании инноваций, мол, те готовы платить только за уже созданный продукт, а так наука не делается. Президент РБ, также неоднократно отмечая отсутствие глубоких инноваций, заверял ученых, что он готов заплатить большие деньги за предоставленную ему разработку.


Такой подход государственных руководителей и директоров предприятий основан на понимании того, что на невозвратных средствах эффективности не достигнуть. Сказывается и дефицит финансов.


И все же академической науке выделять средства необходимо. Ее разработки отделены от рынка 15-20 годами и коммерциализация здесь надумана. Другое дело, что это должна быть система грантов, финансирующая наиболее перспективные направления и наиболее продвинутых ученых. Принцип финансирования на основе грантов, но уже за средства предприятий, целесообразно распространить и на вузовскую науку, выполняющую конкретные точечные исследования и разработки.


Созданием же новых технологических процессов, продуктовых нововведений должны заниматься специализированные научные коллективы, представленные отраслевыми институтами, входящими на правах юридического лица в научно-производственные комплексы. Это могут быть концерны, холдинги, хозяйственные группы, ТНК, работающие на принципах полной самостоятельности и независимости от государства, если они не имеют оборонного значения. Специализированные научные коллективы могут в виде самостоятельных предприятий базироваться и в свободных экономических зонах, таких как технопарки, технополисы. При этом между ними и производством также должны существовать связи, позволяющие вести исследования в интересах конкретных производителей.


Вместе с тем вряд ли производственники в сегодняшних условиях будут финансировать НИОКР. Поэтому после совместного решения ученых и производственников о целесообразности нововведения, которое может быть закреплено договором о намерениях, научная организация должна иметь возможность получить кредит под разумные проценты для проведения исследований. Половину оплаты за кредит в случае заинтересованности в инновации может взять на себя государство в лице Инновационного фонда.


В дальнейшем, после завершения НИОКР, исследовательская организация продает по себестоимости документацию предприятию, помогает на договорных началах в освоении нововведения и затем в соответствии с вложенным трудом участвует в распределении прибыли от продажи инновации потребителю. Для покупки конструкторской документации промышленное предприятие тоже должно иметь возможность воспользоваться кредитными ресурсами.
Такой подход уже с начала работы по нововведению заинтересует в конечных результатах всех участников.
В целом же концентрация ресурсов, их правильное распределение по стадиям инновационного процесса, материальная заинтересованность всех участников в прибыли от инновации позволит повысить эффективность научных исследований. С уважением,

{jcomments on}

ТЕМА НОМЕРА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАУКИ
 
4    Ученым платят за… будущее
Оправдывает ли себя существование академической науки?
Валерий ФЕДОСЮК 8    В храме науки - время перемен
Каким видится реформирование науки руководителям НАН Беларуси?
Сергей ЧИЖИК 10    Бесценное - не значит бесплатное
Чем опасна система интеллектуального рейдерства?
Петр НИКИТЕНКО 12    Инвестиции в инновации: реальность или мечта?
Инвестор гораздо охотнее вкладывает деньги в компанию, которая работает у него на родине.
Виктор СТЕПАНОВ
КОНЪЮНКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

14     Депозитно-кредитное настроение белорусского бизнеса: итоги I квартала 2012 г.
Анализ финансового рынка Беларуси в I квартале 2012 г.
Олег КОРОБЬИН
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ
16    Бланки нервной отчетности
Нерасторопность чиновников усложняет жизнь производителям.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
18    Трудные вопросы легкой промышленности
Условия работы легкой промышленности могут еще больше ухудшиться.
Лидия ШАВЕЛЬ
МЕНЕДЖМЕНТ
20 Как найти дополнительные доходы?
Применение модели дискретного выбора помогает найти дополнительные источники выручки.
Олег ЧАНОВ 22    Мировой «генератор идей» - в кабинете руководителя
К решению конкретных задач предприятия можно привлечь все мировое сообщество.
Андрей МОРОКОВ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
23    Сколько стоит наше меню
МАРКЕТИНГ
24    Легко ли быть монополистом?
В некоторых случаях регулирование цен ничем не помогает потребителю, но создает угрозы производителям продукции.
Викентий ЕРМАЛЁНОК
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
26    Готовы ли предприятия работать по правилам ВТО?
Как относятся субъекты хозяйствования к изменению условий ведения внешнеэкономической деятельности?
Сергей МИХНЕВИЧ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
29    Дадим отпор конкурентам
Белорусским предприятиям нужно активнее защищать свою деловую репутацию.
Валентин РАЧКОВСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
32    Кто управляет «облаками»?
С помощью «облачных» технологий можно выстраивать любую нужную компьютерную инфраструктуры, не имея соответствующего оборудования и программного обеспечения.
Олег ТЯГУНОВ 34    Как сэкономить на компьютерах?
На старых компьютерах можно работать десятилетиями и при этом использовать современные программы, если подключиться к серверу.
Андрей МАХНАЧ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
35 Стимул для качественного роста
Вступление России в ВТО может стать стимулом повышения конкурентоспособности национальной образовательной системы Беларуси
Сергей КРИЧЕВСКИЙ
СТРОИТЕЛЬСТВО
36    Надо ли приватизировать «мозги»?
Долговременное сотрудничество предпочтительнее разовых договорных отношений.
Владимир МИРОВ 38    Опыт, который одобрил Президент
Социальная сфера вполне может стать для предприятия рентабельной.
Юрий СМОЛЕВИЧ
ТРАНСПОРТ
40    Три «кита» переместились в компьютер
В Беларуси освоен выпуск компьютерных комплексов управления движением поездов.
Владимир СОСНОВ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
 
42    Чем компенсировать «недобор» господдержки
Объем льготного кредитования аграрного сектора может быть сокращен только в случае устранения диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию
Григорий КОВАЛЕВ 44    С чего начинается «большое молоко»?
Метод трансплантации эмбрионов помогает увеличивать число высокопродуктивных дойных коров.
Сергей КОНДРАСЮК
БИОТЕХНОЛОГИИ
 
46    Pro вместо Anti
Развитие собственной биотехнологической промышленности, государственные инвестиции в НИОКР этой перспективной отрасли помогут решить не только вопрос продовольственной безопасности страны, но и проблему утечки мозгов.
Александр КАРЕЛИН
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
 
48    Формула стабильности с элементом холдинга
Производителям удобрений трудно выжить в одиночку.
Юрий КРУГЛОВ
ПРАВО

52    Мониторинг законодательства (апрель-май 2012 г.)
Директору - о новациях законодательства. 54   Лояльность к спонсорам выгодна спортсменам
Систему льгот в сфере спорта пора освобождать от двойных стандартов.
Юрий МОСКВИЧЕВ
КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Мода и стиль


56    Belarus Fashion Week осень-зима-2012-2013: главные модные тенденции от белорусских дизайнеров
Показ модных новинок в Минске стал ярким событием.

Ольга КОВТУНЕНКО История и современность


58    Супертеррорист с Лубянки

Огромные заслуги перед советской разведкой не спасли полковника Якова Серебрянского от трех отсидок и смерти в Лубянской тюрьме.
Александр КОВРИГИН Образ жизни


61 Поет ли о любви больное сердце?
Ставить ли крест на интимной жизни мужчинам, перенесшим инфаркт?
Ирина ВЕСЕНИНА Здоровье


62    Для чего нужны жиры?

Надо ли полностью отказываться от употребления жирной пищи?
Ирина СНЕГИРЕВА Цитата от директора


64     Между полюсами мнений

Наши читатели провели кастинг самых интересных цитат.

{jcomments on}

Сергей ЧИЖИК, заместитель председателя Президиума Национальной академии наук, доктор технических наук, профессор

Торопясь на встречу в Национальную академию наук, подошел к дверям Президиума и… опешил. Вместо привычных вывесок, информирующих о том, что в здании находится святая святых белорусской науки, по обе стороны двери висели таблички, извещающие о том, что здание принадлежит городскому суду. В голове промелькнула мысль: «Неужели Академию все-таки ликвидируют?»


Только через несколько мгновений, осмотревшись, понял, что «отмена» академии, не настоящая, а «киношная». Российские создатели сериалов, монтировавшие оборудование, использовали здание в качестве «реквизита» для своего очередного фильма и «украсили» его соответствующим антуражем. Но это вовсе не значит, что попытки упразднить храм науки, которые предпринимаются в последнее время, в одночасье прекратятся…


Эта тема стала главной в беседе с заместителем председателя Президиума Национальной академии наук, доктором технических наук, профессором Сергеем ЧИЖИКОМ.


- Сергей Антонович, говоря о реформировании науки и, в частности, Академии, каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Можно ли найти здесь общий знаменатель?


- Скажу сразу, что мы должны в полной мере воспользоваться поставленными задачами по реформированию науки, поскольку, конечно, у Академии есть недостатки, назрело немало нерешенных вопросов. Но очень хотелось бы при этом не наломать дров. Вы знаете, в последнее время Академия развивалась как единый инновационный организм. Постепенно сокращалась сфера фундаментальных исследований, а упор делался на прикладные разработки, на их доведение до научно-технической, конструкторской, технологической документации с последующим воплощением в производстве. Для этого создавались научно-практические центры, объединения, чтобы замкнуть цепочку от научной идеи до производства.
Но ведь в конечном итоге это задача не науки, а реального сектора экономики. Если предприятие заинтересовано в повышении своей конкурентоспособности, устойчивости на рынке, то оно должно пойти на затраты по переоснащению и подготовке кадров, необходимых для освоения новых изделий. Не всегда проработана маркетинговая целесообразность новшеств. И чаще всего производственники не заинтересованы во внедрении. И тогда «ответственной» за внедрение собственных разработок «назначают» науку, которая вынуждена создавать у себя производства, искать ниши на рынке для выпускаемой продукции…


При этом страдает глубина научных исследований. Многие настоящие ученые не находят себя в этом «прикладном» процессе, но это вовсе не значит, что они не нужны. Ведь бывает, что продуктивная научная идея, рожденная в тиши лаборатории, стоит многих прикладных разработок, выполненных целыми коллективами!


- Какой бы вы хотели видеть Академию?


- Мы предлагаем широкий комплекс мер, в том числе структурно-организационных. Но хочу остановиться только на аспекте, который считаю одним из важнейших. Первичной структурной единицей Академии, своего рода «кирпичиком» в большом академическом здании, является лаборатория, на что мы, может быть, обращаем меньше внимания, чем на объединения, холдинги, институты. Но именно в лаборатории рождается наука и получаются научные результаты. От заведующего зависит финансирование его подразделения, над решением каких задач работают сотрудники лаборатории, насколько перспективны исследуемые направления. С этого и надо начинать повышение эффективности науки. Планируем дойти до каждой лаборатории в институтах и посмотреть, какая из них способна вести глубокие фундаментальные исследования. Такую лабораторию должен возглавлять человек, чье имя известно в мире, кто имеет высокий научный авторитет, международные связи и контракты. Лаборатория уже сегодня должна быть успешной в науке, иметь сбалансированный по возрасту и научному опыту коллектив, необходимое для исследований оборудование. Такая научная структура может получить статус фундаментальной и претендовать на преимущественно бюджетное финансирование по аналогии с «национальными исследовательскими лабораториями» в ряде экономически развитых стран. Но это тоже не навсегда: данный статус должен подтверждаться каждые 3-5 лет. Такие национальные лаборатории, - а их будет немного, - надо в достаточной мере обеспечить средствами, чтобы они занимались глубокими исследованиями, рассчитанными на будущее, на формирование высокого кадрового потенциала в науке, высокого международного авторитета.


- Но ведь нужен какой-то объективный критерий оценки работы лабораторий, чтобы не было субъективизма!


- Мы можем воспользоваться мировыми критериями оценки. Сегодня век интернета, где каждый ученый на виду. Можно принимать во внимание, к примеру, так называемый индекс цитирования, активность участия в международных конференциях с пленарными выступлениями, право на которые предоставляется только ученым с мировым именем, тем, чьи работы и мнение по проблеме интересны научному сообществу. Важно подчеркнуть, что ежегодно наши ученые выступают на сотнях международных форумов, формируя научно-технологический имидж нашей страны. И, конечно, следует учитывать ту экономическую и социальную пользу, которую принес стране аттестуемый коллектив на протяжении своей деятельности.


- А что планируется сделать с остальными?


- Из тех подразделений, которые не попадут в число приоритетных научных лабораторий, будет состоять своего рода ориентированный на практику пояс Академии, который в общих чертах уже сформирован. Они должны осуществлять научное сопровождение отраслей экономики, зарабатывать деньги через научно-технические госзаказы, хозяйственные договоры и международные контракты. Финансирование их исследований из госбюджета будет символическим. Хотя хочу заметить, что сегодня расходы на Национальную академию наук совсем невелики и соизмеримы с объемом финансирования одного российского университета федерального уровня. А ведь в составе Академии - более 100 организаций!


- Таким образом, Академия будет «выдавать на-гора» больше разработок?


- Это не главная цель, ведь с количеством у нас и сегодня все в порядке: за прошлую пятилетку получено около 12 тыс. единиц научной продукции. Основная проблема заключается в том, что не все эти разработки востребованы, даже те, которые запланированы республиканскими научно-техническими программами. Нередко получается так, что новинка не осваивается предприятием реального сектора, которое значится в качестве конечного адресата. Это может рассматриваться как невыполнение проекта в целом, и ученые, добросовестно выполнившие свою научную часть работы, обязаны в соответствии с законодательством вернуть израсходованные бюджетные средства.
При этом разработка остается «пылиться на полке», хотя могла бы найти полноценное применение. Именно по этой причине мы сейчас уделяем значительное внимание повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности. И если ноу-хау не востребовано, скажем, три года, то, может быть, стоит передать его на каких-то льготных условиях разработчику или заинтересованному предприятию независимо от формы собственности, но с обязательством, что оно должно быть освоено в производстве, причем на территории нашей страны. В выигрыше останутся все: и государство, и авторы разработки, и производитель.


- Когда-то планировалось создать академический технопарк. Эта идея уже не актуальна?


- В принципе, он формируется путем организации научно-практических центров и объединений. Они уже эффективно действуют в агропромышленном секторе, в области порошковой металлургии, на базе ГНПО «Центр». Определенный опыт накоплен в НПЦ по материаловедению. Сейчас создаем подобные структуры в сфере оптики и лазерных технологий, природопользования, активно развиваем биотехнологическое направление.


На постсоветском пространстве белорусская Академия наук заслуженно пользуется высокой репутацией. Найденные нами организационные формы работы вообще уникальны, поскольку обеспечивают высокую нацеленность НАН Беларуси на конечный результат.


- В свое время в состав НАН Беларуси были включены аграрное и медицинское направления, которые, например, в России остались самостоятельными…


- В нашем случае российский опыт не был бы лучшим, поскольку страна у нас небольшая, и вряд ли есть необходимость в нескольких академиях. Но зато есть положительный эффект от присоединения аграрного и медицинского секторов. Ведь многие открытия совершаются как раз на стыке наук. Недавно мы даже инициировали специальную научную программу «Конвергенция», ориентированную на взаимопроникновение и взаимообогащение различных наук. Надеюсь, это даст новые яркие идеи.


- Как будет осуществляться совместная работа многопрофильных специалистов?


- Формы могут быть разные. Например, путем создания гибких временных межинститутских коллективов, формирования виртуальных творческих групп. Допустим, есть интересная работа и лидер, желающий ее осуществить. Он собирает вокруг себя заинтересованных ученых и специалистов из разных институтов, возможно, и из других стран, которые совместно работают над проектом. При этом результаты принадлежат инициировавшим работу институтам, Академии, государству. Но у ученых появится свобода в реализации своих творческих устремлений без изматывающих бюрократических процедур.

Петр НИКИТЕНКО, доктор экономических наук, профессорПетр НИКИТЕНКО, доктор экономических наук, профессор, академик НАН Беларуси

В последнее время проблемы совершенствования научной сферы, без преувеличения, находятся в центре общественного внимания. Но если общая стратегия реформ, как и их важнейшие цели очевидны, то когда дело доходит до конкретных шагов, единодушие уступает место дискуссии, порой весьма острой. Сегодня свою точку зрения о пути повышения эффективности научных исследований высказывает доктор экономических наук, профессор, академик НАН Беларуси П.Г.НИКИТЕНКО.

Проблема повышения эффективности научных исследований и усиления их ориентации на практическое применение относится к числу если не вечных, то имеющих весьма почтенный стаж. Уже то обстоятельство, что на разных этапах развития белорусской экономики - причем как в составе единого государства, так и на отрезке нашей независимой истории - к ней приходится периодически возвращаться, говорит о том, что быстрых решений здесь не существует. Это, однако, не означает, что научная сфера не нуждается в реформировании в соответствии с изменившимися задачами развития.
Очиститься от бюрократии В качестве примера хотелось бы взять историю Национальной академии наук. Как и любая другая структура, она в своем развитии проходит различные этапы. Это что-то наподобие разных возрастов у человека. Для ранних стадий обычно характерен более быстрый подъем, но постепенно всякая система начинает обюрокрачиваться. Управленческий штат разрастается, к науке пристраивается очень много людей, не имеющих к ней никакого отношения, в то время как самих исполнителей, напротив, становится все меньше. Да к тому же и труд их постоянно обесценивается. Посмотрите, сегодня тарифная ставка научного работника - на уровне уборщицы.


Неудивительно, что на фоне этих негативных процессов собственно научный вклад той или иной структуры может иметь тенденцию к снижению. Это и порождает необходимость время от времени проводить пересмотр подходов к деятельности научной организации, вносить в него коррективы, порой кардинальные. Но такого рода преобразования все равно представляют собой вариант решения разновидности бюрократической задачи. Тогда как корни проблем, характерных для нынешнего состояния белорусской науки, лежат, на мой взгляд, гораздо глубже. А платить не пробовали?

Прежде всего, о том, что находится на поверхности. Сегодня ученым часто приходится слышать обвинения в отстраненности от нужд производственного сектора. Но тот же упрек можно обратить и в сторону чиновников и производственников: а часто ли они готовы воспринять предложения отечественных разработчиков, работать с ними рука об руку на коммерческих условиях, совместно осуществляя внедрение новинок и делясь полученными доходами? Комментарии, как говорится, излишни. Встречной заинтересованности, мягко говоря, не чувствуется.

 
К тому же у практиков востребовано в основном то, что им нужно буквально сейчас, а то и вчера. Если они и обращаются к ученым, то чаще всего тогда, когда возникла тяжелая ситуация и из нее необходимо срочно найти выход. Но в пожарном порядке заниматься наукой сложно, а иногда и невозможно. Наука, как правило, опережает время, она по определению устремлена в будущее.


Не способствует эффективному взаимодействию и глубоко укоренившееся стремление получить научные разработки за бесценок, а то и вовсе «за так». Никакому директору не приходит в голову раздавать свою продукцию бесплатно. Научные разработки - это такой же продукт труда, только интеллектуального. Почему же к нему до сих пор «дармовое» отношение? Пока мы его не преодолеем, на серьезный рывок рассчитывать не приходится.


Ведь именно интеллектуальный труд является первичным и основным источником создания добавленной стоимости, особенно в постиндустриальную эпоху. В развитых странах это давно осознали. В той же Германии в рамках создания так называемой креативной экономики налажен буквально бухгалтерский учет мыслей и идей. Они ставятся на баланс, и за каждую новаторскую задумку автору платится вознаграждение, даже если не предполагается ее немедленная реализация. Новая опасность: интеллектуальное рейдерство Сегодня наметилось и набирает силу очень тревожное явление - система своего рода интеллектуального рейдерства. Обычно оно выступает под маской разнообразных структур, занимающихся продвижением проектов и интеллектуальной собственности в целом. Вокруг них группируются люди, стремящиеся собрать всю более или менее ценную информацию, получив за счет этого дивиденды.


Международный класс рейдеров весьма многолик. Это могут быть чиновники, которые используют свое положение для подготовки служебных материалов, написания диссертаций. Или управленцы от науки, паразитирующие на ней. Разновидность такого рейдерства - и априорное требование от ученых бесплатных рекомендаций, по сути консультаций, относительно конкретных ситуаций. Числится такой грешок и за средствами массовой информации. А сколько вокруг возникло различных консалтинговых бюро, экспертиз! Все бы ничего, но за ними, как правило, стоят люди не самой, мягко говоря, высокой профессиональной подготовки. Зато они не забывают перед оказанием широко разрекламированных услуг объехать десяток ученых и запастись необходимыми материалами - естественно, опять-таки за «спасибо». Годы - это опыт Итак, с одной стороны, наблюдается односторонний потребительский подход. С другой, - в ходе предлагаемой реформы науки планируется увязывать оценку научного потенциала с возрастными данными его носителей. Но тем, кто занят скрупулезным подсчитыванием среднего возраста, например, ученых-академиков, хочется напомнить: эти люди аккумулируют научные знания, накопленные многими поколениями. При экспертизе какого-то решения им бывает достаточно одного взгляда и одной минуты, чтобы выдать верное заключение. У нас же нередко накопленные знания и опыт пытаются противопоставить молодости, что явно неуместно.


Зато контрактная система позволяет бюрократам вершить расправу по надуманным возрастным критериям с любыми учеными, ставшими по какой-то причине неугодными.


Такой подход способен привести к далеко идущим последствиям. Известно, что в современном мире выражение «Знание - сила» приобрело особый смысл. Целые страны и континенты порой завоевываются с помощью социальных и информационных технологий. А они - прямое порождение научной деятельности. Модернизируем феодальную модель? В связи с этим хочется привести еще одно расхожее выражение: «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Думаю, в каком-то смысле его было бы оправданно перефразировать применительно к науке вообще и к гуманитариям в частности.


Едва ли уместно здесь вдаваться в длинные дискуссии по этому поводу и тем более в детали планов по реорганизации данной сферы. Ограничусь только одним замечанием. Гуманитарные науки получили свое название от слова «человек». В центре их изучения находится личность как целостная, разумная, космоприродная кластерная система, обладающая высшей ценностью. Именно от признания этой истины берут свое начало технологические и цивилизационные достижения высокоразвитых стран. Впрочем, человека можно воспринимать и по-другому: как биологический придаток к механизму, средство для получения материально-вещественных благ. В таком понимании он превращается просто в рабсилу с невысокой квалификацией и низкой заработной платой. Но, как показывает мировой опыт, на таком основании трудно построить действительно процветающее общество, в лучшем случае можно рассчитывать на слегка модернизированную феодальную модель…


Ну а что касается рецепта усиления связи науки с практикой и повышения эффективности проводимых исследований, то этот вопрос в какой-то мере, я считаю, создан искусственно. Рецепт тут крайне прост: если чиновнику или производственному сектору что-то необходимо, следует просто заключать договоры с научными кадрами и достойно им платить. Если же к ученому никто не обращается, значит, он, его идеи и разработки не востребованы. Вот, собственно, и все.

 


Инвестиции в инновации - один из заявленных приоритетов развития экономики. Однако существующие механизмы их финансирования за счет отраслевых инновационных фондов и собственных средств предприятий пока не способны поднять научно-технический потенциал Беларуси на должный уровень. Поэтому уже не первый год правительство, чиновники и руководители предприятий ратуют за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Попробуем разобраться, насколько реальны ожидания ПИИ в проекты, основанные на белорусских инновациях. Каждому овощу свое время На каждом этапе тернистого пути от зарождения идеи (инновационного продукта, технологии) до вывода зрелого бизнеса на фондовую биржу компания использует различные источники финансирования. Первые деньги (на проверку жизнеспособности идеи) дают так называемые «три F» - Friends, Family, Fools. В дальнейшем, когда предприниматель уже готов представить миру концепт продукта - нечто среднее между идеей и готовым продуктом (или готовой технологией), к делу подключаются различные структуры поддержки предпринимательства. Бизнес, прошедший период первичного выживания, готовы подхватить так называемые «посевные» фонды (по названию этой стадии бизнеса - seed, посевная). Они рассчитывают на то, что несколько по-настоящему прорывных бизнес-проектов с лихвой окупят потери в других инновационных начинаниях.

 


Затем в дело вступает венчурный капитал. На этом этапе бизнес все еще считается очень рискованным, но компания уже должна иметь клиентов и убедительные доказательства того, что продукт не только жизнеспособен, но и оценен покупателями, которые проголосовали за него своим кошельком.


«Инвестиционный конвейер» на развитых рынках продолжают фонды прямых инвестиций, которые работающие с бизнесом уже на стадии расширения объема операций, и инвестиционные банкиры, которые выводят компанию на биржу.
Итак, на каких инвесторов в Беларуси лучше ориентироваться в процессе поиска источников финансирования для бизнес-проектов, основанных на инновациях? Объективно говоря, ни на каких, а вот почему - давайте разберемся. Если проект пока только на бумаге Для примера рассмотрим некий инновационный проект на концептуальной стадии развития. Конечный продукт еще не создан, промышленной технологии тоже нет, есть только успешные результаты нескольких опытов. Возможно - лабораторный образец, макет с многообещающими характеристиками. Кричать «ура» пока рано: впереди - программа исследований и разработка. Да, наши компании (как государственные, так и частные) чувствуют себя в НИОКР как рыба в воде, в Беларуси действительно мощная инженерная база, но…


Давайте посмотрим, кто финансирует проекты на стадии НИОКР (или, как говорят «у них», R&D ) в США и Западной Европе? Это либо специализированные фонды при университетах и научных центрах (догадайтесь, кого они финансируют в первую очередь), либо гранты и гарантии правительственных учреждений (DoD, DoE, NASA и др.), распределяемые на конкурсной основе. Конечно, случаи финансирования иностранного бизнеса есть, но это скорее исключение из правил. Приоритетная задача таких фондов - развитие собственной научной базы и полное владение правами на технологии.


Другой вариант распространенного за рубежом механизма финансирования - ориентированные на инновации частные фонды (например, при таких компаниях, как Google, Microsoft, Intel). Примеры финансирования иностранных стартапов в этом секторе встречаются чаще. Но венчурные капиталисты придерживаются стойкого убеждения, что нужно иметь дело с людьми, которых знаешь лично. Иными словами, чтобы получить такие инвестиции, вам нужно находиться рядом с капиталистами, т.е. работать там - в Кремниевой долине, в других центрах зарождения высокотехнологичных бизнесов.
Но если вы не готовы рассматривать вариант переезда (а иначе, как утечкой мозгов это не назовешь), то отечественным инноваторам на стадии НИОКР остается искать деньги на исследование и разработку внутри страны. Конечно, бывают и исключения из правил. Например, к одному бизнес-проекту на основе белорусской высокотехнологичной разработки, в который привлекаются ПИИ, проявили интерес инвесторы из Ирана. Оно и понятно: серьезных компаний, которые способны взяться за НИОКР в специфичной области, не так уж и много. В данном случае конкуренцию нашему проекту составляют компании из США и Европы, которые не торопятся отдавать свои инновационные технологии в Иран. Но проявить интерес к инновации - еще не значит купить ее. Поэтому основную проблему большинства наших разработчиков можно обозначить кратко. «Вначале продай, потом изобретай» Этот лозунг доходчиво объясняет изобретателям, что инновация не самоценна, вокруг нее необходимо выстроить бизнес-модель, иными словами, предложить четкий бизнес-план, описывающий, как можно заработать на вашей идее. Причем каждый элемент логического построения бизнес-модели должен быть подкреплен конкретными фактами и обоснован.


Поступательно продвигаясь от разработки идеи к ее реализации, обсудим план дальнейших действий. Если инновационный проект прошел стадию НИОКР успешно, настало время предложить инвестору конкретный бизнес. В этот момент шансы получить финансирование тем выше, чем больше гипотез проверено практикой. Ведь бизнес не обязательно должен быть прибыльным, но определенно должен иметь выручку от нового продукта. Как этого можно добиться, еще не вложив в дело инвестиции, которые вы, собственно говоря, ищете - загадка, и каждый ее решает по-своему.


К примеру, подтвердить жизнеспособность бизнеса на основе продукта, который уже создан, но еще не производится, поможет опытная эксплуатация оборудования, вы можете изготовить его в единичном экземпляре, если пока не готовы производить серийно. При этом случается, что за основу выбирают и продукт конкурента, который усовершенствуют на базе своей технологии, а затем продают лояльным клиентам. В этой игре все средства хороши (в рамках закона об авторском праве, конечно). Ау, инвесторы А сейчас перейдем к тому, как привлечь в проект венчурные инвестиции. Здесь возможны варианты. Можно «позвать» инвестора в действующий бизнес (что вряд ли подойдет для белорусских государственных компаний), а можно создать компанию под бизнес-проект. В западной практике такой подход приветствуется - новое предприятие называется SPV . Реализация проекта «под отдельное юрлицо» имеет свои плюсы. Во-первых, вы не размываете собственность в действующем бизнесе, часто не имеющем прямого отношения к разработке. Во-вторых, не проецируете риски нового проекта на действующий бизнес и можете пользоваться брендом материнской компании. К тому же юридическая подготовка сделки с новой компанией на порядок проще (и дешевле), чем сделка с долей в бизнесе «с историей».


Как и в случае с инвестициями в R&D инвестор гораздо охотнее вкладывает деньги в компанию, которая зарегистрирована и работает у него на родине. В этом случае придется выбирать, что для вас дороже: нереализованный в своем отечестве бизнес-проект или работающий, но за рубежом бизнес. В качестве резюме Выполнив ряд определенных условий, любое серьезное предприятие (государственное или частное) имеет хорошие шансы привлечь в дело солидные деньги. Однако это должен быть именно работающий бизнес, со всеми атрибутами деловой активности. Если же речь идет о финансировании НИОКР, то искать деньги нужно в пределах страны.

 

 Виктор СТЕПАНОВ, управляющий партнер Инвестиционно-консалтинговой компании United Capital

В цивилизованных странах ведомства, чиновники - это, по сути, обслуживающий персонал, их задача - создавать наиболее благоприятные условия для деятельности производителей. В Беларуси наблюдается прямо противоположная ситуация. Здесь как раз ведомства позиционируют себя настоящими хозяевами жизни, никаких обязанностей перед производителями уж точно не имеющими. Только права. Примеров, когда «телега правит лошадью», каждый директор может привести множество. Вот один из самых характерных.


Наше предприятие в интересах своего производства импортирует комплектующие из России. Работаем серьезно. За месяц только НДС выплачиваем около 2 млрд. руб.


Помимо прочих документов, при закупках оформляем международные товарно-транспортные накладные (МТН). Зачем они нужны - понять не могу. Таможенной границы с Россией нет, факт ввоза подтверждается другими документами, на их основании начисляются и налоги. Получается, МТН для российского импорта - бумага совершенно лишняя, но Министерство по налогам и сборам ее требует. Наверное, чтобы сохранить штат, ищет для своих сотрудников занятие. Ладно, заполнить пару лишних бланков нам, вернее, нашим российским партнерам не так уж трудно. Рассказать хочу о другом.

Регулирование ввоза товаров, в том числе с использованием МТН, - компетенция Министерства транспорта и коммуникаций. Постановлением от 20. 02. 2012 г. №11 это ведомство ввело новую инструкцию по заполнению МТН, текст ее в электронном виде был размещен в базах данных правовой информации. И было сказано, что сам бланк накладной приводится на бумажном носителе.


В первую очередь обращаемся, конечно, в РУП «Издательство «Белбланкавыд». Инструкция издана в феврале, полтора месяца - достаточный срок, чтобы напечатать нужное количество бланков, требующихся едва ли не каждому предприятию. Однако как раз такой продукции у монополиста в сфере ее издания не оказалось. Начинаю нервничать. Из-за никому не нужной бумажки нам могут остановить отгрузки, а это же и прямые убытки, и ущерб для имиджа фирмы, и риск нарваться на штрафные санкции. Словом, букет неприятностей на пустом месте.


Звоню в Минтранс, спрашиваю, как быть, где взять бланки - хоть бумажные, хоть электронные. И получаю от сотрудника ведомства очень вежливый, но совершенно обескураживший меня ответ. Дескать, мы документ подготовили, в Минюсте зарегистрировали, опубликовали, а как его выполнять - ваши проблемы.


Конечно, мы, как говорится, выкрутились. Потратив массу времени, денег и нервов, нашли в другой фирме старые бланки, благо, их разрешили использовать. Теперь ими пользуемся, а новые до десятых чисел мая в продажу так и не поступили.
Почему меня так задел этот случай? Вроде бы - сущая мелочь. Выход все равно нашелся, никто особенно не пострадал. Все так. Дело в том, что из таких «мелочей» состоит весь белорусский бизнес. Нам, предпринимателям, приходится постоянно воевать с ветряными мельницами, которые неутомимо и неизвестно зачем строят чиновники.


Почему в других странах производитель, создающий рабочие места, - уважаемый человек, и весь госаппарат работает на то, чтобы на любом месте, где он может упасть, подстелить соломку. А еще лучше - сделать так, чтобы опасных мест в бизнесе вообще не было. В Беларуси же все перевернуто с ног на голову, главный у нас чиновник, который заботится в первую очередь о своих узковедомственных интересах, а не интересах страны и производителя. К слову, как раз в этом, думаю, одна из главных причин всех наших экономических неурядиц и бед.
Александр К., заместитель директора ООО. От редакции.


Публикуя это письмо, мы менее всего надеемся повлиять на отношение чиновников к производителям. Что говорить о прессе, которая никогда в нашем государстве не была четвертой властью, если эта проблема оказывается неподъемной даже для руководителей страны.


И все же несколько конкретных вопросов поставить будет нелишним: их можно и нужно решить.
Первое. Почему ведомства, издающие нормативные правовые акты, не несут ответственности за то, как организовано их применение и убытки субъектов хозяйствования, вызванные принятием нормативных и правовых актов.


Второе. Почему электронные нормативные акты распространяются без форм документов, которые ими утверждаются? Такая практика сложилась не сегодня и касается она не только инструкций Минтранса, а всех документов. Но очевидно, что эта практика - ущербная. Нормально - когда предприятие имеет возможность распечатать бланк (разумеется, если он не строгой отчетности) из электронной базы и его использовать.


Нынешнюю же ситуацию можно объяснить только лоббированием интересов РУП «Издательство «Белбланкавыд», которое сегодня занимает монопольное положение на рынке и успешно навязывает свою отнюдь не дешевую продукцию субъектам хозяйствования.


Роль защитника интересов субъектов хозяйствования в данном случае мог бы сыграть Минюст, отказывая ведомствам в регистрации «безбланочных» проектов документов.
Третье. Вероятно, прав наш читатель и в том, что МТН при импорте товаров с территории Таможенного союза - документ избыточный. А значит, его необходимо как можно быстрее отменить.

 

Александр К., заместитель директора ООО

 

Олег ЧАНОВ, партнер консалтинговой компании EnterInvest Что может дать правильная аналитическая сегментация клиентов, или как найти 100 000 евро в… модели дискретного выбора? Пути: экстенсивный и интенсивный Есть расхожая фраза: «нужно делать правильные вещи и делать их правильно». Тогда бизнес будет работать эффективно. По поводу первой части фразы все понятно, поэтому поговорим о второй, т.е. о том, как можно использовать некоторые инструменты для решения бизнес-задач.
Для иллюстрации обратимся к рынку телекоммуникационных услуг и посмотрим, как можно решить одну не очень простую бизнес-задачу. Итак, дано: белорусский рынок сотовой связи близок к насыщению, что ограничивает возможности роста доходов оператора за счет быстрого увеличения базы абонентов (рис.1 и рис.2).

Нужно дать ответ на следующий вопрос: из чего мобильные операторы могут извлекать дополнительную прибыль?
Вроде бы ответ лежит на поверхности: основные резервы роста доходов оператора могут быть сосредоточены в продаже дополнительных услуг, включая мобильный интернет, игровой контент и прочие «дополнения», - то, что операторы называют VAS (value added services - буквально: ценность, добавленная услугами).


Считается, что наибольший потенциал дальнейшего роста доходов сотовых операторов сосредоточен в сфере мобильного интернета и связанных с ним услуг. Исходя из этого, операторы внедряют новые решения в области мобильной передачи данных, рассчитывая, что они обеспечат максимальный рост выручки в ближайшем будущем.
Но это все, так сказать, «экстенсивный» путь развития - т.е. увеличение количества услуг, в том числе и за счет новых технологий.

А можно ли говорить об «интенсивном» пути увеличения доходов с абонента? Давайте для начала взглянем, что происходило у операторов с таким показателем, как ARPU.


Как видно из рис.3, стремительного роста этого показателя в последние годы у операторов, мягко говоря, не наблюдалось. Скорее можно говорить о стабилизации доходов в расчете на 1 абонента. Впрочем, девальвация 2011 г. испортила и эти показатели: по последним данным, средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента по итогам третьего квартала 2011 г. у компании МТС составила 5,27 долл., что меньше на 18,3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 32,3% - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Velcom констатировала снижение ARPU во втором квартале до 4,9 евро (в первом квартале было 6,1), у оператора Life она снизилась до 3,3 долл., в третьем квартале нужно ожидать еще большего падения.


В таких условиях закономерно возникает вопрос: можно ли увеличить ARPU, работая с уже существующими абонентами? Опыт работы в других странах (Литва, Латвия, Эстония, Великобритания) показывает, что можно.
Есть инструмент, позволяющий добиться положительных результатов: комбинационный анализ или модель анализа дискретного выбора. Работа с ним основана на том, чтобы наиболее полно понять потребности клиента и определить в пакете сумму, которую он готов заплатить за удовлетворение своих потребностей.

Модель анализа дискретного выбора помогает оператору ответить, например, на такие вопросы:
•    что прибыльнее: увеличить абонентскую плату или предоставить больше услуг (минут, SMS, данных)?
•    является ли предоставление большего количества минут, SMS, объема данных в пакете более прибыльным?
•    какие надбавки к цене могут быть использованы для тарифных планов, включающих в пакет ту или иную марку телефона?
•    от какого оператора легче переманить большее количество клиентов? Карты выбора Для работы с моделью дискретного выбора нужно для начала сделать правильную сегментацию, т.е. на основании информации по абонентской базе, которая уже есть у оператора, определить факторы выбора тарифных планов абонентами и степень их чувствительность к ним.


На основании этих данных разрабатываются так называемые «карты выбора». Каждая из них моделирует предпочтения клиентов в реальной рыночной ситуации: т.е. если, к примеру, на сегодняшний день у компании Life - самые привлекательные, с точки зрения абонентов, цены, то карты выбора сразу это учитывают - чтобы не создавать «искусственности» или «идеальности» при проведении исследований в дальнейшем.


Абоненту (актуальному и потенциальному) предлагается сделать выбор между «связанными» пакетами услуг (тарифными планами) на основании карты выбора и оценить: что из этих пакетов он реально выберет с точки зрения цен, пакета услуг, а также бренда оператора.


В конечном итоге, после проведения «полевого» опроса по репрезентативной выборке становится понятно: какие именно услуги и в каком пакете можно предлагать абонентам, чтобы увеличить доходность оператора. И далее остается только сформировать правильный тарифный план…


В принципе мы имеем дело с тем самым «сегментированием», о котором можно прочитать в любом учебнике по маркетингу: выделите сегмент, определите, какие потребности есть у клиента, предложите ему то, что необходимо. Вопрос, скорее, в том, как делать сегментирование, какие данные для этого использовать?
Ключевым моментом в методологии является составление карт, которые формируются на основании модели дискретного выбора.


Карты содержат набор возможных сценариев выбора, а также ряд «переменных» элементов: бренд, стоимость минуты разговора, стоимость отправки сообщения и т.д., причем все это сразу тестируется одновременно с реальными ценами и предложениями конкурентов. На основе анализа ответов создается симулятор, позволяющий оператору протестировать разные варианты цен и эластичность спроса.


В качестве иллюстрации хочется привести 3 коротких примера того, как мобильные операторы экономили деньги, используя выводы анализа модели дискретного выбора на рынках других европейских стран. История первая: бонусы за входящие звонки Оператор предлагал бонусы за входящие звонки внутри сети. Вроде бы это хорошо: все абоненты любят «подарки», не правда ли? Но проведенный анализ показал, что отмена бонуса приведет к минимальному оттоку клиентов и в то же время позволит сэкономить компании на стоимости услуг 300 тыс. евро, что и было сделано. История вторая: «любимые номера» внутри сети

Оператор предлагал 5 «любимых номеров» внутри сети. При опросе абонентов выяснилось, что если предложить абонентам неограниченное количество любимых номеров, то компании удастся привлечь значительное число дополнительных клиентов при минимальных затратах. Оператор запустил эту компанию и в результате привлечения абонентов от других операторов сумел увеличить свою доходность на 200 тыс. евро. История третья: бесплатные SMS

Оператор предлагал тарифный план с бесплатными звонками и SMS внутри сети. Проведенный анализ показал, что отказ от бесплатных SMS внутри сети приведет к минимальным потерям клиентов и значительно увеличит выручку, потому что для данного клиентского сектора услуга «бесплатных» SMS абсолютно не была критической. Результат - дополнительная прибыль 150 тыс. евро.


Приведенные выше примеры - только часть того, что можно сделать, используя такой инструмент, как модель дискретного выбора. По большому счету ее можно применить к любому продукту или услуге, в котором потребитель делает выбор на основе нескольких взаимосвязанных критериев.

Андрей МОРОКОВ, специалист отдела обеспечения производства РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

Результат деятельности руководящего органа компании - ее финансовые показатели. При этом принимаемые решения, как тактические, так и стратегические, формируются на основе личных знаний и опыта, что значительно ограничивает их оптимальность.


Каким бы полноценным «багажом» не обладал руководитель (или совет), он всегда ограничен субъективным видением ситуации, а в современных условиях жесточайшей конкуренции, когда полноценные знания получают многие, конкурентоспособность принимаемых решений может оказаться под вопросом.


В настоящее время консультационная поддержка в любых областях представлена широкими возможностями. Однако используются они далеко не полностью.


Одним из способов получения разносторонних решений поставленной задачи является краудсорсинг . Данный вид сотрудничества широко используется в области маркетингового продвижения товаров.


Его суть заключается в следующем. Компании и их маркетинговые подразделения давно поняли, что целесообразнее просто спросить у мирового сообщества потребителей, какой товар они хотят купить, вместо того, чтобы произвести изделие, которое, по их мнению, будет пользоваться спросом, и предложить его рынку. В последнем случае надежды компании, которая сама себя ввела в заблуждение, могут и не оправдаться.


В настоящее время уже разработаны стандартизированные механизмы получения краудсорсинговой консультационной поддержки. Существуют специализированные организации, которые предоставляют данные услуги. Эти организации помогают заказчику составить полноценное задание, содержащее необходимое количество исходных данных, задачу, которую необходимо решить, а также требования, предъявляемые к предлагаемым участниками решениям. Данное задание размещается на специализированной платформе в интернете на определенный срок. При этом для привлечения наибольшего количества участников объявляется вознаграждение различного рода, которым будут отмечены те, кто предложил, по мнению заказчика, наиболее оптимальные решения поставленной задачи. И в течение указанного срока абсолютно любой может стать участником проекта и дать свое решение поставленной задачи. При этом мотивацией участия может послужить не предлагаемое вознаграждение, а непосредственно сотрудничество с общепризнанными компаниями.


 На современном этапе развития большинство краудсорсинговых проектов реализуется в области маркетинга, что обусловлено необходимостью разработки наиболее оптимальных товаров, предназначенных для широкого потребления.
В области менеджмента данные проекты практически не реализуются, хотя возможный эффект может быть столь же значительным.


Представляется возможным разработка следующего механизма реализации краудсорсинговой консультационной поддержки в области управления компанией.


В случае необходимости принятия тактических или стратегических решений компания разрабатывает исходные данные, которые будут предоставлены участникам. Это, как правило, статистическая информация о деятельности компании, ее фактические показатели за определенный период, анализ конкурентных преимуществ, информация о конкурентах и др.
Формулируется также задача, которую необходимо решить. Она может включать пути увеличения прибыли и выхода на новые рынки сбыта, возможности по обновлению модельного ряда выпускаемой продукции, способы получения конкурентных преимуществ, анализ возможных слияний и поглощений и др.


Далее следует размещение задания на специализированном ресурсе во Всемирной сети. При этом главной особенностью может стать точечное приглашение к участию в проекте специалистов узкого профиля в данной области. Имеется в виду приглашение к участию профессорско-преподавательского состава и слушателей специализированных учебных заведений в этой области.


Например, обучение в бизнес-школах проходит с моделированием игровых ситуаций, в которых рассматриваются варианты принятия управленческих решений в различных ситуациях. В таких случаях целесообразно будет предложить участие в проекте по решению конкретной поставленной задачи, что даст как больший опыт и участникам, так и более полноценные и разносторонние предложенные решения компании-заказчику.


В дальнейшем руководство компании оценивает предлагаемые решения на возможность внедрения, а также оценивает потенциальный результат. В случае целесообразности некоторые предложенные решения осуществляются на практике.
Вместе с достижением главной цели данный механизм способен решить проблему поиска талантов, которым можно найти достойное применение, что, несомненно, повысит потенциал компании. При этом географических ограничений участия не существует, что позволит получать сгенерированные идеи со всего мира.


Есть ли недостатки в предложенном механизме реализации краудсорсинговой консультационной поддержки? Конечно, есть, и они присущи краудсорсингу в целом.


В данном случае речь идет проблеме соотношения «цена-качество», характерной для рыночных механизмов.
Представьте, что необходимо разработать стратегию развития компании с привлечением стороннего лица. С одной стороны, свои услуги предлагает профессиональный специалист, который обучался в специализированном учебном заведении и может выполнить работу высококачественно, но за большое вознаграждение. А с другой, - дилетант, он согласен сделать это на основе своего видения бесплатно. Это две крайности, которые противопоставляются друг другу. Большинство предложений находится между ними.


Краудсорсинг на 100% является рыночным механизмом. Как следствие, заказчик будет получать предлагаемые решения от всех групп участников: как профессиональных специалистов, так и неспециалистов. И исходя из опыта реализации краудсорсинговых механизмов в других областях, можно констатировать, что от 70 до 90% предлагаемых решений будут бесполезны.


Поэтому необходимо иметь методики выделения полезных решений из общей массы на основе использования рейтинговых систем оценки участников, оценки их компетенции, применения конкурентных механизмов оценки эффективности идей и т.д.
Использование рейтинговых систем оценки участников, а также конкурентных механизмов оценки эффективности идей эффективно только при условии проведения такой оценки независимыми экспертами, а не самими участниками.
Применение оценки компетенции участников возможно только при разработке балльной системы оценки предлагаемых решений, так как и участник без специализированного образования способен потенциально представить гениальную идею.
Таким образом, оптимальной представляется возможность отбора полезных идей с привлечением независимых экспертов в данной области.


Данная деятельность может быть осуществлена как специалистами специализированных отделов компании-заказчика, так и сторонними специалистами на основе аутсорсинга.


Краудсорсинг - еще очень молодая технология и поэтому не выработала стандартов, проверенных временем, но после долгого пути проб и ошибок именно она станет самым эффективным способом ведения дел в самых различных областях.

Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук В контексте вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования  (г. Москва) провел исследование, основной целью которого являлось определение степени готовности российского делового сообщества к полноправному участию в ВТО.


Посмотрим на результаты этих исследований и высказанные российскими товаропроизводителями предложения по защите внутреннего рынка от внешней конкуренции с точки зрения принципов и правил функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО. Думается, что подобных, а может, и более жестких взглядов придерживаются и руководители белорусских предприятий.
Пошлины и интересы Для начала важно вспомнить, что основой многосторонней торговой системы является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В данном документе сконцентрированы фундаментальные принципы функционирования этой системы, которые заключаются в:
•    предоставлении Договаривающимися сторонами во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования (ст. I);
•    предоставлении взаимных торговых уступок (ст. II);
•    предоставлении товарам иностранного происхождения национального режима (ст. III);
•    осуществлении регулирования торговли с помощью таможенных тарифов, а не количественных ограничений (ст. XI);
•    недискриминации (ст.ст. V и XIII);
•    прогрессивном снижении таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров (ст. ст. XXVIII и XVIII-бис).
Теперь обратим внимание на основные результаты вышеупомянутого исследования.


При оценке текущего уровня тарифной защиты внутреннего рынка представители 56% опрашиваемых предприятий указали, что действующий средний уровень ставок таможенных пошлин отвечает интересам развития отрасли и не требует корректировки.


Количество сторонников повышения уровня ставок ввозных пошлин (28%) в 2,3 раза превышает число представителей, выступающих за их понижение (11%). За повышение таможенных пошлин высказались предприятия машиностроительной, лесохимической, химической, авиационной отраслей, в то время как сторонниками понижения стали представители целлюлозно-бумажной отрасли и сектора авиаперевозок.


Подавляющее число респондентов (80%) считает, что конечный уровень «связывания»  Россией в рамках системы ГАТТ/ВТО ставок ввозных таможенных пошлин не отражает их интересы. При этом ни одна компания не заявила, что снижение таможенной пошлин может отвечать ее интересам.


Около 20% участников исследования указали, что конечный уровень «связывания» лишь частично отражает их интересы.
Что касается товарных позиций, по которым предполагается изменение уровня тарифной защиты по истечении переходных периодов, то 60% компаний ответили, что срок переходного периода и конечный уровень «связывания» ставок таможенных пошлин отражает либо частично отражает их интересы. В то же время 40% опрошенных остались недовольны взятыми Россией обязательствами в рамках ВТО. В чем преимущества и чем рискуем? В ходе исследования компаниям было предложено назвать не более трех преимуществ от присоединения России к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО.


Основная часть ре¬спондентов главным преимуществом считает снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование и комплектующие изделия. Эти ответы набрали соответственно 19 и 16% голосов.
Возможность использования инструментов ГАТТ/ВТО для противодействия дискриминации компании на внешних рынках также является важным аргументом в пользу присоединения России к ВТО. Это отметили 14% опрошенных.
11% респондентов указали в качестве преимущества от присоединения страны к ВТО формирование в России современной нормативно-правовой среды в торговой сфере, а 8% - на важность повышения прозрачности регулирования внешнеторговых процессов.


Такой аспект, как повышение инвестиционной привлекательности отрасли, набрал лишь 8% ответов, что свидетельствует, скорее всего, о достаточно скептическом отношении со стороны участников опроса к улучшению инвестиционного климата в связи с присоединением России к ВТО.


Показательным является то, что ни одна из компаний, участвовавших в исследовании, не назвала повышение степени защиты интеллектуальной собственности как преимущество от присоединения к ВТО. Это кардинально контрастирует с интересами, к примеру, западных компаний, для которых защита интеллектуальной собственности на зарубежных рынках является одним из ключевых направлений деятельности многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО.
Для 11% компаний, участвовавших в исследовании, преимущества от присоединения России к ВТО вообще отсутствуют.
Подавляющее большинство респондентов (24%) в качестве основного риска от присоединения к ВТО указало на возможное вытеснение зарубежными конкурентами российских товаропроизводителей с внутреннего рынка. Вторым по популярности стал ответ о снижении возможности использовать Таможенный тариф в качестве инструмента защиты отрасли (22%).
Для 15% компаний негативные последствия выражаются в неопределенности условий присоединения России к ВТО, а 12% респондентов в качестве риска рассматривают возможное ослабление конкурентоспособности по сравнению с зарубежными предприятиями. Меры защиты Вторая часть исследования была нацелена на выявление предпочтений респондентов по возможным мерам защиты внутреннего рынка в условиях полноправного участия России в многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО.
67% компаний заявили о том, что они считают необходимым введение защитных мер. Причем наибольшую популярность у респондентов вызывали специальные защитные меры. 58% опрошенных указали их в качестве необходимых для защиты своих отраслей. На втором месте следуют антидемпинговые (42%), а компенсационные меры набрали 25% ответов.
Компании, принявшие участие в исследовании, приветствуют использование технических барьеров в торговле для защиты российского рынка. 95% респондентов отметили, что в их отраслях уже применяются различные элементы, представляющие собой технические барьеры во внешней торговле. Основная часть опрошенных (40%) отметила наличие в их отрасли обязательной сертификации (авиационная, машиностроительная, химическая, металлургическая). Вторыми по распространенности мерами стали подтверждение соответствия и техническое регулирование (по 35% каждая).
20% респондентов высказались за необходимость более активного использования инструментов технического регулирования в торговле.


В качестве дополнительных мер защиты внутреннего рынка участники исследования называли квотирование и лицензирование импорта. 25% респондентов (представители машиностроения, металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности) заявили о необходимости их введения. При этом 60% указало на целесообразность использования импортных лицензий и 40% - импортных квот.

Таким образом, принявшие участие в исследовании компании в большинстве своем высказались за:
•    усиление степени тарифной защиты внутреннего рынка;
•    использование специфических механизмов защиты рынка, таких как специальные защитные и компенсационные меры;
•    использование инструментов технического регулирования доступа к рынку товаров, а также лицензирования и квотирования. Желаемое и действительное Оценим, как предложения российских товаропроизводителей соотносятся с правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО?

Согласно положениям ст. XXVIII ГАТТ-1994 договоренность по изменению уровня тарифной защиты рынка по какой-либо товарной позиции достигается в ходе переговоров всех заинтересованных сторон (стран-членов ВТО). При этом итогом переговоров, как правило, является «условие о компенсационном изменении в отношении других товаров». Заинтересованные Договаривающиеся стороны всегда стремятся сохранить «общий уровень взаимных и взаимовыгодных уступок, не менее благоприятный для торговли», чем был предусмотренный ранее.


Соглашение по защитным мерам устанавливает правила применения специальных защитных мер, предусмотренных в ст. XIX ГАТТ-1994. Данные меры направлены на защиту национальной отрасли промышленности от «серьезного ущерба» или «угрозы серьезного ущерба», вызываемого резким и неожиданным увеличением импорта конкурирующей продукции в условиях либерали¬зации мировой торговли.


Согласно положениям Соглашения под «серьезным ущербом» понимается существенное общее ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства. Под «угрозой серьезного ущерба» - явная неизбежность причинения серьезного ущерба.


Соглашение требует от Договаривающихся сторон отказаться от практики использования мер «серой зоны» (таких, например, как добровольные ограничения экспорта или соглашения о разделе рынка), устанавливает, что государство вправе прибегнуть к защитным мерам путем временного повышения ставки таможенной пошлины или квотирования любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит серьезный ущерб национальному производству аналогичного товара.


Защитные меры должны быть временными, т.к. их цель состоит в содействии структурной перестройке внутреннего производства и восстановлению его конкурентоспособности.
Соглашение определяет процедуру применения защитных мер и предусматривает, что затронутые мерой страны-экспортеры могут приостановить действие торговых уступок, предоставленных стране, которая эту меру ввела, с тем, чтобы восстановить баланс выгод-уступок. Со своей стороны страна, применившая защитную меру, может предложить экспортерам, затронутым этой мерой, торговые компенсации.
Специальные защитные меры вводятся исключительно в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба и для облегчения процесса экономической адаптации к новым условиям рынка. Субсидии Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает правила использования субсидий и применения мер, направленных на компенсацию ущерба, возникающего в результате субсидирования. В документе дается определение термина «субсидия» и устанавливается, что его положениями охватываются только специфические субсидии. Соглашение содержит критерии определения, является ли субсидия «специфической» для отдельного предприятия или группы предприятий, или отраслей промышленности.


Соглашение устанавливает три категории субсидий:


•    запрещенные субсидии;
•    разрешенные субсидии, допускающие введение компенсационных мер («actionable»);
•    разрешенные субсидии, не позволяющие введение компенсационных мер («non-actionable»).
В Соглашении дается количественное определение материального ущерба. Материальный ущерб считается «серьезным», если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%.
Соглашение также содержит положения, регулирующие использование компенсационных мер. Технические барьеры Соглашение по техническим барьерам в торговле призвано противодействовать использованию инструментов технической и административной политики с целью защиты национальных рынков.
В соответствии с положениями Соглашения стандарты и правила сертификации должны применяться на основе национального режима. Иначе говоря, они не могут быть более обременительны к иностранным товарам по сравнению с отечественными.


Соглашение устанавливает процедуры проверки соответствия стандартам, рекомендует странам-участницам заключать соглашения о взаимном признании сертификатов и процедур сертификации.
Положения Соглашения распространяются как на товары, так и на производственные процессы и методы.
Процедуры оценки соответствия товаров требованиям национальных стандартов не должны служить инструментом дискриминации торговых партнеров. В приложении к Соглашению содержится Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов.
Важным является требование Соглашения о том, чтобы стандарты и технические регламенты не оказывали на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения целей их разработки и внедрения. Такими законными целями являются:


•    требования национальной безопасности;
•    предотвращение недобросовестной практики;
•    защита здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных, охрана окружающей среды. Лицензирование Соглашение по процедурам импортного лицензирования разработано с целью упрощения и унификации формальностей при выдаче импортных лицензий.


В Соглашении зафиксированы такие основополагающие позиции, как принцип недискриминации и транспарентности.
Соглашение требует, чтобы процесс рассмотрения заявки на получение или возобновление лицензии был максимально упрощен, а вся информация, касающаяся данных процедур, - доступной. Правила, применяемые странами-импортерами в вопросе процедур лицензирования, должны «…обеспечивать равенство и справедливость при допуске на рынок». Эти процедуры не должны носить искажающий или ограничительный характер, а также не создавать «…административных трудностей, кроме тех, которые абсолютно необходимы с точки зрения управления самим процессом».


Обобщая вышеизложенное, следует особо отметить, что изменение уровня тарифной защиты национального рынка, а также использование для этих же целей специфических механизмов и инструментов достаточно четко регламентируются положениями соответствующих многосторонних соглашений, действующих в рамках ВТО. Поэтому сегодня одних пожеланий товаропроизводителей повысить ставки таможенных пошлин или ввести в действие какую-либо ограничительную или компенсационную меру - недостаточно!


В условиях либерализации и глобализации мировой экономики лишь производство конкурентоспособной продукции является гарантией уверенного положения компании на внешних рынках.

Валентин РАЧКОВСКИЙ, патентный поверенный Республики Беларусь

Деловая репутация аккумулирует в себе весь положительный и отрицательный опыт работы предприятия на рынке. При этом она имеет конкретное стоимостное выражение. Стоимость знаменитых товарных знаков (ТЗ) очень высока и складывается не столько из затрат на их регистрацию и охрану, сколько из материализованной в них деловой репутации.

Найти и обезвредить Среди основных видов нарушений, с которыми сталкиваются сегодня белорусские предприятия, самый распространенный - подделка продукции. Когда под чужими реквизитами и чужим ТЗ выпускаются изделия более низкого качества, чем оригинал. На рынке СНГ подделки чаще всего встречаются в сферах производства продуктов питания и фармацевтики. А поскольку теневой рынок хорошо развит, то и номенклатура контрафактной продукции достаточно широка.
Следующий тип правонарушений, который наносит существенный ущерб деловой репутации, имеет более изощренную форму. Это паразитирование на репутации известного бренда: имитация внешнего вида продукции, фирменного стиля, использование характерных цветовых решений.
Поэтому в мировой практике активно используется охрана ТЗ и других объектов интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках. Широкое распространение получила регистрация нетрадиционных ТЗ, включающих самые различные элементы фирменного стиля: от сочетания цветов, до движущихся, звуковых знаков и даже запахов. В Беларуси же в качестве ТЗ можно защитить смысловые или фантазийные слова, различные словосочетания (слоганы), сочетания букв или цифр, изображения, дизайн упаковки, этикетку, форму товара и другие обозначения вплоть до упомянутого выше сочетания цветов. Однако у нас пока не обеспечена охрана звуковых ТЗ и некоторых других нетрадиционных для нашей правовой системы обозначений. Сколько людей - столько мнений Необходимо отметить, что к категории недобросовестной конкуренции относится и дискредитация продукции того или иного производителя. Но только в том случае, когда подобная информация имеет цель устранить конкурента. Здесь важно отличать чье-либо сугубо частное мнение от целенаправленной кампании по дискредитации бренда. Даже экспертное мнение субъективно по своей сути, ведь это оценка конкретного человека. Для квалификации действий конкурента как недобросовестных важен именно факт искажения объективных сведений о товарах, услугах, их производителе. Например, он позиционирует свой продукт на рынке как диетический, а кто-то распространяет информацию о его свойстве способствовать прибавлению веса. С такой недостоверной информацией, безусловно, надо бороться.

Хорошее - враг лучшего

Интересно, что в разных странах действуют различные нормы, регулирующие сведения, которые можно публиковать в СМИ. Так, в РБ де-факто распространена сравнительная реклама. Например, есть обычный абстрактный стиральный порошок, а есть самый лучший - тот, который рекламируется. Получается, что производители всех остальных порошков вправе предъявить некоторые претензии рекламодателю. Ведь согласно рекомендованным в Беларуси правилам добросовестного поведения на товарных рынках подобная практика считается недопустимой. Но хвалить себя никто не запрещает, если это не сопровождается прямыми или косвенными выпадами в адрес конкурентов.

 


Отечественная правоприменительная практика в области противодействия недобросовестной конкуренции формируется от прецедента к прецеденту. В этой сфере жестких правовых рамок пока нет. В ГК РБ содержатся лишь максимально общие формулировки по поводу недобросовестной конкуренции. Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» сделал в этом смысле шаг вперед, но и там формулировки тоже весьма размыты. Это объясняется тем, что отечественный институт противодействия недобросовестной конкуренции находится еще в стадии формирования. Сама система интеллектуальной собственности функционирует у нас всего 20 лет, а для наработки устоявшейся правовой практики это крайне мало. Тем более что активная борьба в этом направлении ведется только в последние 3-4 года. К тому же судебные дела рассматриваются сравнительно редко, поэтому юридическая практика накапливается медленно.

Под пиратским флагом Тем не менее, анализ уже наработанной практики позволяет выделить самые распространенные факты недобросовестной конкуренции и методы борьбы с ними. В Беларуси хорошо отработан вопрос противодействия так называемым «пиратским» регистрациям. Эта форма достаточно широко отработана физлицами, в том числе, не имеющими даже статуса ИП. Как правило, они регистрировали в Беларуси на свое имя известные ТЗ, а затем предлагали их истинным владельцам выкупить «обратно» за определенную сумму. Согласно вполне устоявшейся позиции антимонопольных органов такие действия теперь признаются актом недобросовестной конкуренции, а подобная регистрация знака - недействительной. Помимо этого в регистрации известного ТЗ вам может быть отказано уже на стадии экспертизы обозначения, если в патентное ведомство не будет представлено письменное согласие изначального владельца.


Одной из разновидностей «пиратской» регистрации является инициативное (не авторизованное владельцем определенного бренда) оформление кем-либо из многочисленных поставщиков продукции соответствующего ТЗ на свое имя. Тем самым остальные поставщики сталкиваются с нарушением исключительного права своего более расторопного конкурента. Новый владелец регистрации ТЗ получает при этом очевидное конкурентное преимущество, воспрепятствовать которому можно только обратившись в антимонопольный орган или суд. Когда критика на пользу Однако к актам недобросовестной конкуренции не относится оценка потребителями качества товаров, услуг того или иного производителя на интернет-форумах. Ведь потребители не конкурируют с предприятиями, а потому имеют право высказать свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением производителя. Более того, такая критика для предприятий даже полезна - не надо проводить маркетинговые исследования продукции, поскольку оперативный канал обратной связи с покупателями уже налажен. В данном случае эффективной мерой противодействия негативным отзывам в интернете может стать активная рекламная компания предприятия. Кроме того, для наглядного подтверждения своей высокой деловой репутации оно должно использовать любой информационный повод: проводить разные профессиональные конкурсы, рейтинги, публиковать в СМИ мнения экспертов о качестве своей работы и продукции. К высокому рейтингу надо стремиться - тогда любые враждебные нападки будут не страшны. Щит и меч Для борьбы с недобросовестной конкуренцией предприятие может выбрать сразу несколько способов. В случае несправедливого поведения конкурента помощь пострадавшей стороне окажет антимонопольный орган РБ, обращение в который подается по принципу территориальности. Именно он выносит вердикт о признании или непризнании актов недобросовестной конкуренции и дает правовую оценку действиям, порочащим деловую репутацию организации. Поскольку это административный процесс, то уплачивать пошлину не нужно. Таким образом удается пресечь распространение недостоверных сведений об организации, довести объективную информацию до ее деловых партнеров и потребителей, устранить негативные последствия недобросовестных действий и т.п.


Альтернативный способ борьбы - подача иска в хозяйственный суд о защите деловой репутации. При этом следует
требовать опровержения распространения недостоверных сведений. Также юрлица имеют право просить суд о возмещения убытков. Однако поскольку прямых убытков от распространения недостоверной порочащей информации, как правило, нет, то доказать наличие упущенной выгоды в суде весьма сложно. Подразумевается, что сумма убытков равна сумме расходов на восстановление деловой репутации предприятия: размещение дополнительной рекламы, распространения в СМИ правдивой информации и опровержения дискредитирующих сведений. А вот сумму нереализованной продукции в этом случае подсчитать уже гораздо сложнее. Вместе с тем в суде можно привести: статистику продаж до и после распространении недостоверной информации с обоснованием причинно-следственной связи, данные социологических исследований, свидетельские показания, использовать другие средства для доказательств. Исключение из правил Гражданские дела по спорам, связанным с созданием, охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности (в частности, вопросы признания актами недобросовестной конкуренции действий, связанных с регистрацией ТЗ), подведомственны Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда РБ.
По факту доказательства вины в недобросовестной конкуренции законодательство РБ предусматривает гражданско-правовую, административную, а также уголовную ответственность для нарушителей. В частности, к ним могут быть применены ст. 11.25 КоАП «Незаконное использование деловой репутации конкурента» (штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью) либо, при повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания, в ст. 248 УК РБ (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, ограничение свободы). Самостоятельные составы преступлений за недобросовестные действия предусмотрены ст. 249 УК РБ «Дискредитация деловой репутации конкурентов» (штраф, исправительные работы, арест или ограничение свободы) и ст. 250 УК РБ «Распространение ложной информации о товарах и услугах» (применяется аналогичная ответственность). Заграница нам поможет За рубежом успешно защититься от проявления недобросовестной конкуренции белорусским производителям намного сложнее, чем в РБ, но все же такие случаи есть. Наши экспортеры периодически сталкиваются с фактами несанкционированного выпуска продукции под ТЗ белорусских производителей и распространения их изделий неавторизованными лицами и др. Предприятия видят в этом ущерб своей деловой репутации, поскольку под их торговой маркой реализуются заведомо некачественные продукты, неавторизованные дилеры далеко не всегда могут предоставить должный сервис и т.д. Многих серьезно беспокоит урон, который они понесут в глазах потребителя. В этом случае в качестве превентивной защитной меры нужно использовать регистрацию своих ТЗ и других объектов интеллектуальной собственности в других странах.


Отстаивая свои права от недобросовестных конкурентов за рубежом, важно определить сумму расходов, которые предприятие готово понести в каждом конкретном случае, и конечную цель, которой оно хочет добиться. Минимизировать затраты поможет обращение в антимонопольный орган. Если же речь идет о масштабной подделке продукции, то в этом случае лучше обратиться в правоохранительные органы конкретной страны с требованием провести розыск нарушителей, прекратить выпуск контрафакта, изъять его из торговой сети. Самостоятельно выполнить альтернативные действия будет намного сложнее, а кроме того, придется обращаться в различные суды для возмещения убытков.


Что касается фактов распространения недостоверной информации, то их сразу необходимо зафиксировать. В первую очередь стоит проконсультироваться у местных адвокатов, которые знают все процессуальные требования этой страны. Они посоветуют, как зафиксировать нарушение, чтобы впоследствии ссылаться на него в суде. К примеру, в некоторых государствах используется нотариальное удостоверение публикации сведений на интернет-сайтах: страницу распечатывают, после чего нотариус удостоверяет, что конкретные сведения были в данный момент времени размещены на данном сайте.


Учитывая, что Беларусь и еще более 170 государств являются участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности, а также то, что практически во всех странах СНГ действуют антимонопольные органы, активно защищать свою деловую репутацию не только можно, но и нужно.

Сергей КРИЧЕВСКИЙ, декан Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ Сегодня в Беларуси формируются амбициозные планы экспорта образовательных услуг. По ряду ведущих вузов их среднегодовой прирост в ближайшие годы должен составить 50 и более процентов. Тем большую актуальность приобретает вопрос, какое влияние на реализацию этих проектов окажет вступление России во Всемирную торговую организацию.

Как известно, образовательные услуги регулируются ВТО в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). При этом объектами регулирования ГАТС являются следующие виды образовательных услуг:
- «экспорт услуг», означающий обучение иностранных студентов на собственной территории;
- «международная поставка» - продажа за рубеж образовательных услуг посредством интернета, а также на различных носителях информации;
- «коммерческое присутствие», или открытие учебных заведений, принадлежащим иностранцам;
- «присутствие физических лиц», предполагающее использование иностранных преподавателей.


В самом общем виде требования ГАТС сводятся к предоставлению режима наибольшего благоприятствования поставщикам образовательных услуг с учетом ограничений доступа и национального режима реализации таких услуг, недопущению дискриминации любого из участников национального рынка образовательных услуг.


Опыт стран бывшего СССР, уже состоящих в ВТО, свидетельствует о том, что членство в этой организации не оказало существенного влияния на их системы образования. Риски для национальной системы образования, по мнению экспертов, могут быть связаны не столько с присоединением к ВТО, сколько с конфликтами, порожденными некорректным применением правил ГАТС в отдельных случаях торговли образовательными услугами.


Во избежание таких конфликтов Россия согласовала с ВТО ряд ограничений по наиболее существенным вопросам организации национального рынка образовательных услуг. В частности, на него ограничен доступ для зарубежных поставщиков услуг в области начального и среднего образования, а также обучения для взрослых в формате курсов иностранного языка, компьютерных курсов, бизнес-курсов, курсов подготовки к экзаменам. Эти услуги должны оказываться только организациями некоммерческого характера, учрежденными в форме юридического лица РФ.


Для Беларуси риски от вступления России в ВТО будут определяться характером процесса интеграции образовательных пространств наших стран в рамках ЕЭП и Союзного государства. В связи с этим возможен всплеск активности российских филиалов или представительств зарубежных образовательных центров в наиболее прибыльных сферах образования Беларуси, таким как высшее гуманитарное образование, языковые и компьютерные курсы, программы подготовки к экзаменам FCE, CAE, IELTS, BEC, TOEFL, GMAT.


В высшем экономическом образовании наиболее привлекателен для иностранного присутствия сегмент бизнес-образования (программы МВА, тренинговые проекты для менеджеров и функциональных специалистов).
При разработке комплекса мер по адаптации системы образования Беларуси к возможным рискам от вступления России в ВТО следует иметь в виду, что важнейшей их целью, наряду с созданием препятствий для распространения в стране некачественного зарубежного образования, должно стать формирование благоприятных условий для экспорта образовательных услуг учебными заведениями РБ. Речь идет о проведении гибкой налоговой, амортизационной и кредитной политики, стимулировании благотворительной деятельности, расширении масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, либерализации ценообразования, адресной грантовой и социальной поддержки обучающихся.


Как представляется, снизить риски системы образования Беларуси от присоединения России к ВТО можно за счет следующих мер:
- введения ограничений по доступу на образовательный рынок в приоритетных, имеющих особое значение для государства направлениях подготовки кадров;
- внедрения методик, позволяющих сопоставлять зарубежные образовательные программы между собой и с отечественными аналогами, оценивать и признавать результаты обучения;
- обеспечения единых, четко формализованных квалификационных требований к отечественным и зарубежным преподавателям всех уровней.
Присоединение России к ВТО может стать мощным стимулом повышения конкурентоспособности национальной образовательной системы Беларуси.