Как известно, образовательные услуги регулируются ВТО в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). При этом объектами регулирования ГАТС являются следующие виды образовательных услуг:
- «экспорт услуг», означающий обучение иностранных студентов на собственной территории;
- «международная поставка» - продажа за рубеж образовательных услуг посредством интернета, а также на различных носителях информации;
- «коммерческое присутствие», или открытие учебных заведений, принадлежащим иностранцам;
- «присутствие физических лиц», предполагающее использование иностранных преподавателей.
В самом общем виде требования ГАТС сводятся к предоставлению режима наибольшего благоприятствования поставщикам образовательных услуг с учетом ограничений доступа и национального режима реализации таких услуг, недопущению дискриминации любого из участников национального рынка образовательных услуг.
Опыт стран бывшего СССР, уже состоящих в ВТО, свидетельствует о том, что членство в этой организации не оказало существенного влияния на их системы образования. Риски для национальной системы образования, по мнению экспертов, могут быть связаны не столько с присоединением к ВТО, сколько с конфликтами, порожденными некорректным применением правил ГАТС в отдельных случаях торговли образовательными услугами.
Во избежание таких конфликтов Россия согласовала с ВТО ряд ограничений по наиболее существенным вопросам организации национального рынка образовательных услуг. В частности, на него ограничен доступ для зарубежных поставщиков услуг в области начального и среднего образования, а также обучения для взрослых в формате курсов иностранного языка, компьютерных курсов, бизнес-курсов, курсов подготовки к экзаменам. Эти услуги должны оказываться только организациями некоммерческого характера, учрежденными в форме юридического лица РФ.
Для Беларуси риски от вступления России в ВТО будут определяться характером процесса интеграции образовательных пространств наших стран в рамках ЕЭП и Союзного государства. В связи с этим возможен всплеск активности российских филиалов или представительств зарубежных образовательных центров в наиболее прибыльных сферах образования Беларуси, таким как высшее гуманитарное образование, языковые и компьютерные курсы, программы подготовки к экзаменам FCE, CAE, IELTS, BEC, TOEFL, GMAT.
В высшем экономическом образовании наиболее привлекателен для иностранного присутствия сегмент бизнес-образования (программы МВА, тренинговые проекты для менеджеров и функциональных специалистов).
При разработке комплекса мер по адаптации системы образования Беларуси к возможным рискам от вступления России в ВТО следует иметь в виду, что важнейшей их целью, наряду с созданием препятствий для распространения в стране некачественного зарубежного образования, должно стать формирование благоприятных условий для экспорта образовательных услуг учебными заведениями РБ. Речь идет о проведении гибкой налоговой, амортизационной и кредитной политики, стимулировании благотворительной деятельности, расширении масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, либерализации ценообразования, адресной грантовой и социальной поддержки обучающихся.
Как представляется, снизить риски системы образования Беларуси от присоединения России к ВТО можно за счет следующих мер:
- введения ограничений по доступу на образовательный рынок в приоритетных, имеющих особое значение для государства направлениях подготовки кадров;
- внедрения методик, позволяющих сопоставлять зарубежные образовательные программы между собой и с отечественными аналогами, оценивать и признавать результаты обучения;
- обеспечения единых, четко формализованных квалификационных требований к отечественным и зарубежным преподавателям всех уровней.
Присоединение России к ВТО может стать мощным стимулом повышения конкурентоспособности национальной образовательной системы Беларуси.