fbpx

Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук В контексте вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования  (г. Москва) провел исследование, основной целью которого являлось определение степени готовности российского делового сообщества к полноправному участию в ВТО.


Посмотрим на результаты этих исследований и высказанные российскими товаропроизводителями предложения по защите внутреннего рынка от внешней конкуренции с точки зрения принципов и правил функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО. Думается, что подобных, а может, и более жестких взглядов придерживаются и руководители белорусских предприятий.
Пошлины и интересы Для начала важно вспомнить, что основой многосторонней торговой системы является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В данном документе сконцентрированы фундаментальные принципы функционирования этой системы, которые заключаются в:
•    предоставлении Договаривающимися сторонами во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования (ст. I);
•    предоставлении взаимных торговых уступок (ст. II);
•    предоставлении товарам иностранного происхождения национального режима (ст. III);
•    осуществлении регулирования торговли с помощью таможенных тарифов, а не количественных ограничений (ст. XI);
•    недискриминации (ст.ст. V и XIII);
•    прогрессивном снижении таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров (ст. ст. XXVIII и XVIII-бис).
Теперь обратим внимание на основные результаты вышеупомянутого исследования.


При оценке текущего уровня тарифной защиты внутреннего рынка представители 56% опрашиваемых предприятий указали, что действующий средний уровень ставок таможенных пошлин отвечает интересам развития отрасли и не требует корректировки.


Количество сторонников повышения уровня ставок ввозных пошлин (28%) в 2,3 раза превышает число представителей, выступающих за их понижение (11%). За повышение таможенных пошлин высказались предприятия машиностроительной, лесохимической, химической, авиационной отраслей, в то время как сторонниками понижения стали представители целлюлозно-бумажной отрасли и сектора авиаперевозок.


Подавляющее число респондентов (80%) считает, что конечный уровень «связывания»  Россией в рамках системы ГАТТ/ВТО ставок ввозных таможенных пошлин не отражает их интересы. При этом ни одна компания не заявила, что снижение таможенной пошлин может отвечать ее интересам.


Около 20% участников исследования указали, что конечный уровень «связывания» лишь частично отражает их интересы.
Что касается товарных позиций, по которым предполагается изменение уровня тарифной защиты по истечении переходных периодов, то 60% компаний ответили, что срок переходного периода и конечный уровень «связывания» ставок таможенных пошлин отражает либо частично отражает их интересы. В то же время 40% опрошенных остались недовольны взятыми Россией обязательствами в рамках ВТО. В чем преимущества и чем рискуем? В ходе исследования компаниям было предложено назвать не более трех преимуществ от присоединения России к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО.


Основная часть ре¬спондентов главным преимуществом считает снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование и комплектующие изделия. Эти ответы набрали соответственно 19 и 16% голосов.
Возможность использования инструментов ГАТТ/ВТО для противодействия дискриминации компании на внешних рынках также является важным аргументом в пользу присоединения России к ВТО. Это отметили 14% опрошенных.
11% респондентов указали в качестве преимущества от присоединения страны к ВТО формирование в России современной нормативно-правовой среды в торговой сфере, а 8% - на важность повышения прозрачности регулирования внешнеторговых процессов.


Такой аспект, как повышение инвестиционной привлекательности отрасли, набрал лишь 8% ответов, что свидетельствует, скорее всего, о достаточно скептическом отношении со стороны участников опроса к улучшению инвестиционного климата в связи с присоединением России к ВТО.


Показательным является то, что ни одна из компаний, участвовавших в исследовании, не назвала повышение степени защиты интеллектуальной собственности как преимущество от присоединения к ВТО. Это кардинально контрастирует с интересами, к примеру, западных компаний, для которых защита интеллектуальной собственности на зарубежных рынках является одним из ключевых направлений деятельности многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО.
Для 11% компаний, участвовавших в исследовании, преимущества от присоединения России к ВТО вообще отсутствуют.
Подавляющее большинство респондентов (24%) в качестве основного риска от присоединения к ВТО указало на возможное вытеснение зарубежными конкурентами российских товаропроизводителей с внутреннего рынка. Вторым по популярности стал ответ о снижении возможности использовать Таможенный тариф в качестве инструмента защиты отрасли (22%).
Для 15% компаний негативные последствия выражаются в неопределенности условий присоединения России к ВТО, а 12% респондентов в качестве риска рассматривают возможное ослабление конкурентоспособности по сравнению с зарубежными предприятиями. Меры защиты Вторая часть исследования была нацелена на выявление предпочтений респондентов по возможным мерам защиты внутреннего рынка в условиях полноправного участия России в многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО.
67% компаний заявили о том, что они считают необходимым введение защитных мер. Причем наибольшую популярность у респондентов вызывали специальные защитные меры. 58% опрошенных указали их в качестве необходимых для защиты своих отраслей. На втором месте следуют антидемпинговые (42%), а компенсационные меры набрали 25% ответов.
Компании, принявшие участие в исследовании, приветствуют использование технических барьеров в торговле для защиты российского рынка. 95% респондентов отметили, что в их отраслях уже применяются различные элементы, представляющие собой технические барьеры во внешней торговле. Основная часть опрошенных (40%) отметила наличие в их отрасли обязательной сертификации (авиационная, машиностроительная, химическая, металлургическая). Вторыми по распространенности мерами стали подтверждение соответствия и техническое регулирование (по 35% каждая).
20% респондентов высказались за необходимость более активного использования инструментов технического регулирования в торговле.


В качестве дополнительных мер защиты внутреннего рынка участники исследования называли квотирование и лицензирование импорта. 25% респондентов (представители машиностроения, металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности) заявили о необходимости их введения. При этом 60% указало на целесообразность использования импортных лицензий и 40% - импортных квот.

Таким образом, принявшие участие в исследовании компании в большинстве своем высказались за:
•    усиление степени тарифной защиты внутреннего рынка;
•    использование специфических механизмов защиты рынка, таких как специальные защитные и компенсационные меры;
•    использование инструментов технического регулирования доступа к рынку товаров, а также лицензирования и квотирования. Желаемое и действительное Оценим, как предложения российских товаропроизводителей соотносятся с правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО?

Согласно положениям ст. XXVIII ГАТТ-1994 договоренность по изменению уровня тарифной защиты рынка по какой-либо товарной позиции достигается в ходе переговоров всех заинтересованных сторон (стран-членов ВТО). При этом итогом переговоров, как правило, является «условие о компенсационном изменении в отношении других товаров». Заинтересованные Договаривающиеся стороны всегда стремятся сохранить «общий уровень взаимных и взаимовыгодных уступок, не менее благоприятный для торговли», чем был предусмотренный ранее.


Соглашение по защитным мерам устанавливает правила применения специальных защитных мер, предусмотренных в ст. XIX ГАТТ-1994. Данные меры направлены на защиту национальной отрасли промышленности от «серьезного ущерба» или «угрозы серьезного ущерба», вызываемого резким и неожиданным увеличением импорта конкурирующей продукции в условиях либерали¬зации мировой торговли.


Согласно положениям Соглашения под «серьезным ущербом» понимается существенное общее ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства. Под «угрозой серьезного ущерба» - явная неизбежность причинения серьезного ущерба.


Соглашение требует от Договаривающихся сторон отказаться от практики использования мер «серой зоны» (таких, например, как добровольные ограничения экспорта или соглашения о разделе рынка), устанавливает, что государство вправе прибегнуть к защитным мерам путем временного повышения ставки таможенной пошлины или квотирования любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит серьезный ущерб национальному производству аналогичного товара.


Защитные меры должны быть временными, т.к. их цель состоит в содействии структурной перестройке внутреннего производства и восстановлению его конкурентоспособности.
Соглашение определяет процедуру применения защитных мер и предусматривает, что затронутые мерой страны-экспортеры могут приостановить действие торговых уступок, предоставленных стране, которая эту меру ввела, с тем, чтобы восстановить баланс выгод-уступок. Со своей стороны страна, применившая защитную меру, может предложить экспортерам, затронутым этой мерой, торговые компенсации.
Специальные защитные меры вводятся исключительно в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба и для облегчения процесса экономической адаптации к новым условиям рынка. Субсидии Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам устанавливает правила использования субсидий и применения мер, направленных на компенсацию ущерба, возникающего в результате субсидирования. В документе дается определение термина «субсидия» и устанавливается, что его положениями охватываются только специфические субсидии. Соглашение содержит критерии определения, является ли субсидия «специфической» для отдельного предприятия или группы предприятий, или отраслей промышленности.


Соглашение устанавливает три категории субсидий:


•    запрещенные субсидии;
•    разрешенные субсидии, допускающие введение компенсационных мер («actionable»);
•    разрешенные субсидии, не позволяющие введение компенсационных мер («non-actionable»).
В Соглашении дается количественное определение материального ущерба. Материальный ущерб считается «серьезным», если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%.
Соглашение также содержит положения, регулирующие использование компенсационных мер. Технические барьеры Соглашение по техническим барьерам в торговле призвано противодействовать использованию инструментов технической и административной политики с целью защиты национальных рынков.
В соответствии с положениями Соглашения стандарты и правила сертификации должны применяться на основе национального режима. Иначе говоря, они не могут быть более обременительны к иностранным товарам по сравнению с отечественными.


Соглашение устанавливает процедуры проверки соответствия стандартам, рекомендует странам-участницам заключать соглашения о взаимном признании сертификатов и процедур сертификации.
Положения Соглашения распространяются как на товары, так и на производственные процессы и методы.
Процедуры оценки соответствия товаров требованиям национальных стандартов не должны служить инструментом дискриминации торговых партнеров. В приложении к Соглашению содержится Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов.
Важным является требование Соглашения о том, чтобы стандарты и технические регламенты не оказывали на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения целей их разработки и внедрения. Такими законными целями являются:


•    требования национальной безопасности;
•    предотвращение недобросовестной практики;
•    защита здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных, охрана окружающей среды. Лицензирование Соглашение по процедурам импортного лицензирования разработано с целью упрощения и унификации формальностей при выдаче импортных лицензий.


В Соглашении зафиксированы такие основополагающие позиции, как принцип недискриминации и транспарентности.
Соглашение требует, чтобы процесс рассмотрения заявки на получение или возобновление лицензии был максимально упрощен, а вся информация, касающаяся данных процедур, - доступной. Правила, применяемые странами-импортерами в вопросе процедур лицензирования, должны «…обеспечивать равенство и справедливость при допуске на рынок». Эти процедуры не должны носить искажающий или ограничительный характер, а также не создавать «…административных трудностей, кроме тех, которые абсолютно необходимы с точки зрения управления самим процессом».


Обобщая вышеизложенное, следует особо отметить, что изменение уровня тарифной защиты национального рынка, а также использование для этих же целей специфических механизмов и инструментов достаточно четко регламентируются положениями соответствующих многосторонних соглашений, действующих в рамках ВТО. Поэтому сегодня одних пожеланий товаропроизводителей повысить ставки таможенных пошлин или ввести в действие какую-либо ограничительную или компенсационную меру - недостаточно!


В условиях либерализации и глобализации мировой экономики лишь производство конкурентоспособной продукции является гарантией уверенного положения компании на внешних рынках.