«Виноват» слабый спрос и проблемы, возникшие у некоторых дилеров - санкции, перебои с поставками и рост цен на заводах-производителях.
По данным автомобильной ассоциации БАА, продажи новых легковых автомобилей в Беларуси за январь-апрель сократились до 14 539 штук. В том числе, по новым легковым автомобилям они составили 12 838 шт. (88% продаж), коммерческим - 1701. По итогам I квартала на рынке было зафиксировано падение на 43,5%. И хотя в апреле автодилеры продали 3781 новых авто, что на 14,4% больше, чем за аналогичный месяц 2020 года, по мнению экспертов, ожидать существенного улучшения продаж нет оснований.
Сергей ВАРИВОДА, руководитель компании-автодилера:
- В текущем году рынок легковых автомобилей продолжает падать, причем практически во всех сегментах. Исключение, пожалуй, составляют снегоболотоходы (квадроциклы), реэкспорт которых в Российскую Федерацию поставлен на широкую ногу, да бывшие в употреблении электромобили. Однако эти сегменты не делают погоды на внутреннем рынке.
Продажи легковых марок, учитываемых в статистике автомобильной ассоциации БАА, за январь-апрель рухнули на 34% к соответствующему периоду прошлого года. Хотя, конечно, при сравнении не следует забывать об эффекте высокой базы, сформированной в прошлогоднем марте на фоне девальвационного шока.
В ближайшие месяцы скорость падения рынка новых легковых автомобилей замедлится, однако о его восстановлении говорить преждевременно. Улучшению ситуации не помогают и льготные стимулирующие программы от СЗАО «БелДжи». Пока марка Geely далека от плановых показателей и так и не смогла укрепиться на лидирующих позициях. Первенство на авторынке за счет низкой цены по-прежнему удерживает российская Lada.
Снижается и ввоз легковых автомобилей физическими лицами из-за пределов Таможенного союза. Отчасти это связано с разворачивающейся фискальной кампанией в отношении лиц, попытавшихся заработать на перепродаже льготных автомобилей по Указу №140. Казалось бы, давно пора понять, что использование любых льгот в нашей стране обычными гражданами опасно для их же финансового здоровья. Ну, а «необычным» гражданам подобные льготы ни к чему.
Сейчас автомобильный рынок отброшен по продажам на уровень 2017-2018 гг. и дальнейшая его траектория является слабо предсказуемой. Существенного улучшения продаж пока ожидать не приходится. Причем, ограничителем является как слабый спрос, так и нестабильное предложение. Кто-то попал под санкции, у кого-то - закончились ЧИПы, да и цены на автомобили продолжают неуклонно двигаться вверх.
Ссылки по теме: