fbpx

№ 6 (132) - Июнь 2010

  Тема номера: ИНВЕСТИЦИИ И УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ * Смысл инвестиций - сделать жизнь лучше.
    * Продвижение новаций также требует инновационного подхода.
    * Для привлечения иностранных инвестиций нужно очистить этот процесс от бюрократизма.
    * Надо ли экономить на защите информации?
    * В республике появилась организация, призванная бороться с компьютерным "пиратством".
    * Дорожное строительство нуждается в финансах, новых материалах и технологиях.
    * Как не заблудиться в лабиринтах стройки?
    * Можно ли прожить на одной воде?
    * Как в республике обстоит дело с гостиницами?
    * Какие качества отличают лидеров?
 

Лика РОМАНЧИК Всего месяц длится отпуск, и хочется провести его в самом прекрасном месте на свете. Почему же в море вариантов и предложений многие останавливают свой выбор на Браславских озерах - давно знакомом белорусам курорте? Об этом интервью с директором туристско-оздоровительного частного дочернего унитарного предприятия «Браславские озера» Валерием КУЗЬМЕНКО.

- Курорт «Браславские озера» принимает гостей уже более 50 лет. Как удается привлечь туристов сегодня, когда выбор мест отдыха велик как никогда?
- Чтобы быть интересными современному туристу, нужно предложить что-то особенное, чего не найти за рубежом. В этом сезоне мы возвращаемся к уже немного подзабытым туристическим и лодочным походам с ночевками в палатках. Главное наше преимущество - красота этого «синеокого» края, и такие походы помогают в полной мере насладиться чудесной гармонией природы. Гости могут также разместиться на территории туркомплекса в двухэтажных корпусах, кемпингах, летних домиках и палаточном городке. В зависимости от степени комфортности стоимость суточного проживания (с трехразовым питанием) колеблется от 26 до 90 тыс. руб. За дополнительную плату можно посетить банно-оздоровительный комплекс, съездить на экскурсии. Отдыхающие могут взять напрокат лодки, байдарки, катамараны, спортинвентарь для игры в волейбол и баскетбол, палатки. Зимой проводим соревнования по подледному лову рыбы, всегда готовы к организации корпоративных вечеринок. Разработано меню комплексного питания для тех, кто путешествует самостоятельно - «дикарями».
- Валерий Васильевич, сколько отдыхающих принимает турбаза? Есть ли среди них иностранные гости?
- Сейчас загруженность комплекса - около 450 человек. Полюбоваться природой и отдохнуть от городской суеты сюда приезжают не только из Беларуси, но и из России, Украины, Прибалтики. Гостей, которые отдыхают у нас постоянно, уже приглашать не надо, а вот над привлечением новых туристов нужно дополнительно работать. Поэтому мы обращаемся с предложениями в организации, участвуем в выставках турбизнеса, даем рекламу в Интернете, на радио и телевидении. Определенное количество клиентов приходит через белорусские и российские турфирмы. У нас отдыхают семейные пары с детьми, группы сотрудников различных предприятий, которые узнают о базе из интернет-рекламы, согласовывают с нами программу отдыха и высылают заявки на размещение.
- Довольны ли гости организацией отдыха? Что делается, чтобы повысить качество услуг?
- Все приезжают с разными требованиями: кто-то хочет побыть наедине с природой, но многие ожидают увидеть и высокую комфортность - им сложно отвыкнуть от удобств современных отелей. Чтобы удовлетворить более взыскательных гостей, разрабатываем новые современные проекты - перспективы развития у нас очень большие. На первом этапе реконструкции в самое ближайшее время выведем на должный уровень те здания и сооружения, которые уже эксплуатируются. Сейчас проходим важный подготовительный период: занимаемся расчетами и составлением смет, ищем оптимальные варианты. После реконструкции гостей станет больше, потому что отдыхать у нас будет комфортно круглый год, а не только в летний период. Пока же те средства, которые «кормят» нас в холодные месяцы, зарабатываются в основном летом, когда мы принимаем большое количество туристов, организуем корпоративный отдых. Предприятия с удовольствием отправляют своих сотрудников к нам отдыхать в теплое время года. Природа сближает, раскрывает творческий потенциал людей, и по возвращении на работу им проще совместно решать производственные задачи. ЧУП «Браславские озера»
г.Браслав, ул.Рыбхозная, 15
тел.: (2153)32496
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Валерий ОГИРЕНКО Половина номеров четырех- и пятизвездочных отелей пустует даже в Европе. Минская же гостиница «Планета» - отель трехзвездочной категории - сейчас загружена на 70%. До конца сентября зарезервированы места в наиболее популярных залах ресторана гостиницы. Увеличиваются и доходы предприятия. Директор ОАО «Гостиница Планета» Валерий Степанович ОГИРЕНКО рассказывает о том, какие нововведения способствовали успеху.

- Правильно организовать работу помогли стажировки в России и Турции, обучение для топ-менеджеров с получением международного сертификата и, конечно, большой опыт ведения гостиничного и ресторанного бизнеса, а лично мне - работа заместителем директора отеля «Минск».
Начав в феврале 2010 г. трудиться в должности директора гостиницы «Планета», в первую очередь сосредоточился на оптимизации штата, реформировании структурных подразделений. Из службы «снабжения и маркетинга» в качестве самостоятельного был выделен отдел, который занялся снабжением. Таким же образом возник и отдел «маркетинга, бронирования и размещения» во главе с молодыми специалистами, имеющими профильное образование. Это подразделение активно работает над привлечением клиентов. Заключаем договоры с крупными предприятиями, сотрудничаем с профсоюзами, заинтересовываем турфирмы, отправляем предложения в министерства и ведомства. Внедрили гибкую систему скидок, размер которых (от 5 до 30%) теперь зависит от длительности проживания и количества гостей. Уделяем больше внимания сайту гостиницы и рекламе.
Еще совсем недавно в отеле не было ни отдела, ни специалистов, ответственных за рекламу ресторанов-баров и заполнение их клиентами. Теперь маркетингом общественного питания занимается банкетная служба, начальником которой стал молодой инициативный специалист с современным подходом к ресторанному бизнесу.
Благодаря новому положению о премировании, определяющему вклад всех служб и каждого сотрудника в выполнение экономических показателей, значительно поднялась мотивация труда персонала.
В результате этих и других реформ на 20-25% увеличились выручка от реализации услуг и чистая прибыль. На полученные средства можно снабжать залы-рестораны модной посудой, световым и музыкальным оборудованием, устанавливать кондиционеры в номерах, всячески улучшать состояние номерного фонда - все это делается и приносит свои плоды. А уже в сентябре-октябре приступаем к генеральной реконструкции фасада: он будет из стекла и современных материалов.
В стране строится достаточно новых комплексов более высокой категории, чем «три звезды» гостиницы «Планета», и у них есть чему поучиться. Во многом можно равняться, например, на отель «Минск». Как и там, собираемся установить систему отчетности FidelioV8, которая обойдется в 100 тыс. долл., но позволит бронировать номера по Интернету, четко контролировать заселение и доходность. А электронные замки с персональными картами доступа сделают невозможным несанкционированное заселение. Кассовые аппараты Micros в ресторанах дадут возможность бухгалтерии сразу получать информацию о покупке, а именные карты покажут, кто обслуживал клиента и что тот заказал.
Конечно, в гостинице «Планета» уже сейчас есть все удобства для проживания, отдыха и бизнеса: номера различного уровня комфортности, банкетные и конференц-залы, релакс-центр и др. За небольшие деньги белорусы и иностранные туристы (их около половины) могут получить не только удобства, но и, что намного важнее, - уют, гостеприимство, доброжелательное отношение. Мы не допускаем, чтобы наши сотрудники безосновательно говорили клиентам «нет», «не можем», «не положено» - такого быть не должно. Гость обязательно должен вернуться к нам, и лучше не один, а вместе с друзьями и партнерами. ОАО «Гостиница Планета»
220126, г. Минск, пр-т Победителей, 31
Тел.: (017) 226-78-55
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.hotelplaneta.by

Полина РОМАШКИНА Технологии, материалы и оборудование в белорусской стоматологии уже достигли высокой планки качества, теперь дело только за врачом и его профессионализмом, считает директор ЧМУП «Фабрика улыбки» Александр КАССИХИН.

- Александр Владимирович, какое место на рынке стоматологических услуг занимает ваше предприятие? Что отличает его от конкурирующих организаций?
- «Фабрика улыбки» при отличном уровне качества работы и обслуживания предлагает цены чуть выше средних. У нас дороже, чем в государственных поликлиниках и небольших частных кабинетах, где врач - индивидуальный предприниматель, но дешевле, чем в таких крупных медицинских центрах как «Нордин», «Экомедсервис», «Лодэ», «Лекарь». Наше предприятие использует современное надежное импортное оборудование. Но сегодня каждая уважающая себя клиника неплохо оснащена, прошли те времена, когда в кабинетах стояли древние установки. И практически все имеющиеся на рынке материалы тоже хорошего качества. Поэтому умение и профессионализм врача теперь играют определяющую роль. При протезировании очень важно также и качество работы зубного техника.
У нашей организации наработаны связи с лабораториями, которые качественно и точно изготавливают долговечные протезы, мосты, коронки. Персонал «Фабрики улыбки» имеет огромный опыт частной практики (в среднем по 15 лет), причем работают только врачи первой категории, а повышение квалификации - обязательное требование к ним. Поэтому мы постоянно посещаем семинары, тематические лекции на специализированных медицинских выставках.
Каждому клиенту у нас уделяется достаточно времени и внимания. Планируем внедрить систему накопительных скидок, зависящих от количества обращений. А сейчас предлагаем по сниженной на 10% цене снятие зубных отложений и лечение, поскольку кризис больше ударил по этим видам услуг.
- «Фабрика улыбки» сильно ощутила кризисные явления?
- Конечно, мы заметили последствия кризиса как и большинство организаций. В лечении люди стали чаще выбирать более дешевый вариант. Что касается протезирования, тут большой потери клиентов нет, хотя обращений стало меньше, потому что раньше были доступнее потребительские кредиты. Теперь при необходимости объемного протезирования и отсутствии возможности взять банковский кредит человек просто не обращается к нам за этой услугой.
- Много ли клиентов приходит через страховые компании?
- По страховке люди приходят не так часто, как хотелось бы: одно-два обращения в месяц. В Беларуси система добровольного медицинского страхования слабо развита. Позволить себе застраховать сотрудников могут только крупные компании. Мы сотрудничаем с такими страховыми организациями как БРУСП «Белгосстрах», ЗАО «СК «Белросстрах» и ИСП «Цептер Иншуранс», откуда приходят клиенты с крупных предприятий и из посольств Франции, Кубы, Индии. Кстати, по рекомендации французского посольства пришли и клиенты из дипломатических учреждений Турции и России.
- Какие услуги вашей организации сегодня наиболее популярны?
- Один из самых востребованных видов стоматологических услуг - протезирование. Клиенту предлагаем несколько его вариантов: установка мостов со спиливанием соседних зубов, съемный протез, имплантация. Хотелось бы шире использовать в своей практике именно последний метод, который дает возможность установить коронку без спиливания соседних зубов (при достаточном наличии костной ткани имплантат вживляется в нее и заменяет утраченный корень). «Фабрика улыбки» предлагает эту услугу уже более пяти лет. Сегодня устанавливаем как белорусские имплантаты, так и очень активно используем швейцарские. Имплантация, вопреки распространенному мнению, проходит безболезненно, она не опасна, и серьезных последствий никогда не бывает. И даже если имплантат отторгается, его всегда можно переустановить - в нашей клинике эта работа осуществляется бесплатно.
 
ЧМУП «Фабрика улыбки»
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 35
Тел.: (017) 200-34-87, (029) 335-35-00, (029) 875-35-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Лицензия Минздрава №02040/0572209 продлена 23.12.09 г. до 10.02.2015 г.

Юрий ГАЙДУК На постсоветском пространстве все более популярным становится создание холдингов, что чаще всего диктуется стремлением оптимизировать уплату налогов и защитить активы от «разбазаривания». Кто кого «держит»?

Слово «холдинг» происходит от английского глагола to hold - держать, хранить. Первое такое образование возникло в Бельгии в 1822 г. - Societe Generale des Pays-Bas pour favoriser L`industrie nationale. Основной целью этого холдингового общества было, прежде всего, финансирование создания частных предприятий и приобретение долей в других компаниях. Во второй половине XIX в. были учреждены холдинговые компании в Великобритании, Швейцарии и США. «Банк восточных железных дорог» и «Швейцарский железнодорожный банк». Уже к 1928 г. из 513 американских компаний - 428 существовали в форме холдингов!
Но если в США они, как правило, были ориентированы на управление дочерними обществами, то в Европе - на вложение капиталов.
В практике многих стран понятие «холдинг» используется не только по отношению к материнской, но и ко всей совокупности компаний, имеющих «родственные» связи.
Создание холдингов на территории других государств таит в себе определенные сложности, а самое страшное - «ловушки». В законодательстве страны регистрации могут всплыть, например, такие требования:
•    размер минимального уставного капитала, который в большинстве случаев должен быть выплачен полностью на момент регистрации компании;
•    доля участия холдинговых компаний в уставном капитале дочерних компаний может составлять от 5 до 25% в зависимости от страны регистрации;
•    минимальный срок владения акциями дочерних предприятий компаниями может составлять от одного года до двух лет, при этом для его исчисления применяются специальные правила;
•    ограничения по определенным видам деятельности (на владение недвижимостью, на осуществление коммерческой деятельности головной компанией, на работу с физическими лицами вне зависимости от того, резидентами какой страны они являются, на совмещение некоторых видов деятельности, которые может вести холдинговая компания, на трансфертное ценообразование).
•    получение лицензии для предоставления займов в рамках группы и налогообложение процентов по займам.
Важным фактором при выборе страны регистрации холдинга является и наличие соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которые заключены страной регистрации холдинга.
Для того чтобы страна являлась привлекательной с точки зрения создания холдинговой компании, необходимо соблюдение четырех критериев:
1.    Входящие дивиденды, отправляемые дочерней компанией материнской компании, должны быть освобождены от налогообложения или подпадать под очень низкие налоговые ставки в юрисдикции дочерней компании. Обычно это достигается применением соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между странами дочерней и материнской компаний.
2.    Дивиденды, получаемые материнской компанией от дочерней, либо полностью освобождаются от налогообложения, либо ставки в стране материнской компании должны быть очень низкими.
3.    Доход, получаемый материнской компанией от продажи акций в дочерней компании, либо совсем освобожден от налогообложения, либо должна применяться очень низкая ставка в юрисдикции материнской компании.
4.    Дивиденды, выплачиваемые холдингом головной материнской компании, либо освобождены от налогообложения, либо должны применяться очень низкие ставки в стране первой материнской компании.
Холдинг повышает капитализацию бизнеса, выходит на рынки капитала для получения кредитов и инвестиций. Он способствует улучшению репутации бизнеса, а при необходимости облегчает задачу его продажи по справедливой рыночной цене, содействует привлечению стратегических инвесторов и партнеров. Холдинг позволяет оставить структурированный и отлаженный бизнес наследникам, устранить риски, связанные с офшорами, номинальными владельцами и директорами. Он является идеальной площадкой для вывода бизнеса на биржу и снимает вопрос постоянного подтверждения чистоты заработанных капиталов.
Поэтому холдинговые конструкции получили распространение в России, где, как считается, они могут дать следующие преимущества:
•    легитимное снижение налогового бремени в группе компаний;
•    абсолютная защищенность активов на случай рейдерских атак и бракоразводных процессов;
•    формирование прозрачности ведения бизнеса и положительной кредитной истории группы компаний;
•    возможность предоставить группе компаний брэнд, имеющий «спрос» у потребителей;
•    рост совокупной стоимости бизнеса за счет одной из мощных компаний;
•    возможность экстенсивного расширения торговой (оптовой) сети за счет франчайзинга;
•    защита товарного знака от «пиратского» использования. А что в Беларуси? В каком состоянии находится холдинговое «строительство» в Беларуси? В последнее время здесь отмечается определенный прогресс. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ), который вступил в действие 1 апреля 2010 г., возможно, создаст беспрецедентные льготы для деятельности холдингов.
 Но еще в Гражданском кодексе (ст.ст. 105-106) допускалось создание и деятельность подобий холдингов, в которые наряду с головной компанией могут входить дочерние и зависимые общества, причем для таких формирований не требуется даже регистрации.
Указ допускает в конструкцию холдингов «по-белорусски» еще и хозяйственные общества, а также унитарные предприятия. Однако необходимо выполнение условия: головная компания должна владеть 25% и более простых (обыкновенных) акций или долей в уставных фондах входящих в холдинг компаний.
Управлять холдингом может не только управляющая компания, но и физическое лицо - собственник 25% и более простых (обыкновенных) акций или долей в уставных фондах коммерческих организаций. Самое интересное, что такой собственник будет признаваться владельцем всех этих коммерческих организаций - дочерних компаний. Даже управляющую компанию создавать не надо. Не надо будет вести и консолидированный учет, и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга, в отличие от управляющей компании.
Указ регулирует трудовые отношения: руководитель организации - участника холдинга частной формы собственности имеет право выполнять любую работу по трудовому договору в любой компании холдинга.
А вот признание в Указе деятельности по управлению холдингом предпринимательской означает возникновение соответствующих налоговых последствий.
В то же время Указ не распространяется на создание и деятельность холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций.
Теперь об участниках-нерезидентах. Если международные соглашения об обмене информацией по налоговым вопросам между Республикой Беларусь и страной, в которой зарегистрирован потенциальный участник холдинга, отсутствуют, то такой нерезидент не может быть участником белорусского холдинга. Как правило, это международные соглашения об избежании двойного налогообложения. В электронной базе «Консультант-плюс» «расклад» этих соглашений такой:
•    со странами СНГ (Россия, Молдова, Армения, Украина, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан);
•    с европейскими странами (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Македония, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, ФРГ, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция). При этом Финляндия и Норвегия, как и Канада (находится в Северной Америке!) не применяют имеющиеся соглашения;
•    со странами Ближнего Востока ( Египет, Катар, Кипр, Кувейт, Оман, Сирия);
•    с азиатскими странами (Вьетнам, Индия, Китай, КНДР, Малайзия, Монголия).
Есть еще один интересный нюанс. Указ очень скрупулезно, я бы сказал даже тщательно, охраняет использование слов «холдинг», «холдинговая компания», «управляющая компания холдинга» в наименовании юридических лиц. Это документ запрещает использовать их в наименовании иных юридических лиц. Очевидно, что цель такой щепетильности заключается в том, чтобы выстроить инвестиционную политику таким образом, чтобы холдинги, построенные на основе государственной собственности (а именно они скорее всего и получат право на «желанное» слово) развивалась с наибольшей эффективностью и отдачей.
Исходя из технических мероприятий, определяющих регистрацию холдингов в Минэкономике, они видятся своего рода инвестиционными площадками правительства. На мой взгляд, именно там будут отрабатываться вопросы повышения эффективности государственного управления финансовыми активами и инвестициями в целом.
Как это может происходить?
Во-первых, сохранив за собой контроль, правительство будет участвовать в выработке стратегии развития холдингов, используя приемы корпоративного управления. Это удобнее делать хозяйствующему субъекту-акционеру, чем министерству и тем более правительству.
Во-вторых, через холдинги можно будет получить возможность инвестировать в нуждающиеся в средствах отрасли и проекты как в Беларуси, так и за рубежом, чего не может делать государственный орган.
В-третьих, возможно, решится одна из главных задач: создание механизма привлечения частных капиталов с минимальными для инвесторов коммерческими рисками.
Важнейшей функцией холдингов было и остается развитие новых видов бизнеса и даже целых отраслей экономики. Например, в Беларуси нет частных компаний, готовых инвестировать в такой национальный брэнд как «Лен». Или в развитие сети транспортно-логистических центров.
Да и вопросы развития передовых отраслей и новых технологий приобретают особое значение в так называемую эру высоких технологий, охватывающих различные отрасли, формирующиеся на основе новейших разработок. Наиболее яркими примерами являются телекоммуникации, информационные и биотехнологии. Эту миссию способны взять на себя холдинги. В наших условиях такая функция может сыграть большую роль в реализации стратегии инновационного развития и создании конкурентоспособной модели экономики.
    Конечно, логика подсказывает, что в обмен на льготы, преференции, субсидии или другие меры поддержки, которые будут оказаны холдингам, стоило бы прямо или косвенно определить ответственность перед правительством за соответствующий уровень рентабельности и выплату дивидендов. Здесь возникает закономерный вопрос: как государство будет оценивать деятельность такого холдинга? Во-первых, по финансовым результатам связанных с ним компаний. А во-вторых, на основании сравнительного анализа с деятельностью аналогичных международных или иностранных корпораций.
Стоит добавить, что холдинговые компании обладают и таким преимуществом, как гибкость. Разрыв отношений с контрагентом для небольшой обособленной компании может быть равносилен банкротству. Холдинг же, являясь координирующим органом в вертикально интегрированной структуре, может относительно безболезненно, меняя структуру, разорвать технологические и финансовые связи между двумя своими компаниями и путем перераспределения ресурсов смягчить эффект от этого разрыва.
Безусловно, холдинговые структуры имеют и ряд недостатков. К ним традиционно относят более слабую инновационную активность, что немаловажно для динамично развивающихся высокотехнологичных отраслей, а также низкий уровень адаптации к изменяющимся экономическим условиям. Однако если будет обеспечен высокий уровень государственной поддержки как в сфере защиты от импорта, так и предоставления льготных финансовых ресурсов, то возможно ожидать смягчения проявления указанных недостатков.
Следует также отметить, что применение централизованного управления в холдинге для головной компании «чревато» следующими последствиями:
•    привлечением к субсидиарной ответственности при банкротстве другой организации, входящей в холдинг;
•    привлечением к солидарной ответственности по сделкам, заключенным другой компанией, входящей в холдинг;
•    возложением на нее обязательств по возмещению убытков остальным акционерам другой организации, входящей в холдинг.
Условия наступления каждого вида ответственности различны. Но они вполне реальны. Поэтому юристам холдингов или юридическим компаниям, работающим на условиях аутсорсинга, придется немало потрудиться, чтобы избежать неблагоприятных последствий для управляющей компании холдинга.
Конечно, существуют определенные схемы, предотвращающие возникновение оснований для привлечения управляющей компании холдинга к гражданско-правовой ответственности, но от главного совета не откажусь: для избежания расширения границ ответственности управляющая компании холдинга должна воздерживаться от дачи прямых обязательных указаний другим компаниям, входящим в холдинг.
Цитирую (ч. 2 п. 3 ст.52 ГК): «Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам».
Ну что тут скажешь? Обезопасить управляющую компанию холдинга от расширения границ ответственности можно только потребовав, чтобы остальные участники холдинга документально подтвердили, что такие решения не приведут к ее банкротству и не причинят ей убытков.
В целом же привлекательность бизнеса в форме холдинга во многом определяется возможностями, которые он предоставляет предпринимателям. Поэтому если есть желание снизить предпринимательские риски, перераспределить средства внутри холдинга, установить централизованное управление, то холдинг стоит создавать.

Лариса ОСТРОВЕРХОВА, заместитель начальника Минской центральной таможни
       
Данный режим, в соответствии со ст.215 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), допускает уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории. Согласно п. 5 товары помещаются под него без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Однако следует отметить, что обеспечить фактическое уничтожение товаров в данном случае обязан декларант. Он не вправе пользоваться и распоряжаться такими товарами в целях, не связанных с их уничтожением. В случае, если по каким-либо причинам товар не будет уничтожен, то в силу норм ст.217 ТК ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам, которые были бы заплачены при помещении под таможенный режим свободного обращения, причем со дня принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим уничтожения. При этом налоговое обязательство подлежит исполнению в день истечения установленного таможенным органом срока, в течение которого товары должны быть уничтожены.
Ст.216 ТК определено также, что этот срок устанавливается на основании заявления декларанта исходя из времени, необходимого для проведения операций по уничтожению таких товаров, и времени, необходимого для их хранения и транспортировки с места нахождения в зону уничтожения. Места хранения определяются декларантом и согласовываются с таможенным органом при помещении товаров под таможенный режим уничтожения.
Согласно п.7 ст.215 ТК товары помещаются под описываемый таможенный режим при наличии заключения уполномоченного государственного органа, определенного Правительством Республики Беларусь, о возможности уничтожения товаров на таможенной территории. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2007 г. №651 «Об определении органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07 2006 г. №962» таким уполномоченным государственным органом определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Уполномоченный орган дает заключение, которое содержит сведения о возможности уничтожения товаров заявленным способом и в заявленном месте, а также о дальнейшем использовании и (или) обезвреживании отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров. Форма такого заключения и порядок его выдачи установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь от 21.12.2007 г. №102 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения». Фактически выдают их областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды в силу п.2 данного постановления.
В соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.05.2007 г. №45 «О порядке составления акта об уничтожении товаров и его форме» по результатам фактического уничтожения товаров уполномоченным должностным лицом таможенного органа, осуществлявшим таможенное наблюдение за этим процессом, составляется акт установленной формы в трех экземплярах. Он подписывается должностным лицом таможенного органа, составившим его, а также присутствовавшими при уничтожении товаров должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо его территориального органа, уполномоченным представителем декларанта таможенного режима уничтожения и работником лица, произведшего фактическое уничтожение товаров. Первый экземпляр акта остается в делах таможенного органа и хранится вместе со свидетельством о помещении товаров под таможенный режим уничтожения, второй экземпляр - в делах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо его территориального органа, третий - остается у декларанта таможенного режима уничтожения.
П.2 ст.215 ТК содержит перечень категорий товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения. К ним относятся:
1) товары, которые в соответствии с Кодексом и (или) иными актами таможенного законодательства не подлежат помещению под этот таможенный режим;
2) культурные ценности;
3) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их части и дериваты (производные) за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
4) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога. Ст.262 ТК предусмотрен залог имущества (товара) как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Следует обратить внимание, что обремененное залогом имущество (товар) не может быть уничтожено. И только после снятия с имущества (товара) обременения оно может быть помещено под таможенный режим уничтожения;
5) товары, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством. Они не могут быть уничтожены до тех пор, пока сохраняют названный процессуальный статус;
6) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию либо к перемещению транзитом через нее;
7) иные товары, перечень которых устанавливается Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Перечень категорий товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим уничтожения, законодатель оставил открытым, наделив Правительство Республики Беларусь правом дополнять его в случае отсутствия списка, определенного Президентом Республики Беларусь.
Особенности декларирования таможенного режима уничтожения определены в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 г. №246-ОД «Об утверждении «Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров».
Для заявления в отношении товаров таможенного режима уничтожения заинтересованному лицу необходимо представить грузовую таможенную декларацию типа декларация-обязательство, заполненную в соответствии с требованиями Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом №246-ОД.
В декларации-обязательстве заполняются следующие графы:
«Экземпляр...» («ГТД»), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 14, 15, 15а, 16, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 38а, 40, 41, 41а, 42, 44, 45, 47, 49, 54, В.
В третьем подразделе графы 1 «Тип документа» при декларировании товаров в таможенном режиме уничтожения указывается цифровой код «93».
Декларантом таможенного режима уничтожения могут быть резидент и нерезидент Республики Беларусь, являющиеся субъектами одной из внешнеэкономических операций, указанных в Классификаторе внешнеэкономических операций.
В случае, если декларантом таможенного режима уничтожения выступает нерезидент Республики Беларусь, при декларировании товаров в графе 14 «Декларант» указываются фамилия, гражданство и номер паспорта лица, а также наименование страны регистрации и фирмы, которая является декларантом этого таможенного режима. При этом сведения, подлежащие декларированию, указываются на языке официальных документов. Например, если декларантом режима является Джон Браун - сотрудник представительства английской фирмы «Транс-Экспорт» в Республике Беларусь, в графе указывается: «BROWN CS73546 (Великобритания) «TRANS-EXPORT» (Великобритания)».
Во втором подразделе графы 37 «Режим» при декларировании товара в таможенном режиме уничтожения указывается код последнего предшествующего таможенного режима или последней предшествующей таможенной процедуры.
С момента выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим уничтожения они приобретают статус отечественных и подлежат снятию с таможенного контроля без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин.
Товары, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, являются отходами. Обращение с ними осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 г. №271-З «Об обращении с отходами».
Следует отметить, что таможенный режим уничтожения имеет существенный практический смысл. На практике участникам внешнеторговой деятельности нередко приходится сталкиваться с проблемой, когда, например, товар после ввоза на таможенную территорию республики утратил свое потребительское качество или попросту оказался с истекшим сроком хранения. Именно в такой ситуации и приходит на помощь данный таможенный режим, который не требует от участника внешнеторговой деятельности, во-первых, уплаты таможенных пошлин и налогов, во-вторых, транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории республики. А это в нынешних условиях очень важно.
Таможенный режим уничтожения может применяться также с целью легализации временно ввезенного (под обязательство обратного вывоза) товара участниками выставок или ярмарок. Так как расходы на обратную транспортировку могут оказаться выше стоимости стендов, рекламных образцов товаров (экспонатов), участнику внешнеторговой деятельности выгодно уничтожить товары под таможенным контролем, (а порой передавать в собственность государства, посредством помещения под таможенный режим отказа в пользу государства), что позволяет не производить уплату таможенных пошлин и налогов.
К сожалению, в Кодексе отсутствует прямое указание на то, что утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары помещаются под таможенный режим уничтожения, при том, что авария, как, впрочем, и любое форс-мажорное обстоятельство, объективно препятствует доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия (доставки).
Однако, во-первых, ст.8 ТК содержит определение понятия «авария», согласно которому - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Во-вторых, данная категория товаров не включена в перечень товаров, утверждаемый Правительством либо Президентом РБ, как это предусмотрено п.2.7 ст.215 ТК, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения.
Следовательно, имеются полные основания помещать утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары под таможенный режим уничтожения.

Людмила САУНИНА, бизнес-консультант, эксперт в области маркетинговых коммуникаций Новые технологии скоростного доступа к сети Интернет, в том числе и по мобильной связи дают импульс к использованию этого канала коммуникации для повышения эффективности маркетинга. Этому как нельзя лучше соответствуют инструменты, позволяющие «следить» за действиями и перемещением в сети каждого конкретного пользователя. Именно поэтому сегодня во всем мире так актуален поведенческий таргетинг (от англ. target - цель). Это механизм, который позволяет выделить (таргетировать) из всей аудитории ту часть, которая в наибольшей степени подходит к заданным критериям.

Поведенческий таргетинг бывает прямой, нацеленный на выбор целевой аудитории, непосредственно интересующейся предлагаемым товаром или услугой, и косвенный, ориентирующийся на подобные предложения. В общем случае делаются выводы об интересе к конкретной категории на основе последних действий пользователя по поиску и посещению соответствующих сайтов. Например, если он недавно посетил автомобильную «страничку», то на другом сайте ему будет представлена реклама автомобилей.
Или другой пример: люди, читающие статьи о здоровье, могут быть более восприимчивыми к рекламным сообщениям о продуктах, полезных для здоровья.
Подобный метод помогает интернет-маркетологам доставлять онлайн-рекламу тем пользователям, на которых она сможет оказать наибольшее воздействие.
В чем преимущества поведенческого таргетинга?
Во-первых, это повышение отклика по рекламным объявлениям. Во-вторых, реклама, которая находится в сфере интересов пользователя, не так раздражает. В-третьих, позволяет рекламодателям четче «нацелиться» на аудиторию.
Но на практике дело обстоит несколько сложнее: приходится учитывать перекрещивающиеся интересы пользователей, а также принимать во внимание различные дополнительные факторы, не относящиеся напрямую к маркетингу. Следует учитывать, что «слежка» за пользователем, которая лежит в основе поведенческого таргетинга, вызывает нарекание многих пользователей: они не хотят быть «предметом» пристального наблюдения.
Но эта морально-этическая сторона не мешает поведенческому таргетингу быть одной из самых модных новинок. Известная компания Xerox даже запатентовала свой способ слежки за пользователями, якобы позволяющий узнать о них все, включая пол, возраст и размер заработка. Более того, эта корпорация заявила о технологических возможностях проведения социологических исследований без ведома пользователей.
К тому же понятно, что данные целесообразнее собирать не на одном каком-то сайте, а на обширной площадке Всемирной сети, скажем, в Байнете или Рунете. Но понравится ли владельцам порталов, что без их ведома и безо всякой оплаты кто-то собирает информацию о пользователях, и она потом будет продана и размещена на других сайтах?
К сожалению, во главе угла в бизнесе всегда будет стоять эффективность, но не спокойствие клиента. Да и, если судить по тенденциям развития Интернета, все сейчас идет к наиболее эффективному сбору данных о пользователе, а формат web 2.0, например, как никакой другой обеспечивает отличную площадку для исследований вкусов миллионов пользователей.
Сложно спрогнозировать, какое из направлений станет приоритетным в маркетинге в ближайшее время. Но пока будет существовать индустрия массового маркетинга (в первую очередь медийной рекламы), первичное сегментирование по социально-демографическим признакам всегда будет составлять серьезную конкуренцию поведенческому маркетингу.
Безусловно, использование такого эффективного инструмента как поведенческий таргетинг для поиска и изучения целевой аудитории, а также воздействия на нее методами, наиболее подходящими именно для данного сегмента с учетом возраста, пола, интересов и предпочтений, будет только набирать обороты.

Наталья ПЕТРОВА Механизм биржевых торгов поначалу вызывал недоверие у белорусских предприятий. Но целенаправленная работа биржи все-таки доказала ее преимущества. О том, как изменилась ситуация за 5 лет и какие новшества ожидаются на организованном оптовом рынке страны, рассказал председатель ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» Аркадий САЛИКОВ.

Первые торги в 2005 г. прошли в секции лесопродукции. Работники лесного комплекса тогда довольно скептически и ревностно отнеслись к биржевой практике продаж своей продукции. Их не устраивали ни цены, ни методы. Теперь же отраслевые операторы - УП «Беллесэкспорт», УП «Беллесбумпромэкспорт» и ГП «Беларусьторг», выставляя для реализации на экспорт лесоматериалы, не только успешно их продают, но и получают дополнительную выручку.
В качестве примера можно привести крупнейшие за последние два года биржевые торги, состоявшиеся 1 июня 2010 г. Было продано 421,7 тыс. куб. м балансовой древесины и пиловочника мягколиственных пород (99,8% выставленного на торги объема) на общую сумму 16,13 млн. евро. Средневзвешенные цены практически по всем основным экспортируемым сортиментам выросли на 4-5 евро/куб. м, что обеспечило в условиях конкуренции иностранных покупателей получение белорусскими грузоотправителями дополнительной выручки в размере 1,62 млн. евро.
Приведенные цифры в очередной раз подтверждают высокую эффективность функционирующего в республике торгового механизма, построенного на основе прозрачной системы заключения биржевых сделок и позволяющего осуществлять реализацию белорусской лесопродукции на экспорт по оптимальным ценам с учетом конъюнктуры внешних рынков. В пользу сделок на бирже говорят и результаты анкетирования работников лесного комплекса, участвующих в торгах. Так, по данным Научно-исследовательского экономического института Минэкономики, общая оценка всего механизма реализации лесопродукции в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» довольно высока - 4,3 балла из 5 возможных. Наивысший балл (4,7) получил порядок аккредитации участников биржевых торгов, а сама процедура их проведения, в том числе в сети с удаленным доступом (через Интернет) оценена в 4,6 балла.
- Экспортные поставки в общем товарообороте биржи на протяжении нескольких лет сохраняются на уровне 30%. Очевидно, новая инициатива биржи об обязательной продаже важных экспортных товаров на биржевом рынке ставит целью повышение этого показателя. Но только ли это? В чем, по-вашему, преимущества биржевой торговли экспортными товарами?
- 30% экспорта в товарообороте достигаются в основном за счет реализации лесоматериалов, сухого молока, сливочного масла, сыра, казеина, шкур крупного рогатого скота и рапсового масла. Круглый лес - единственная обязательная экспортная позиция. Наши предложения по включению в перечень таких биржевых товаров как соль, стройматериалы, цемент, щебень, к сожалению, пока не нашли понимания у производителей и отраслевых органов управления. Безусловно, наращивание экспорта остается одной из приоритетных задач биржи. Однако теперь нам важен не показатель ради показателя, а более эффективное использование биржевых механизмов, расширение возможностей покупателей. А преимущества биржевой торговли давно доказаны - это и расширение рынка, и возможность продать свой товар по наиболее высокой цене с учетом конъюнктуры, и безопасность сделок, что особенно ценится участниками торгов.
- Оправдывает ли себя механизм продвижения белорусских промышленных и потребительских товаров с применением электронной биржевой площадки?
- Представьте, что маленькое предприятие хочет выйти на внешний рынок. Создать свое представительство ему не под силу, а продукцию продвигать нужно. С нашей помощью и использованием современных технологий выход на международные рынки становится реальным. Система торгов промышленными и потребительскими товарами не просто размещает в сети Интернет заявки на продажу и покупку товаров, но еще и фиксирует и контролирует каждую сделку - с момента ее заключения до полного выполнения.
Чтобы получить наибольший эффект от электронной торговли, конечно, предстоит еще потрудиться. Многие предприятия пока рассматривают ее как подспорье для разгрузки складов, а правильнее наполнить систему хорошим экспортным товаром, и тогда будет эффект. К примеру, Гродненский мясокомбинат выставил в системе эндокринно-ферментное сырье и продал его по цене на 34% выше стартовой. Ошмянский мясокомбинат продал такое же сырье по цене на 78,3% выше изначальной. Такими должны быть ориентиры.
- Как решается вопрос по закупке импортных товаров на бирже? Как вы считаете, получит ли развитие практика биржевых государственных закупок?
- Биржевые технологии не способны обеспечить закупки всей продукции, но могут эффективно использоваться для приобретения товаров, которые традиционно относятся к биржевым. Наш механизм торгов настроен на создание наиболее благоприятной среды, чтобы предложений было много, и покупатель мог выбрать наиболее выгодное. Кстати, действующее законодательство предусматривает использование биржевого механизма наряду с тендерными процедурами закупок. В проекте закона о госзакупках будет конкретно сказано о биржевых торгах в отношении ряда товаров и определен их перечень, который, конечно, может изменяться.
- Не так давно биржа заявила о создании срочного товарного рынка. Какие товарные позиции включены в перечень для формирования фьючерсов? Каковы возможности их размещения на зарубежных биржах?
- По предложению наших отраслевых ведомств в качестве базисных позиций для фьючерсов рассматриваются сухое обезжиренное молоко, сливочное масло, технический казеин, пиломатериалы и цемент. Основная задача сейчас - определить технологии клиринговых расчетов. Это необходимая принадлежность срочного рынка, ведь здесь продается контракт, а не товар, один и тот же участник выступает в роли покупателя и продавца, клиринг необходим, чтобы минимизировать финансовые движения. По нашим оценкам, первые пробные торги по торговле фьючерсами возможны к середине следующего года.
Свои услуги на срочном рынке нам предлагает подразделение одной из ведущих фондовых бирж мира - Deutsche Bоrse. Но мы пришли к выводу, что пользоваться услугами мировых бирж - не самая выгодная для страны схема. На товар, имеющий спрос на зарубежных рынках, лучше создать свой срочный рынок.
- Аркадий Семенович, в 2011 г. на базе БУТБ планируется открытие Евразийской биржи сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием национальных товарных бирж Евразийского биржевого союза. Какая от этого выгода Беларуси?
- Выгода немалая. В первую очередь, это будет способствовать расширению торговли. Беларусь ведь не только продает, но и закупает товары, в частности, хлопок, зерно, другие сельхозпродукты. За счет единой базы данных информация об уровне цен на них будет открытой, следовательно, возникнут предпосылки к нивелированию цен. Мы предполагаем, что наша биржа при этом будет оказывать услуги не только по совершению сделок, но и по их сопровождению и логистическому обеспечению. Уже сейчас мы предоставляем возможность выбрать транспортного оператора, схему расчетов, обеспечиваем страхование сделок. И когда эта деятельность начнет осуществляться в масштабах ЕврАзЭС, рынок станет более информационным, мобильным, прозрачным и безопасным. Потенциал проекта очень высок, все зависит от реализации.
- В чем отличие белорусской биржи от давно работающих европейских? Когда мы достигнем их уровня? Ставится ли такая задача?
- Все крупные европейские биржи сегодня работают на срочном рынке, и лишь немногие занимаются спотовым. Однако на нынешнем этапе развития общебиржевого института рынок наличного товара, возможно, имеет более высокую ценность, чем срочный рынок, во всяком случае, в странах постсоветского пространства.
По существу, возможности создания товаропроводящей сети с помощью современных информационных технологий, выведения информации о товаре, привлечение широкого круга участников – это преимущества спотового рынка.
Приближение к уровню мировых бирж - задача хорошая, но в плане профессионализма, технической оснащенности. Мы не претендуем на то, чтобы на белорусской площадке торговали нефтью или газом. Ставить такие цели - утопично. В то же время могу с уверенностью заявить, что на стыке Запада и Востока Белорусская универсальная товарная биржа может стать площадкой, которая обеспечит товародвижение между ЕврАзЭС и ЕС. Полагаем, что в перспективе так и будет. ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»
220099, г. Минск, ул. Казинца, 2, офис 200
Тел./факс: 224-48-25, тел.: 219-79-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.butb.by

Людмила КОВАЛЕВИЧ Компания «Коллант», поставляющая белье и чулочно-носочные изделия из Италии, предлагает белорусскому потребителю неизменно качественную продукцию с Аппенинского полуострова при ее минимальной стоимости. О способах такой организации дела рассказывает руководитель предприятия ОДО «Коллант» Александр ПАТРЕЙ.

- Сегодня наша компания является крупнейшим на территории Беларуси импортером и оптовым продавцом изделий итальянского производства. Она представляет четыре итальянских концерна: «Калцифичио ФАП», «Группо Реал», «Нова Вирджилиана», «Дженесси» и имеет эксклюзивное право продажи торговых марок «Белиссима», «Ами Ами», «Азира», «Транспарензе», «Сенси» на территории Беларуси. Кроме того, на правах дилера компания «Коллант» реализует четыре торговые марки: «Омса», «Голден Леди», «Сиси», «Энрико Кавери», а это рекордное количество для нашей страны. Каждая торговая марка различается не просто по номенклатуре, но и рассчитана на разные категории покупательниц, отличающихся статусом и доходами. Колготки этих марок можно выбрать по сезону, прозрачности или в соответствии с видом одежды: с заниженной талией, под короткую юбку или облегающее платье. Есть изделия больших размеров и для беременных женщин, а также с «массажным эффектом». Представительницы прекрасного пола могут выделить фантазийные модели марок «Транспарензе» и «Белиссима», а также чулки разных видов. Изделия соответствуют ожиданиям каждой женщины и по своему качеству. На прочность колготок влияет не только наличие так называемых den. Особое плетение и добавление лайкры делает их устойчивыми к появлению затяжек. Материал становится прочнее благодаря микрофибре и синтетическому волокну. Кроме чулочно-носочной продукции, мы поставляем широчайший модельный ряд комфортного бесшовного нижнего белья, корсетных изделий и купальников с широким ценовым диапазоном.
- Александр Наумович, как вы продвигаете эти изделия?
- Мы обеспечиваем товаром всю Беларусь. Система сбыта на предприятии представлена двухуровневым каналом: оптовой торговлей и розницей, ее образуют около 200 государственных и частных магазинов, а также более 100 индивидуальных предпринимателей. У нас есть и четыре собственных магазина. Развитие сети мы начали только два года назад. Причиной послужила диверсификация на фоне недавнего кризиса. В трудные времена покупатели, естественно, стараются сэкономить. Поэтому на первый план выходят такие инструменты, как воздействие на чувства, повышенное внимание, убеждение потребителя в правильности выбора. А это удобнее делать в фирменных магазинах. Благодаря такому подходу спрос на элитные торговые марки не упал. Компания, как и раньше, предлагает более 800 наименований. Правильное решение по развитию новых товарных позиций, а это корсетное, бесшовное белье и купальники, позволило предприятию не только не снизить объем выручки, а увеличивать ее от 12 до 15% ежегодно.
Мы сохранили мощную клиентскую базу и квалифицированный персонал. Производители оказали нам рекламную поддержку и расширили свой ассортимент, что дало возможность обслуживать новые группы потребителей. Впереди - дальнейшее развитие розничной сети: планируем открыть два-три магазина в каждом областном центре.
- Как строится работа компании?
- «Коллант» - малое предприятие, которым легче управлять, чем крупным, поэтому нет необходимости в создании сложной структуры. У нас она горизонтальная и включает экспедиторов, отдел продаж, бухгалтерию и склад. Последний работает автономно, он фактически не требует руководства, так как имеется особая, отработанная за годы, технология выбора и маркировки товара. Особое внимание я уделяю отделу продаж. В начале бизнеса сам определял, каким будет товарный портфель, а сейчас это коллективная работа. Вместе нам приходится следить не только за тенденциями мировой моды в чулочно-носочных и бельевых изделиях, но и обращать внимание на то, что пользуется спросом на вещевых рынках. Изделия нового сезона обсуждаются с нашими партнерами и утверждаются за год до начала продаж. Можно сказать, мы отчасти формируем потребительские предпочтения и следуем в тандеме с мировыми брэндами женской одежды. Регулярные Парижские, Миланские выставки и презентации новых коллекций концернов позволяют предвидеть будущий спрос. Мы предлагаем нашим потребителям новейшие модели итальянских дизайнеров, и мне повезло продавать продукцию, в качестве которой я уверен.
- Ощущаете ли вы конкуренцию на белорусском рынке?
- Он находится в состоянии насыщения и дальнейший рост возможен за счет перераспределения долей рынка и появления новых продуктов. Образование нетрадиционных каналов сбыта, таких как гипермаркеты и сетевые магазины, изменило рынок. Потребителю подобный формат торговли пришелся по душе, а для нас -это новые возможности в реализации продукции. Не в упрек белорусскому рынку будет сказано, но в нашей стране нет объективного соответствия цены и качества. Поставляемый компанией «Коллант» товар по качеству выше многих других, а цены - гораздо ниже. Думаю, поэтому партнеры заказывают коллекции и делают предоплату задолго до прибытия продукции в Беларусь. Потребитель сегодня не тот, что был в 90-х гг. Тогда любой итальянский и французский товар раскупали вне зависимости от его цены. Сегодняшний покупатель - эксперт: он сравнивает стоимость, анализирует потребительское качество изделия. Клиент изменился, но мы изменились раньше, поэтому компания уже 13 лет успешно работает на рынке. Мы думаем о том, что нужно потребителю сейчас и что ему понадобится завтра.
- Нужно ли, по-вашему, учиться искусству торговать?
- «Коллант» поставляет на рынок не только товары, но и услуги. Продавцы нашего магазина помогают сориентироваться в изобилии вещей и подобрать подходящую модель. Чтобы угадать желание клиента, работнику важно обладать как технологическими, так и психологическими знаниями. Все 19 сотрудников обязательно проходят системное обучение весной и осенью. Каждый новый работник первый месяц на предприятии изучает изделия. Дальнейшее обучение строится на корпоративных семинарах по технологии продаж, работе с клиентами, маркетингу, командным действиям. Я делаю ставку на эффективность работы персонала, а она зависит от условий, созданных директором на предприятии. Работники ежегодно продают товара на сотни миллионов рублей, а в отпуск уходят всегда летом, как в Италии.
- С какими проблемами сталкиваются в своей работе импортеры?
- В прошлом году рынок «просел» не столько от финансового кризиса, которого, я считаю, в Беларуси еще не было, сколько от издания экономически непроверенных указов чиновников. В результате пострадало оптовое звено. Указание для магазинов точно выдерживать соотношение импортного и отечественного товара привело к отсутствию конкуренции и лишило потребителей права выбора. Результат - повышение цен на белорусскую продукцию и инфляция, а также снижение налоговых поступлений в бюджет. А это еще хуже, чем несбалансированный импорт.
- Какие модные тенденции намечаются этой осенью?
- Как и в прошлом году будет цениться индивидуальность. Каждый потребитель вправе иметь свой стиль, а аксессуары придают женщине неповторимость и шарм. В этом году мы ожидаем спрос на серые и лиловые цвета. Осень предполагает сдержанные рисунки, из-за пасмурного осеннего неба в одежду будут добавлены светлые нотки: оранжевые и желтые вкрапления. Эту коллекцию вы сможете увидеть уже в августе. ОДО «Коллант»
г. Минск, ул. М. Богдановича, 128-6н
тел.: (8017) 283-12-58, 288-60-18
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Алиса РЫЖИНА Казалось бы, зачем платить за то, что можно получить практически бесплатно? Открыл водопроводный кран - и пей, тем более что жидкость, подаваемая в квартиры, проходит строгий контроль на соблюдение санитарных правил и норм. И тем не менее, все большую популярность приобретает питьевая вода, разливаемая в бутыли, хотя за нее и приходится платить. Почему на рынке наблюдается устойчивый спрос на такой продукт? На этот и другие вопросы редакции отвечает Владимир КРУТЬКО, генеральный директор ООО «Амазон-Колорит» - компании производителя бутилированной питьевой воды.

- Владимир Константинович, почему качество водопроводной воды не позволяет ей стать полноценной питьевой?
- Для питья и приготовления пищи мы расходуем не более 5% водопроводной воды, остальная используется для бытовых, технических целей. Поэтому дорого и нерационально подвергать всю водопроводную воду высокой степени очистки и готовить как питьевую. Во многих западных странах водопроводная вода считается хозяйственно-бытовой или условно питьевой. Хотя в ней нет превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, большинство людей понимает, что ее лучше не пить. Европейцы давно привыкли покупать специально подготовленный для употребления в пищу продукт.
С марта 2009 г. белорусские санитарные правила и нормы переработаны и приближены к европейским стандартам, однако по ряду показателей у нас пока продолжают действовать более низкие нормативы. В Беларуси многие станции водоочистки рассчитаны на воду, которая использовалась на момент их проектирования, когда экологическая обстановка была лучше, а вода чище. Усугубляет ситуацию изношенность оборудования, из-за чего не всегда удается выдерживать требования нормативов, например, содержания железа. Для обеззараживания воды используется хлорирование. Не везде есть технические возможности для добычи артезианской воды: даже два минских района все еще получают ее из поверхностных источников.
В данной ситуации рост популярности продукта в бутылях вполне предсказуем. Вода под торговой маркой «202» присутствует на рынке республики уже более пяти лет, и спрос на нее постоянно повышается, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию. Нам удается удерживать лидирующие позиции, о чем говорят данные исследования маркетингового агентства «Чувство рынка», которое было проведено в феврале-марте 2010 г. Нашу торговую марку знают 24% респондентов, а используют - 13%. Вода «202» признана лучшей в товарной группе «Питьевая бутилированная вода» на белорусском фестивале-конкурсе «Выбор года 2009». Компания «Амазон-Колорит» имеет и международный сертификат качества.
- Как пришла идея заняться производством бутилированной питьевой воды в то время, когда люди просто кипятили и отстаивали воду и не считали нужным ее покупать?
- Первоначально фирма «Колорит», основанная в 1992 г., занималась производством напитков - лимонада, минеральных вод и др. Бутилированную воду стали выпускать в 1996 г., а в 2004 г. образовался «Амазон-Колорит». Сначала мы столкнулись с большими сложностями: у нас в стране спрос на бутыли еще не был сформирован. Приходилось много работать с населением, повышать его потребительскую грамотность, участвовать в телепрограммах, посвященных качеству воды. Мы предвидели, что будет трудно, но знали и то, что Европа постепенно отказывается даже от минеральных вод в пользу природных питьевых.
- Как выбиралось место расположения и глубина скважины? Какие технологии используются для получения продукта высокого качества?
- На протяжении двух лет мы вели сложные исследования, брали пробы воды с различной глубины. Наилучший состав обнаружили на глубине 202 м, что, кстати, и дало такое интригующее, но в то же время простое и запоминающееся название нашей продукции. Скважина расположена в экологически чистом районе и относится к водозабору «Криница», который, по сведениям Минприроды, соответствует всем мировым требованиям.
Для получения воды питьевого качества мы применяем самые современные технологии. До попадания в 19-литровые бутыли вода проходит несколько ступеней водоподготовки. При этом каждая ее партия контролируется собственными микробиологической и химической лабораториями, аттестованными Госстандартом. Еженедельно продукцию проверяют также специалисты местного центра гигиены и эпидемиологии.
- Чем отличаются различные виды воды «202»?
- Мы выпускаем воду трех разновидностей: «Оригинал», «Актив» и «Бамбини». Вода «202 Оригинал» обладает наименьшим уровнем минерализации, подходит для каждодневного питья и приготовления пищи. Вода «202 Актив» предназначена для людей, ведущих активный образ жизни, и содержит селен, фтор и йод. Селен повышает иммунитет и выводит из организма тяжелые металлы, фтор укрепляет костную ткань и предупреждает развитие многих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы, йод необходим для нормальной работы щитовидной железы. Вода «202 Бамбини» полезна малышам, а также женщинам в период до и после родов. В нужном для них количестве продукт содержит фтор и йод. Маркам «Актив» и «Бамбини» присвоена высшая категория качества.
- Как предприятие выдерживает конкуренцию с продавцами бытовых фильтров для воды?
- Обеспечить достойное качество питьевой воды могут только дорогие стационарные устройства. Но не каждый сможет сразу заплатить большую сумму за установку такого фильтра. К тому же их практически не ставят в арендованных офисах. Что касается дешевых фильтров (кувшины, насадки на кран), то это скорее самоутешение, а не эффективное средство очистки воды. Фильтры нуждаются в систематическом обслуживании, замене картриджей и как любой сложный прибор со временем изнашиваются. Хотя мы и работаем в близких сегментах рынка, конкуренция у нас минимальна. Несмотря на прорыв в сознании потребителей, значительная часть населения все еще не готова приобретать специально подготовленную питьевую воду или устанавливать дорогие фильтры. Так что у нас остается огромный фронт работы именно в области информирования населения.
- Уменьшился ли спрос на бутилированную воду в связи с кризисом? Экономят ли белорусы на подобных продуктах?
- Спрос на нашу продукцию не упал, однако в 2009 г. замедлились темпы его роста. Но уже в первые месяцы 2010 г. мы вернулись к докризисным показателям. К хорошему привыкаешь быстро, а наша вода - вовсе не роскошь, чтобы от нее отказываться, пусть даже и в кризис. Поэтому постоянных клиентов мы не потеряли, а динамика появления новых быстро возвратилась к докризисным показателям.
- Как удается справиться с увеличением спроса?
- Любому производству тяжело справится с отсутствием спроса, а уж с растущим спросом мы справимся легко. Всегда существуют скрытые резервы, используется бизнеспланирование, которое позволяет на шаг опережать потребности рынка. Мы обеспечиваем растущий спрос на нашу воду там, где уже работаем, а это 10 крупных городов нашей страны. Для освоения новых рынков, на которых мы пока не присутствуем, предусмотрено плановое расширение производства. Но недостаточно создать качественный товар, надо еще найти дорогу к сердцу потребителя. Для этого необходим индивидуальный подход и учет пожеланий каждого клиента. Например, мы развозим воду с 9 утра до 9 вечера, и до 18 часов по субботам, поэтому каждый может выбрать удобное время доставки. Для комфортного пользования бутылями предлагается вспомогательное оборудование, а вместе с водой можно заказать чай и кофе по невысоким ценам. Заключать договор с компанией удобно через наш сайт. Собственные сервисные машины радуют глаз яркой фирменной символикой - вроде мелочь, а приятно. Так что качественный сервис - немаловажная составляющая успеха. ООО «Амазон-Колорит»
222310, Минская обл., г. Молодечно, ул. Т. Дудко, 2а, к.8
Тел.: (0176)75-36-95, факс: (0176)75-35-11, (017) 284-88-88
www.202.by

Владимир НАДЕЖДИН Там, где требуется мобильность, лучше довериться верткому «зайцу», чем неповоротливому «слону». Именно поэтому в транспортно-логистической сфере успеха добиваются небольшие компании, способные в случае необходимости чуть ли не молниеносно принимать решения. Это, безусловно, ценится клиентами, для которых скорость доставки грузов имеет первостепенное значение.

По словам директора транспортно-экспедиционной компании «Аэростар» Юлии КАЧЕРСКОЙ, такое качество помогло преодолеть трудное кризисное время. Отвечая на вопросы редакции, она сказала:
- Объемы не всегда определяют эффективность бизнеса. С увеличением конкуренции, надеясь, что имеют достаточный запас прочности, некоторые белорусские транспортные компании в борьбе за клиентов резко снизили цены, рассчитывая какое-то время поработать в «минус», а затем наверстать упущенное. Однако выдержали далеко не все такие предприятия.
Мы в это трудное время поставили задачу - максимально повысить уровень сервиса и не опускать тарифы ниже возможного. При этом смогли убедить постоянных клиентов в том, что из кризиса нужно выходить вместе, в одной связке, а не искать новых заманчивых предложений от людей, работа с которыми может быть чревата риском. Наши клиенты - это наши партнеры. Безусловно, в этот непростой период мы тоже шли им навстречу, помогая оптимизировать затраты на транспортировку, уделяя особое внимание системному, комплексному подходу к проблеме.
Раньше по каждому направлению, а это авиационные, автомобильные и морские перевозки, таможенное оформление грузов, была своя клиентура. В кризис подразделения, ведущие их, стали предлагать воспользоваться и услугами смежных служб. Например, если какая-то компания заказала таможенное оформление в Национальном аэропорту, то вполне возможно, что ей также нужны автомобильные перевозки, а в дальнейшем и авиационные.
На наш взгляд, самый важный фактор успеха любого бизнеса - люди. Несмотря на сложную ситуацию в области грузоперевозок, мы сохранили коллектив высококвалифицированных специалистов. При этом постарались максимально обеспечить работой водительский состав, чтобы люди не потеряли в зарплате. Зато сейчас, когда объемы грузоперевозок увеличиваются и приближаются к докризисным, в компании нет проблем с квалифицированными кадрами. Должна заметить, что у нас специфические автоперевозки, на которых не любой водитель сможет работать.
- А в чем их особенность?
- Мы занимаемся перевозками сборных грузов, каждый требует серьезного пакета документов, с которыми должны уметь работать водители. Кроме того, «Аэростар» является таможенным перевозчиком, перевозит дорогостоящие грузы без таможенного сопровождения и предоставления уплаты ввозных таможенных пошлин при транзите, а это большая ответственность. Такой вид перевозок очень удобен многим клиентам: привлекают экономия средств за счет доставки до таможни назначения без уплаты таможенных платежей, скорость доставки. Кроме того, клиент оплачивает только фактически занимаемое грузом место в сборной партии, а не весь транспорт, как при стандартной перевозке. Мы с удовольствием работаем с мелкими партиями (от 1 кг), на которые предлагаем очень привлекательные тарифы. Комплектуем и белорусские грузы для доставки в европейские страны, и из Европы забираем те, что предназначены для Беларуси и России. Между прочим, именно эти перевозки меньше затронул кризис, ведь каждый хотел сэкономить.
Но эта работа имеет и оборотную сторону: из-за обилия мелких грузов сталкиваемся с проблемами их таможенного оформления на границе. Ранее для прохождения машины через границу необходимо было предоставить таможне сведения по одному самому дорогостоящему грузу, а уже таможенная очистка всех остальных грузов проходила в таможне назначения. Сейчас такого понятия как сборный груз для таможенных органов не существует, поэтому при пересечении границы приходится предоставлять пакет документов по каждому грузу, подбирать код ТНВЭД и т.д., а когда количество грузов в одной небольшой машине доходит до 40, это весьма проблематично, а главное - занимает неоправданно много времени. Например, по одному из наших постоянных маршрутов Варшава-Минск можно проехать всего за 12 ч, но на границе приходится стоять еще не менее суток. О какой привлекательности Беларуси как транзитной стране можно говорить, сталкиваясь с такими требованиями оформления транзита?!
- Как вы считаете, Юлия Анатольевна, изменится ли деятельность компании после того, как заработает Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана?
- Точной информации о Таможенном союзе, как будут работать все его механизмы и чего ожидать белорусским производителям, торговым компаниям и, в частности, перевозчикам, пока нет.
Прежде всего, с подачи России трансформируется понятие «таможенный агент», который будет называться «таможенным оператором». Но суть не в простом переименовании. Чтобы работать в этом качестве, нужно будет предоставить обеспечение стоимостью 1 млн. евро. Думаю, из белорусских таможенных агентов такую сумму не потянет никто. Ведь все мы занимаемся предоставлением услуг, основных средств для этого требуется немного и, значит, найти залог на требуемую сумму будет практически невозможно. Скорее всего, данную проблему сможет решить лишь несколько предприятий, в том числе «Белтаможсервис». А теперь давайте рассуждать. Если увеличится грузопоток в Россию через Беларусь, а таможенная очистка, как декларируется сегодня, будет возможна в любой таможне страны-участницы ТС, то многие компании предпочтут осуществлять ее именно в нашей стране, поскольку здесь это делается быстрее и качественнее, что весьма выгодно для Беларуси. Но кто будет выполнять эту работу? Оставшиеся к этому моменту таможенные агенты явно не справятся с такими объемами. Но, как известно, свято место пусто не бывает. На наше место придут таможенные операторы из других стран ТС. В результате потеряем не только мы, предприниматели, оказывающие услуги в области таможенного дела, но и государство в целом.
К тому же, как я уже говорила, транспортно-экспедиционные предприятия подобные нашему оказывают комплексные услуги, доставляя грузы «от двери до двери» с оформлением всех таможенных формальностей, что удобно клиентам. И вырывать из этой цепочки отдельные звенья крайне неразумно.
У нас декларируется, что государство заботится о развитии в стране малого и среднего бизнеса, а на практике получается, что из этой сферы могут быть исключены целые виды деятельности.
- Сейчас в республике создается система мощных логистических центров. Как вы видите свою компанию в этой новой ситуации?
- Конечно, Беларуси необходимы такие многофункциональные комплексы, которые привлекут к себе другие сопутствующие услуги: таможенных операторов, страховые компании, автосервис, банковские услуги и т.д. Но насколько быстро и качественно пройдет процесс интеграции крупных логистических сетей и таких предприятий как наше, зависит от многих факторов. Мы надеемся, что опыт, накопленный за 15 лет работы в сфере транспортно-экспедиционных услуг и таможенного дела, будет востребован. Клиенты очень ценят небольшие фирмы, где к ним относятся уважительно, во всем идут навстречу. В то же время мы не отказываемся от сотрудничества с крупными предприятиями. Например, сейчас в районе Национального аэропорта, где базируется и наша компания, строится транспортно-логистический центр и, естественно, мы хотели бы получить возможность использовать на взаимовыгодных началах его складские и офисные помещения. Но при этом, я уверена, предприятие должно оставаться самостоятельным. Ведь на таком мобильном рынке работы хватит всем. Главное - не останавливаться на месте, работать профессионально, не бояться нового и верить в себя. Наша тактика - работать и добиваться успеха. Транспортно-экспедиционная компания «Аэростар»
220054, г. Минск, Национальный аэропорт «Минск»
Тел.: +375 17 279-14-19
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Екатерина ЖУКОВА В сфере подготовки кадров грядут перемены. Проект Кодекса об образовании предусматривает учебные центры двух типов: либо осуществляющих повышение квалификации руководящих работников и специалистов и обучение по рабочим профессиям, либо занимающихся подготовкой только рабочих. Такое новшество затрагивает интересы около 300 учебных заведений республики, отметили в Государственном учреждении образования «Учебный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров лесного комплекса», расположенном в Бобруйске.
- Принятие Кодекса об образовании повысит требования к организации и проведению учебного процесса, позволит реализовать образовательные программы для различных слоев населения, имеющих разный уровень образования, - считает директор учебного центра Валентин РУБИН. - Чтобы получить статус учебного центра повышения квалификации руководителей и специалистов и соответствовать требованиям, предъявляемым к учреждению образования данного типа, уже сегодня начинаем готовить материально-техническую базу, планируем закупку недостающего оборудования, автотракторной техники. Будем повышать профессиональный уровень преподавательского состава, ремонтировать учебные мастерские. Задачи понятны, у нас есть полгода на проведение запланированных работ. Если же ничего не делать, то придется на 30% сократить штат работников.
Учебный центр в Бобруйске создавался как базовое учреждение образования системы концерна «Беллесбумпром». Основная задача - обеспечение предприятий концерна кадрами. Имеется разрешение Минобразования на повышение квалификации кадрового состава руководителей и специалистов по профилю деятельности. В год центр готовит около 5 тыс. рабочих и специалистов из различных регионов республики.
Обучение ведется по дневной форме с отрывом от производства. Срок обучения руководителей и специалистов составляет 1-2 недели, рабочих - в среднем 1,5-2 месяца. По отдельным профессиям обучение проводится по индивидуальным учебным планам.
В учебном центре проходят обучение специалисты и рабочие по 50 направлениям. Около 20 из них - по лесопромышленному комплексу, столько же - по промышленной безопасности. Осуществляются подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников для предприятий промышленности, транспорта, газоснабжения, лесозаготовок, деревообработки, малого бизнеса; обучение специалистов и рабочих по вопросам охраны труда и обслуживающих опасные производственные объекты, подконтрольные Госпромнадзору (подъемные сооружения и машины, лифты, паровые и водогрейные котлы, перевозка опасных грузов автотранспортом и др.). Особенно популярны следующие профессии: станочники деревообрабатывающих станков, вальщики леса, операторы манипуляторов, стропальщики. Подготовка по рабочим профессиям проводится на начальные разряды, если меняются технологии на производстве, то повышается их квалификация с присвоением более высокого разряда. В учебном центре проводится повышение квалификации мастеров на лесосеках и деревообрабатывающего производства, специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов, подконтрольных Госпромнадзору.
Профессиональное обучение включает в себя теоретическую подготовку в учебном центре, производственное обучение - на рабочих местах. На экзамене оцениваются не только теоретические знания, но и практические навыки, которые слушатели получают непосредственно на производстве. Учебный центр проводит обучение с выездом преподавателей на производство по профессиям в соответствии со своим профилем. Но таким образом ведется подготовка только кадров по рабочим профессиям.
В рамках учебного процесса в Бобруйском учебном центре можно в течение 8 ч пополнить экономические знания. Занятия по предметам «Экономика» и «Основы социально-экономических знаний» читают преподаватели, постоянно повышающие свою квалификацию.
- Учебные группы сформированы на 1,5-2 месяца вперед, однако проблема их комплектования из рабочих и специалистов предприятий концерна «Беллесбумпром» - самая острая на сегодняшний день, - отмечает В. Рубин. - Практически отсутствуют заявки, хотя есть приказ о том, чтобы подготовку проводить только в нашем учебном центре. Ситуация объяснима, так как в отрасли все организации - негосударственной формы собственности и сегодня не все из них «на плаву».
Проблема финансирования привела к тому, что руководители предприятий концерна стали обращаться в учебные заведения по месту нахождения предприятий. Если в райцентре есть училище, пусть даже готовящее швейников, а нужно обучить премудростям профессии вальщиков леса, ни руководитель предприятия, ни преподаватели училища не задумываются о качестве обучения и готовят нужные предприятию кадры. Взяв соответствующий учебный план, это можно сделать, потому что такой вид деятельности по рабочим профессиям не лицензируется. Многие пошли по этому пути, так как обучение при этом значительно дешевле, да и командировочные платить не надо. А вопрос качества подготовки работников в данном случае никого не волнует. Определяющим является наличие документа установленного образца.
- Ведомственные центры Минсельхозпрода, Минлесхоза и Минжилкомхоза сбивают ценовую политику и составляют нам серьезную конкуренцию, - обращает внимание на проблему В.Рубин. - В отличие от бюджетных организаций нам тяжело. Обучение у нас не может быть дешевым, потому что много средств вкладывается в развитие материально-технической базы. В свою очередь, следуя принципиальной позиции, что каждый должен заниматься своим делом, не «перебегаем» дорогу своим коллегам. Наша сфера - лесной комплекс, деревообработка - то, для чего создана учебная база. Радует, что изменились подходы к важности обучения. Если раньше на обучение посылали людей, свободных от основной работы, то сейчас ведется профотбор. Контингент слушателей стал на голову выше. Люди интересуются, стремятся получать знания. Вопрос пропуска занятий отпал сам собой. Много слушателей из коммерческих организаций.
Отметим, что с бюджетного финансирования Бобруйский учебный центр снят 20 лет назад. Тогда и начал свою директорскую деятельность наш собеседник.
- Страшно не было, хотя я производственник и в сфере образования не работал, - вспоминает В. Рубин. - За первый год подготовили 157 специалистов. Тогда ютились в отапливаемом печками здании и за счет хозяйственного расчета и самоокупаемости старались «выплыть». В 1996 г., получив на 5 лет льготу по налогообложению, стали активно развиваться. Ежегодно добавляли в своих доходах 100%. Сегодня ежемесячно зарабатываем 100 млн. руб. В штате 27 человек и 20 внештатных сотрудников. Зарплата в эквиваленте достигла 500 долл. Посещая в качестве эксперта при аттестации, аккредитации аналогичные учреждения образования в других регионах, сравниваю их с нашим. Объем такой же, а штат 100 человек, зарплата - 600 тыс. руб.
В этом году рентабельность ожидается на уровне 25%, прибыль - 100 млн. руб. Учебному центру достаточно оборотных средств для укрепления материальной базы. Не желая связываться ни с одной процедурой расходования бюджетных средств, он отказался даже от инновационного фонда. Функционирует полностью за счет собственных средств, при этом размещая депозит в банке, он еще и кредитует государство. ГУО «Учебный центр по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров лесного комплекса»
213823, г. Бобруйск, ул. Бахарова, 222
Тел.: 8 (0225) 48-54-70, факс: (0225) 48-53-02
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.