Новости законодательства

Новости законодательства Беларуси - изменения и дополнения в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Аналитические материалы

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Таможенная стоимость. Расчет предварительных начислений

Документом при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлен порядок расчета величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара.

Расчет осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления (с учетом требований Таможенного кодекса ЕАЭС). Определен порядок в случае, если перевозка (транспортировка) товаров происходила безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя (получателя) товаров.

Оговорены случаи, при которых суммарная величина дополнительных начислений по желанию декларанта может добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины. Установлен порядок применения начислений при таможенном декларировании нескольких партий товаров. Урегулированы случаи применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». (Принято в г. Москве 22.05.2018 г.). Вступило в силу с 24.06.2018 г.

Евразийский экономический союз. Предварительное уведомление о ввозе товаров

Порядок определяет состав, сроки представления предварительной информации о предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом товарах, перечень лиц, которые обязаны или вправе осуществлять эту процедуру, а также случаи, когда информацию можно не представлять.

Осуществляющий ввоз товаров перевозчик должен подать предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных п. 5 Порядка. В частности, она включает данные о предоставляющем лице, сведения о транспортном средстве, перевозчике и товаре.

Информация направляется не позднее чем за 2 ч до ввоза товаров на таможенную территорию Союза. При этом нет такой необходимости в случае ввоза транспортного средства международной перевозки без товаров.

По усмотрению перевозчика или лица, действующего по его поручению, предварительную информацию можно представить в виде электронного документа. В этом случае она должна соответствовать требованиям инфраструктуры документирования информации в электронном виде государства-члена, в таможенный орган которого направляется.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». (Принято в г. Москве 17.04.2018 г.). Вступает в силу с 01.10.2018 г.

Евразийский экономический союз. Технические регламенты. Декларации соответствия

Для регистрации в уполномоченный орган (орган по сертификации) направляются декларация о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные п. 5 Порядка.

Документы подписываются заявителем и предоставляются в электронном виде с использованием интернета либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, если иное не установлено законодательством государства-члена ЕАЭС.

В случае представления электронного документа декларация о соответствии и заявление, указанное в подпункте «а» п. 5 Порядка, подписываются с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи), а документы, указанные в подпунктах «б» - «г» п. 5 Порядка, представляются в электронном виде. Несоблюдение требований к оформлению подаваемых документов является одним из оснований для отказа в регистрации.

Копия зарегистрированной декларации о соответствии, документы и сведения, указанные в п. 5 Порядка, представляются по требованию органов государства-члена ЕАЭС, ответственных за осуществление госконтроля (надзора) за соблюдением технического регламента.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза». (Принято в Москве 20.03.2018 г.). Вступает в силу с 01.07.2018 г.

КОНКУРЕНЦИЯ. МОНОПОЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Документом обновлено законодательство в данной области. Даны определения понятий конкуренция, дискриминационные условия, монополистическая деятельность, закупка товаров, потребитель, продавец, цена и др.

Государственной монополией считается система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных госорганов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами.

Под экономической концентрацией понимаются сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом и правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозсубъектов - юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции. Закон применяется и при совершении действий по экономической концентрации за рубежом.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов, за исключением случаев, указанных в Законе, если выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем 5 субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75%;

- в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозсубъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Запрещается сравнение хозсубъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве организации и (или) товара. Например, «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и др., без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Либо если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными. Запрещаются сравнения с конкурентом и (или) его товаром, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку.

Установлены законодательные требования к содержанию заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

Закон от 08.01.2018 г. №98-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Вступает в силу с 03.08.2018 г. (за исключением отдельных положений).

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. КРИПТОВАЛЮТА. ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПВТ)

Документом определено, что необходимо создать условия для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций.

Установлено, что юридические лица вправе владеть цифровыми знаками (токенами) и совершать следующие операции:

через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;

хранить токены в виртуальных кошельках;

через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).

Следует обеспечивать наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 млн бел. руб. - для оператора криптоплатформы, не менее 200 тыс. бел. руб. - для оператора обмена криптовалют.

Декрет Президента от 21.12.2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики».Вступает в силу с 28.03.2018 г. (за исключением отдельных положений).