Новости законодательства

Внесены изменения в законодательство, регулирующее закупки в строительстве. С 01.01.2017 г. вступил в силу Указ №380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ №380).

Обязательное проведение торгов

Одно из главных нововведений Указа №380 - значительное сокращение случаев обязательного проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве. В соответствии с п. 1.4 торги проводятся при строительстве:

  1. жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин (БВ) и более;
  2. объектов, финансирование строительства которых полностью или частично осуществляется за счет средств:

                  а) республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства и кредитов банков Беларуси, правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более;

                  б) госорганизаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, - при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более.

Указ от 31.12.2013 г. №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ №591), ранее применявшийся к закупкам при строительстве, устанавливал необходимость проведения подрядных торгов при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более для всех хозобществ независимо от состава собственников акций (долей). Невозможность проведения процедуры переговоров в случае стоимости строительства, превышающей вышеназванную сумму, также служила сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в строительство крупных объектов.

Сохранена обязанность проводить подрядные торги для заключения связанных со строительством договоров, если в соответствии с п. 1.4 Указа №380 они носят обязательный характер. Исключениями, как и прежде, являются:

  • договоры на закупку товаров, если стоимость каждого вида товаров менее 3 тыс. БВ;
  • договоры на выполнение отдельных видов строительных и иных работ, если стоимость каждого вида менее 3 тыс. БВ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

Перечни специфических товаров (работ, услуг) разрабатываются и утверждаются Государственным военно-промышленным комитетом совместно с Государственным таможенным комитетом. Они применяются для определения необходимости получения разрешений на ввоз или вывоз специфических товаров (работ, услуг), а также для их представления в таможенные органы в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, подлежит согласованию с Комитетом государственной безопасности.

Указ от 28.02.2017 г. №49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» (вместе с Положением о порядке предоставления юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), Положением о порядке государственного регулирования ввоза специфических товаров (работ, услуг), вывоза объектов экспортного контроля, осуществления посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля, Положением о порядке проведения идентификации, Положением о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг), Положением о порядке организации государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях). Вступил в силу с 11.03.2017 г.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ

Внесены изменения в постановление Совмина и Нацбанка от 05.11.2011 г. №1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

Определено, что при экспорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций нерезидентами по договорам, предусматривающим поставку произведенной в Республике Беларусь автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной и специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания указанной техники и продукции:

- стоимостью свыше 500 тыс. евро в эквиваленте за единицу - не позднее 1 440 календарных дней с даты отгрузки товаров;

- стоимостью от 100 тыс. до 500 тыс. евро в эквиваленте за единицу - не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Постановление Совмина, Нацбанка от 08.02.2017 г. №105/2 «О внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22».  Вступило в силу с 09.02.2017 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА. ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Утвержден Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 г.

Определено, что это модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. То есть планируется, что Беларусь должна развиваться, рационально и эффективно используя ресурсы. Национальный план действий принят в целях выполнения международных обязательств по переходу к «зеленой» экономике, сформулированных в Декларации Седьмой конференции министров «Окружающая среда для Европы» и ее итоговом документе «Рио+20».

Согласно документу, определены приоритетные направления «зеленой» экономики:

- развитие электротранспорта, реализация концепции «умных» городов;

- развитие строительства энергоэффективных жилых домов;

- внедрение энергоэффективных технологий и материалов;

- создание условий для производства органической продукции;

- развитие экологического туризма и др.

Постановление Совмина от 21.12.2016 №1061 «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года». Вступило в силу с 23.12.2016 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза. Регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Документом также определено, на какие виды машин и (или) оборудования он не распространяется.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №147 «О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)». Вступило в силу с 17.12.2016 г.