Новости законодательства

Новости законодательства Беларуси - изменения и дополнения в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Аналитические материалы

Продовольственное сырье. Пищевые продукты. Сроки утилизации

Определено, что изъятие - это отчуждение пищевой продукции, осуществляемое ее владельцем самостоятельно или по требованию (предписанию) уполномоченных контролирующих (надзорных) органов в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, в целях предотвращения и исключения ее выпуска в обращение. Так как выпустить пищевую продукцию в обращение могут изготовитель, импортер, поставщик, к ним применяются меры, предусмотренные Положением.

В частности, пищевая продукция, не соответствующая установленным требованиям, изымается из обращения, не используется по целевому назначению. Она не подлежит утилизации или возврату субъекту хозяйствования, осуществившему ее выпуск в обращение (в случае наличия (установления) его вины в несоответствии пищевой продукции установленным требованиям), для утилизации на территории Республики Беларусь либо вывоза с ее территории.

Документом также установлен порядок и сроки предоставления информации в уполномоченный контролирующий (надзорный) орган, расположенный на соответствующей административно-территориальной единице, выявивший несоответствие пищевой продукции установленным требованиям.

В частности, об изъятии из обращения пищевой продукции - в течение 24 ч с момента установления факта ее выпуска в обращение. Не позднее 5 рабочих дней со дня возврата, утилизации или вывоза - о возврате субъекту хозяйствования, осуществившему выпуск пищевой продукции в обращение, либо об ее утилизации с указанием выбранного способа, места, времени и условий, либо о вывозе с территории Республики Беларусь изъятой из обращения пищевой продукции с представлением подтверждающих документов.

Постановление Совмина от 19.01.2019 г. №35 «Об утверждении Положения о порядке изъятия, возврата, уничтожения, утилизации продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям к их качеству и безопасности». Вступило в силу с 29.01.2019 г.

Уплата налогов. Дебиторы

Внесены дополнения в Налоговый кодекс. Изменены сроки уплаты налогов, сборов и пошлин, объекты налогообложения, порядок исчисления налоговой базы, в том числе при аренде, получении льгот, исчислении налоговых периодов. По-новому определяются места реализации. Изменился порядок переноса убытков на будущее, взыскания при двойном налогообложении, предоставления налоговых вычетов, определения даты фактического получения дохода.

Прописано, что при установлении налогов необходимо определить все элементы налогообложения, а в ином случае налог считается неустановленным и не подлежит уплате.

Плательщик теперь обязан представлять копии документов, подтверждающих факт истечения срока исполнения перед ним обязательств дебиторов. Также следует сообщать со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь об этих событиях.

Изменен порядок ареста имущества налогоплательщика, приостановления операций по счетам, исчисления пени. Установлено, что размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать ее. По-новому определяется порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней: он производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня ее уплаты.

Закон от 30.12.2018 г. №159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Вступил в силу с 01.01.2019 г. (за исключением отдельных положений).

Таможенное декларирование. Уплата налогов

Определен порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, иных платежей в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется в соответствии с законодательством.

Установлено, что пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, сборы за совершение операций таможенными органами, связанных с выпуском указанных товаров, и пени, начисляемые на указанные платежи, уплачиваются на основании документа в отношении товаров для личного пользования. Их декларирование осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов. Оплата производится в случае, если такие сборы установлены законодательством государства - члена ЕАЭС.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №185 «О документе об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов» (вместе с Порядком заполнения документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов). Принято в Москве 20.11.2018 г. Вступает в силу с 1.07.2019 г.

Безналичные расчеты. Информационные системы

Определено создание автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее - АИС).

АИС предназначена для исполнения обязательств плательщиков путем взыскания в бесспорном порядке денежных средств на счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» электронных денег в электронных кошельках в счет уплаты платежей в бюджет, для исполнения иных денежных обязательств.

Информация о неисполненных денежных обязательствах формируется в АИС на основании поступивших платежных требований взыскателей и платежных инструкций плательщиков на перечисление платежей в бюджет.

Уполномоченные госорганы и банки, заключившие договоры на участие в АИС, направляют платежные требования в виде электронного документа для исполнения непосредственно в этой системе, а иные взыскатели - через обслуживающие их банки.

Исполнение платежных требований взыскателей приостанавливается в случаях, установленных законодательными актами, а также на основании поступившего в банк плательщика судебного постановления.

Указ от 16.10.2018 г. №414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (вместе с Положением о взаимодействии посредством АИС ИДО). Вступает в силу с 01.01.2020 г. (за исключением отдельных положений).

Антимонопольное регулирование. Административная ответственность

В документе перечислены должностные лица, наделенные теперь правом составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования. Также названы составы, по которым они имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел. К таким случаям относятся, в частности:

- неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств;

- воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных и пр.;

- воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения.

Постановление МАРТ от 25.09.2018 г. №76 «О наделении должностных лиц Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Вступило в силу с 29.10.2018 г.