Владимир НАДЕЖДИН

Там, где требуется мобильность, лучше довериться верткому «зайцу», чем неповоротливому «слону». Именно поэтому в транспортно-логистической сфере успеха добиваются небольшие компании, способные в случае необходимости чуть ли не молниеносно принимать решения. Это, безусловно, ценится клиентами, для которых скорость доставки грузов имеет первостепенное значение.

По словам директора транспортно-экспедиционной компании «Аэростар» Юлии КАЧЕРСКОЙ, такое качество помогло преодолеть трудное кризисное время. Отвечая на вопросы редакции, она сказала:
- Объемы не всегда определяют эффективность бизнеса. С увеличением конкуренции, надеясь, что имеют достаточный запас прочности, некоторые белорусские транспортные компании в борьбе за клиентов резко снизили цены, рассчитывая какое-то время поработать в «минус», а затем наверстать упущенное. Однако выдержали далеко не все такие предприятия.
Мы в это трудное время поставили задачу - максимально повысить уровень сервиса и не опускать тарифы ниже возможного. При этом смогли убедить постоянных клиентов в том, что из кризиса нужно выходить вместе, в одной связке, а не искать новых заманчивых предложений от людей, работа с которыми может быть чревата риском. Наши клиенты - это наши партнеры. Безусловно, в этот непростой период мы тоже шли им навстречу, помогая оптимизировать затраты на транспортировку, уделяя особое внимание системному, комплексному подходу к проблеме.
Раньше по каждому направлению, а это авиационные, автомобильные и морские перевозки, таможенное оформление грузов, была своя клиентура. В кризис подразделения, ведущие их, стали предлагать воспользоваться и услугами смежных служб. Например, если какая-то компания заказала таможенное оформление в Национальном аэропорту, то вполне возможно, что ей также нужны автомобильные перевозки, а в дальнейшем и авиационные.
На наш взгляд, самый важный фактор успеха любого бизнеса - люди. Несмотря на сложную ситуацию в области грузоперевозок, мы сохранили коллектив высококвалифицированных специалистов. При этом постарались максимально обеспечить работой водительский состав, чтобы люди не потеряли в зарплате. Зато сейчас, когда объемы грузоперевозок увеличиваются и приближаются к докризисным, в компании нет проблем с квалифицированными кадрами. Должна заметить, что у нас специфические автоперевозки, на которых не любой водитель сможет работать.
- А в чем их особенность?
- Мы занимаемся перевозками сборных грузов, каждый требует серьезного пакета документов, с которыми должны уметь работать водители. Кроме того, «Аэростар» является таможенным перевозчиком, перевозит дорогостоящие грузы без таможенного сопровождения и предоставления уплаты ввозных таможенных пошлин при транзите, а это большая ответственность. Такой вид перевозок очень удобен многим клиентам: привлекают экономия средств за счет доставки до таможни назначения без уплаты таможенных платежей, скорость доставки. Кроме того, клиент оплачивает только фактически занимаемое грузом место в сборной партии, а не весь транспорт, как при стандартной перевозке. Мы с удовольствием работаем с мелкими партиями (от 1 кг), на которые предлагаем очень привлекательные тарифы. Комплектуем и белорусские грузы для доставки в европейские страны, и из Европы забираем те, что предназначены для Беларуси и России. Между прочим, именно эти перевозки меньше затронул кризис, ведь каждый хотел сэкономить.
Но эта работа имеет и оборотную сторону: из-за обилия мелких грузов сталкиваемся с проблемами их таможенного оформления на границе. Ранее для прохождения машины через границу необходимо было предоставить таможне сведения по одному самому дорогостоящему грузу, а уже таможенная очистка всех остальных грузов проходила в таможне назначения. Сейчас такого понятия как сборный груз для таможенных органов не существует, поэтому при пересечении границы приходится предоставлять пакет документов по каждому грузу, подбирать код ТНВЭД и т.д., а когда количество грузов в одной небольшой машине доходит до 40, это весьма проблематично, а главное - занимает неоправданно много времени. Например, по одному из наших постоянных маршрутов Варшава-Минск можно проехать всего за 12 ч, но на границе приходится стоять еще не менее суток. О какой привлекательности Беларуси как транзитной стране можно говорить, сталкиваясь с такими требованиями оформления транзита?!
- Как вы считаете, Юлия Анатольевна, изменится ли деятельность компании после того, как заработает Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана?
- Точной информации о Таможенном союзе, как будут работать все его механизмы и чего ожидать белорусским производителям, торговым компаниям и, в частности, перевозчикам, пока нет.
Прежде всего, с подачи России трансформируется понятие «таможенный агент», который будет называться «таможенным оператором». Но суть не в простом переименовании. Чтобы работать в этом качестве, нужно будет предоставить обеспечение стоимостью 1 млн. евро. Думаю, из белорусских таможенных агентов такую сумму не потянет никто. Ведь все мы занимаемся предоставлением услуг, основных средств для этого требуется немного и, значит, найти залог на требуемую сумму будет практически невозможно. Скорее всего, данную проблему сможет решить лишь несколько предприятий, в том числе «Белтаможсервис». А теперь давайте рассуждать. Если увеличится грузопоток в Россию через Беларусь, а таможенная очистка, как декларируется сегодня, будет возможна в любой таможне страны-участницы ТС, то многие компании предпочтут осуществлять ее именно в нашей стране, поскольку здесь это делается быстрее и качественнее, что весьма выгодно для Беларуси. Но кто будет выполнять эту работу? Оставшиеся к этому моменту таможенные агенты явно не справятся с такими объемами. Но, как известно, свято место пусто не бывает. На наше место придут таможенные операторы из других стран ТС. В результате потеряем не только мы, предприниматели, оказывающие услуги в области таможенного дела, но и государство в целом.
К тому же, как я уже говорила, транспортно-экспедиционные предприятия подобные нашему оказывают комплексные услуги, доставляя грузы «от двери до двери» с оформлением всех таможенных формальностей, что удобно клиентам. И вырывать из этой цепочки отдельные звенья крайне неразумно.
У нас декларируется, что государство заботится о развитии в стране малого и среднего бизнеса, а на практике получается, что из этой сферы могут быть исключены целые виды деятельности.
- Сейчас в республике создается система мощных логистических центров. Как вы видите свою компанию в этой новой ситуации?
- Конечно, Беларуси необходимы такие многофункциональные комплексы, которые привлекут к себе другие сопутствующие услуги: таможенных операторов, страховые компании, автосервис, банковские услуги и т.д. Но насколько быстро и качественно пройдет процесс интеграции крупных логистических сетей и таких предприятий как наше, зависит от многих факторов. Мы надеемся, что опыт, накопленный за 15 лет работы в сфере транспортно-экспедиционных услуг и таможенного дела, будет востребован. Клиенты очень ценят небольшие фирмы, где к ним относятся уважительно, во всем идут навстречу. В то же время мы не отказываемся от сотрудничества с крупными предприятиями. Например, сейчас в районе Национального аэропорта, где базируется и наша компания, строится транспортно-логистический центр и, естественно, мы хотели бы получить возможность использовать на взаимовыгодных началах его складские и офисные помещения. Но при этом, я уверена, предприятие должно оставаться самостоятельным. Ведь на таком мобильном рынке работы хватит всем. Главное - не останавливаться на месте, работать профессионально, не бояться нового и верить в себя. Наша тактика - работать и добиваться успеха.

Транспортно-экспедиционная компания «Аэростар»
220054, г. Минск, Национальный аэропорт «Минск»
Тел.: +375 17 279-14-19
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.