№ 6 (132) - Июнь 2010

  Тема номера: ИНВЕСТИЦИИ И УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

    * Смысл инвестиций - сделать жизнь лучше.
    * Продвижение новаций также требует инновационного подхода.
    * Для привлечения иностранных инвестиций нужно очистить этот процесс от бюрократизма.
    * Надо ли экономить на защите информации?
    * В республике появилась организация, призванная бороться с компьютерным "пиратством".
    * Дорожное строительство нуждается в финансах, новых материалах и технологиях.
    * Как не заблудиться в лабиринтах стройки?
    * Можно ли прожить на одной воде?
    * Как в республике обстоит дело с гостиницами?
    * Какие качества отличают лидеров?
  
Когда условия хозяйствования позволят сказать: «Мы изменились»?

Уважаемые читатели!

В конце второй декады июня в Петербурге прошел Международный экономический форум. Его результатом стало подписание контрактов на 5 млрд.долл., а также придание импульса развитию нового политического имиджа России как рыночного государства, стремящегося играть активную роль в международной конкурентной борьбе. Всеобщее внимание привлек тезис Д.Медведева о том, что «мы изменились». Насколько для России эта оценка оправданна?
Что касается экономики, то структурно она не изменилась и по-прежнему является сырьевой. По сравнению с советскими времена уменьшилась оборонная промышленность, хотя в последние годы явно выражено стремление увеличить ее удельный вес. Много говорится о модернизации и инновационном пути развития. Сделаны в этом направлении и определенные шаги: создание инновационного центра в Сколково, повышенное внимание к улучшению качества образования в стране и ориентация на подготовку специалистов за рубежом, меры по поддержке молодых ученых. Особого внимания заслуживает привлечение зарубежных технологий, которые внедряются в России на предприятиях, создаваемых международными корпорациями. При этом у их руководителей есть понимание того, что российский рынок для них будет наиболее доступен при 100%-ной локализации производства в стране пребывания.
И все же с учетом технологического отставания российская промышленность еще не скоро станет весомым соперником в конкурентной борьбе за международные рынки сбыта высокотехнологичной продукции.
В большей степени изменения касаются политической элиты, осознавшей, что военное противостояние не может быть, как ранее, стержнем развития. Что на смену ему должно прийти стремление к сотрудничеству и максимально возможное участие в международном разделении труда. А это невозможно при прежней роли государства в организации хозяйственной деятельности, сохранении административных принципов управления. Как результат - идет процесс изменения условий хозяйствования. Ускоренный отказ государства от собственности на средства производства привел к развитию предпринимательской инициативы, подлинному хозяйственному расчету, целью которого является прибыль. Не выполнение установленных государством контрольных заданий, а рачительное ведение дела для достижения личной выгоды, со всеми издержками на этом пути. Но в том и проявляется новая роль государства - создание таких стимулов, «правил игры», когда за личным, сиюминутным интересом стоит интерес общественный, заключающийся в развитии экономики для улучшения жизни нынешнего и будущих поколений.
Постепенно эти процессы приобретают глубинный и необратимый характер. Подтверждение тому - высказывания ряда белорусских директоров, поработавших ранее в российских условиях. Они отмечают, что пожили при капитализме и научились считать деньги. А руководимые ими в настоящее время предприятия выглядят более преуспевающими на фоне большинства белорусских субъектов хозяйствования, которые вначале вынуждены выполнять любой ценой доводимые им объемные показатели, а потом еженедельно отчитываться о разгрузке складов готовой продукции.
Поэтому для Беларуси таможенный союз и создание единого экономического пространства - это не только доступ к российскому и казахскому рынкам, но и возможность ускоренными темпами воспринять наработанные россиянами методы хозяйствования. Пора осознать, что сложившееся технологическое отставание постсоветских государств еще долго будет вынуждать их работать совместно на общий рынок. Ибо наша продукция в промышленно развитых государствах не нужна. Вряд ли мы сможем быть конкурентоспособными и в развивающихся странах Латинской Америки, Африке и Юго-Восточной Азии. Конечно, это не исключает отдельных проектов, но в большинстве случаев - мы реципиенты как на рынке инвестиций, так и передовых технологий, за которые можем рассчитаться упорным и чаще не интеллектуальным трудом, а также природными ресурсами. Таковы последствия военного противостояния, ставшего результатом попытки реализации коммунистических идей.
Осознавая реалии нашего сегодняшнего состояния, важно стремиться быстро менять существующие условия хозяйствования, а главное - мышление людей, настраивая их на напряженный труд сегодня и завтра на благо семьи и своих близких. Только тогда будет богатеть страна, и не на словах, а на деле станет привлекательной для жизни, для реализации личного творческого потенциала.


С уважением, главный редактор   А.Н. Ковтуненко

ТЕМА НОМЕРА: ИНВЕСТИЦИИ И УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

4    Смысл инвестиций - сделать жизнь лучше
В рамках девелопмента удается совместить инвестирование средств с реализацией проектов.
Владимир ЗДОБНОВ

8    Инвестиции - лучшая награда для инноваций
Продвижение новаций также требует инновационного подхода.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

10    Немецкую краску будут выпускать в Бресте
Западные компании находят выгодным создание производств в Беларуси с учетом перспектив Таможенного союза.
Анна МАРКОВСКАЯ

12    Чтоб не пропасть поодиночке...
Градообразующие предприятия требуют особого внимания.
Александр ГЛИНСКИЙ

14    "Светская беседа" за столом переговоров
Для привлечения иностранных инвестиций нужно очистить этот процесс от бюрократизма.
Игорь КАБАЛИК

15    Сколько стоит наше меню

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

16    Диагностика эффективности сайта
Анализ интернет-сайта можно проводить по многим параметрам.
Ольга ДАНИШЕВСКАЯ

20    Осторожно: Интернет!
Надо ли экономить на защите информации?
Александр НИКОНОВ

22    Госкомимущество: первое место в "электронном правительстве"
Государственный комитет по имуществу совершил прорыв в создании системы "электронного правительства".
Анастасия ПОГОРСКАЯ

24    Хватит воровать программы!
В республике появилась организация, призванная бороться с компьютерным "пиратством".
Елена РУДНИЦКАЯ

ЭКОНОМИКА

26    Об экономике, опрокинутой в прошлое, и принципиально новой модели социально-экономического развития страны
Михаил ЯРМОЛОВИЧ

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

28    Нижний Новгород - Беларусь: кризис - кризисом, а товарооборот растет
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев рассматривает Беларусь как главного стратегического партнера возглавляемого им российского региона.
Павел ВЛАДИМИРОВ

СТРОИТЕЛЬСТВО

30    Дороги требуют денежного "покрытия"
Дорожное строительство нуждается в финансах, новых материалах и технологиях.
Наталья ЩЕЛКУНОВА

32    Как не заблудиться в лабиринтах стройки?
Пример углубленного хозрасчета и системного подхода к организации строительства демонстрирует дочернее предприятие ОАО "Красносельскстройматериалы".
Александр СОРОКИН

34    Авторский надзор: юридический аспект
Сторонам авторского стройнадзора целесообразно предоставить самостоятельность в определении сроков и периодичности составления актов.
Алексей ДАРЬИН

36    Стройкам нужен "конвейер"
Без грамотно разработанного проекта строительных работ "вписаться" в сроки сдачи объекта очень сложно.
Владимир СВЕРКУНОВ

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

38    Как закрыть бездонную "бочку"?
Жилищно-коммунальное хозяйство может работать безубыточно.
Владимир СОСНОВ

40    Можно ли прожить на одной воде?
Убыточность водоснабжения заставляет предприятия, работающие в этой сфере, искать дополнительные виды деятельности.
Владимир КОМАРОВСКИЙ

42    Экономию дает инициатива
Выполнение работ хозспособом дает возможность существенно снизить затраты.
Владимир ТУР

СФЕРА УСЛУГ

43    Отели: десять человек на место
Как в республике обстоит дело с гостиницами?
Эвелина ОРШЕР

44    Три "звезды", а смотрятся на пять
Небольшие города должны иметь достойный гостиничный сервис.
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

46    Притяжение озерного края
Браславские озера приглашают.
Лика РОМАНЧИК

47    Гостей нужно уметь принимать
Гостиничный бизнес совершенствуется.
Валерий ОГИРЕНКО

48    Все для вашей улыбки
В стоматологии все шире применяются новые методы лечения и протезирования.
Полина РОМАШКИНА

МЕНЕДЖМЕНТ

49    Холдинги: мода или необходимость?
Получат ли в Беларуси распространение холдинги?
Юрий ГАЙДУК

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

52    Таможенный режим уничтожения товаров
Иногда ввезенные товары лучше уничтожить, чем выпускать в свободное обращение.
Лариса ОСТРОВЕРХОВА

МАРКЕТИНГ

55    Таргетинг - инструмент для "Всемирной паутины"
Интернет расширяет "арсенал" маркетинга.
Людмила САУНИНА

ТОРГОВЛЯ

56    Биржа осваивает новые "площадки"
В перспективе Белорусская универсальная товарная биржа может стать площадкой для продвижения товаров между ЕврАзЭС и ЕС.
Наталья ПЕТРОВА

58    Доступная Италия
Итальянские изделия высочайшего качества могут быть вполне доступными по цене.
Людмила КОВАЛЕВИЧ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

60    Родник с доставкой на дом
Спрос на питьевую воду будет расти.
Алиса РЫЖИНА

МАЛЫЙ БИЗНЕС

62    Звезды гаснуть не должны
Сфера таможенных услуг может оказаться монополизированной.
Владимир НАДЕЖДИН

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

64    Статус подтвердят профессионалы
Реформирование профессиональной подготовки кадров затрагивает интересы 300 учебных учреждений.
Екатерина ЖУКОВА

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

66    Лидер - не должность
Какие качества отличают лидеров?
Людмила КОНОНОВА

ПРАВО

68    Новое в законодательстве
Системный дайджест документов с 1 по 30 мая 2010 г.

72    Контроль или свобода?
Разработанные субъектами хозяйствования положения о закупках за счет собственных средств обезопасят от ошибок.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА

74    Хозяйственный суд информирует

КЛУБ "ДИРЕКТОР"

Галерея

80    Импрессионизм: от насмешек до почитания
Без революции в живописи, которую совершили импрессионисты, невозможно представить себе современное искусство.
Мария МИХАЙЛОВА

Знакомые имена

82    Лариса Грибалева: "успех зависит от амбиций и целей!"
Людмила КОВАЛЕВИЧ

Хобби

84    "Ой,ляцелi гусi з броду..."
Увлечение охотой, как правило, длится всю жизнь.
Павел ВЕРЕЩАГИН

Деловой этикет

86    Немцы за столом переговоров
Как правильно строить деловые взаимоотношения с партнерами из Германии?
Антонина ПОЖИДАЕВА

Мода и стиль

88    Деловой dress-code, или Как не ошибиться при выборе костюма на официальное мероприятие
Ольга КОВТУНЕНКО

Духовные ценности

90    Чудный остров Кипр: святые покровители
Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Наше наследие

94    Чем милы Смиловичи?
Смиловичи дали миру знаменитого художника и ...валенки.
Виктор СЛУЦКИЙ

 

THE CONTENTS JUNE, 2010
TOPIC OF THE ISSUE: INVESTMENTS AND MANAGING CONDITIONS

4    Sense of investments - to make  life better
In the frameworks of the development it is possible to combine investment of finances with realisation of projects.
Vladimir ZDOBNOV

8   Investments - the best award for innovations
Advancement of innovations also demands the innovative approach.
Alexander GALKEVICH

10    German paint will be produced in Brest
The western companies find it profitable to create manufactures in Belarus taking into account prospects of the Customs union.
Anna MARKOVSKAYA

12    Not to be gone one by one...
City forming enterprises demand special attention.
Alexander GLINSKY

14    "Social conversation" at a negotiating table
For attraction of foreign investments it is necessary to clear this process of bureaucratism.
Igor KABALIK

15    How much is our menu

INFORMATION TECHNOLOGIES

16    Diagnostics of efficiency of a site
The Internet site analysis can be performed on many parametres.
Olga DANISHEVSKAYA

20    Caution: the Internet!
Is it  necessary to save on information protection?
Alexander NIKONOV

22    State Property Committee: the first place in "the electronic government"
The state committee on property has made a break in the creation of "the electronic government" system.
Anastasia POGORSKAYA

24    Stop stealing programs!
An organisation, called to struggle with computer "piracy" appeared in our country.
Elena RUDNITSKAYA

ECONOMY

26    About the economy overturned into the past, and essentially new model of social and economic development of the country
Michael YARMOLOVICH

THE CUSTOMS UNION

28    Nizhni Novgorod - Belarus: despite the crisis goods turnover grows
The governor of the Nizhniy Novgorod region Valery Shantsev considers Belarus as the main strategic partner of the Russian region headed by him.
Pavel VLADIMIROV

BUILDING

30    Roads demand monetary "covering"
Road building requires the finance, new materials and technologies.
Natalia SHCHELKUNOVA

32    How not to lose the way in the construction site labyrinths?
The example of profound self-financing and the system approach to the building process shown by the Open Shareholding Society "Krasnoselskstroimaterialy" branch.
Alexander SOROKIN

34    Author`s supervision: legal aspect
It is expedient for Author's building supervision parties to give independence in definition of terms and periodicity of drawing up certificates.
Alexey DARYIN

36   "Conveyor" is necessary to construction sites  
Without competently developed project of construction work it is very difficult to "meet" the terms of delivery of an object.
Vladimir SVERKUNOV

MUNICIPAL SERVICES

38    How to close a bottomless to "barrel"?
Housing and communal services can work break-even.
Vladimir SOSNOV

40    Is it possible to live on water only?
Unprofitableness of water supply forces the enterprises working in this sphere, to search for additional services.
Vladimir KOMAROVSKY

42   Saving is achieved thanks to the initiative
Operation with the help of self financing gives the chance to lower expenses essentially.
Vladimir TUR

SPHERE OF SERVICES

43    Hotels: ten persons per room
How are hotels run in our country?
Evelina ORSHER

44    Three "stars", looking like five
Small cities should have worthy hotel service.
Alexander PEREVERZEV

46    Attraction of lake-land
Braslavsky lakes invite.
Lika ROMANCHIK

47    It takes some skill to accept visitors
Hotel business is being improved.
Valery OGUIRENKO

48    Everything for your smile
New methods of treatment and prosthetics are more widely applied in stomatology.
Polina ROMASHKINA

MANAGEMENT

49    Holdings: fashion or necessity?
Will holdings spread in Belarus?
Yury GAIDUK

FOREIGN TRADE ACTIVITIES

52    Customs mode of destruction of the goods
Sometimes it is better to destroy imported goods, than to let them circulate freely.
Larissa OSTROVERKHOVA

MARKETING

55    Targeting - the tool for "World wide web"
The Internet expands marketing "arsenal".
Lyudmila SAUNINA

TRADE

56    Stock exchange masters new "platforms"
In the long term the Belarus universal commodity exchange can become a platform for advancement of the goods between ЕАEС (European-Asian Economic Community) and EU.
Natalia PETROVA

58    Accessible Italy
The Italian products of the highest quality can be quite accessible in price.
Lyudmila КОVALEVICH

DOMESTIC PRODUCT

60    Spring with home delivery
Demand for potable water will grow.
Аlisa RYZHINA

SMALL-SCALE BUSINESS

62    Stars should not die away
The sphere of customs services can appear monopolised.
Vladimir NADEZHDIN

PERSONNEL SELECTION

64    Status will be confirmed by professionals
Reforming of vocational training interests 300 educational institutions.
Ekaterina ZHUKOVA

MANAGEMENT PSYCHOLOGY

66   Leader – is not a post
What qualities distinguish leaders?
Lyudmila КОNONOVA

LAW

68    New in the legislation
The system digest of documents from May, 1 till May, 30, 2010

72    Control or freedom?
Rules on purchases at the expense of own finances developed by business entities will protect from mistakes.
Natalia АLEXANDROVA

74    Economic court informs

CLUB "DIRECTOR"

Gallery

80    Impressionism: from sneers to honouring
Without revolution in painting made by impressionists, it is impossible to imagine the modern art.
Maria МIKHAILOVA

Familiar names

82    Larissa Gribaleva: "the success depends on ambitions and goals!"
Lyudmila КОVALEVITCH

Hobby

84    "Oh, geese flew from the ford..."
The hobby for hunting, as a rule, lasts all life.
Pavel VERESCHAGIN

Business etiquette

86    Germans at a negotiating table
How to correctly build business mutual relations with partners from Germany?
Antonina POZHIDAYEVA

Fashion and style

88    Business dress-code or How not to be mistaken choosing a suit for an official reception
Olga КОVTUNENKO

Spiritual values

90    The wonderful island of Cyprus: sacred patrons
Priest Andrey SAVRITSKY

Our heritage

94    What`s the fascination of Smilovitchi?
Smilovitchi has given to the world  a well-known artist and... felt boots.
Victor SLUTSKY

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Честно говоря, приглашение на очередную международную научно-практическую конференцию: «Инвенции. Инновации. Инвестиции» или «ТРИИН 2010», которая проходила в Минске в конце мая, автор этих строк встретил без особого оптимизма. Уж слишком часто проходят форумы по данной тематике и, как правило, они не результативны.

Однако излишний скептицизм развеялся уже в самом начале, возможно, благодаря атмосфере творчества, царившей в зале, которая усиливалась живой музыкой, придающей праздничное настроение. Все это подкреплялось запахом хорошего, как потом выяснилось, швейцарского кофе. Поразило и количество участников конференции, их неподдельная заинтересованность всем, что было представлено на демонстрационных стендах, разместившихся вдоль стен конференц-зала.
- Это новинки прошлого года, - пояснила координатор конференции и ее основной организатор, главный редактор журнала «Наука и инновации» НАН Беларуси Жанна КОМАРОВА. - Все, что вы видите, это товары и услуги, совсем недавно вышедшие на рынок республики. И это притом, что год выдался сложным - кризисным!
Спектр представленных новаций был также широк. Например, новые виды керамической глазурованной плитки ОАО «Березастройматериалы». Только за последнее время на предприятии разработано 48 коллекций. Как сказали представители предприятия, новинки родились в стенах компании, они направлены на удешевление товара, но не в ущерб качеству.
Лекарственный препарат «Эмоксипин», созданный группой разработчиков предприятия РУП «Белмедпрепараты», производство которого освоено в 2009 г., обладает широким спектром фармакологической активности и является стресс-протекторным, противосудорожным и анксиолитическим средством, используемым в различных областях медицины: неврологии и нейрохирургии, кардиологии, хирургии и офтальмологии. Новация имеет патентную защиту и уже экспортируется в Таджикистан, Россию, Армению, Монголию, Украину и другие страны.
Участниками салона были и разработчики программных продуктов. Открытием в этой сфере стала фирма «Лакшми», которая продемонстрировала возможности своей автоматизированной системы проектирования одежды семейства «АвтоКрой». Данный продукт позволяет за считанные минуты проходить путь от идеи до ее воплощения в конструировании женской, мужской и детской одежды, при этом готовые лекала для любого типоразмера можно получить в течение всего нескольких часов. Сегодня САПР семейства «АвтоКрой» внедрена на 16 предприятиях легкой промышленности и включена в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь.
Перечень экспонатов можно продолжить: Минский тракторный завод представил свою новую продукцию - трактор «Беларус 3023», отличающийся от своих предшественников комфортом, качеством и надежной гидравлической системой, способной поднимать навесные орудия больших габаритов и массы.
Стенд Республиканского научно-практического центра НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства продемонстрировал сотрудничество белорусских ученых не только с машиностроительным комплексом страны, но также с аграриями Франции. Как оказалось, запатентованные научной организацией разработки приносят ей неплохие дивиденды в виде роялти.
Организаторам конференции удалось расширить ее границы - от чисто теоретических размышлений о развитии интеллектуального капитала нации до практических примеров удачного взаимодействия всех его элементов: человеческого, структурного, клиентского, организационного и т.д. Параллельно с мероприятиями конференции в помещении кафе «Академия» гостей ждала открытая дегустация инновационных продуктов. Ее особенность состояла в том, что каждый участник мог отдать свой голос потребительского предпочтения той или иной продукции.
Предприятие «Унитехпром БГУ» представило пищевые композиции, обогащающие продукты витаминами группы В: «Арбавит 2» «Дабрадзея», «Деметра» и фитокомпозиция селеносодержащая «Автора 7». Они нашли широкое применение в хлебобулочной отрасли республики. За свою разработку ученые получили высокие награды на XII международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации, Инвестиции» и IX Московском международном салоне инноваций и инвестиций.
Парад новаций можно было бы продолжить, но хотелось бы вернуться к самой конференции. Классик современного менеджмента Питер Друкер как-то отметил, что предпринимателей отличает инновационный тип мышления, а инновационность - особый инструмент предпринимательства. Это определение вполне подходит к организаторам конференции ТРИИН 2010, поскольку им удалось удачно совместить теорию с практикой - не только ориентация на инновации, но и их непосредственная демонстрация.
Кроме двух салонов в рамках конференции были проведены: семинар по развитию регионов, ярмарка новых идей, «круглый стол» по проблемам инновационного предпринимательства, организованный Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, семинар по вопросам промышленной собственности, акция «Молодежный формат: Start’n’Up.
Не обошлось и без наград, которые нашли своих героев. Диплом от международного инновационного клуба «Архимед» (Москва) за большой вклад в организацию и пропаганду изобретательской деятельности получил ведущий специалист Белорусской железной дороги Бронислав ЖИВИЦА. Начальник бюро рационализации, изобретательства и новой техники РУП «Белорусский металлургический завод» Сергей БАЙШЕВ был отмечен специальной денежной премией Президиума ОО «Белорусский научно-технический союз» за высокий профессионализм в работе. Церемония награждения победителей V республиканского конкурса «Техносфера 2009» тоже проходила в дни конференции. Победители получили дипломы, специальный приз «Техносфера», выполненный с использованием высоких технологий лазерной резки в формате 3 D.
Но самой весомой наградой для авторов новаторских идей оказалась встреча с потенциальными инвесторами. Прямой диалог с ними вели 14 разработчиков, среди которых своей простотой, качеством представления информации и исполнения, понятными условиями для совместной работы выделялся проект рециклинга отходов, представленный научно-технологическим парком БНТУ «Политехник». Повышенную заинтересованность инвесторы проявили еще к трем проектам, один из которых создан Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований «Сосны». Соискатели инвестиций предложили новый метод обработки металлических изделий высокопроизводительным электролитно-плазменным методом. Безусловно, трудно предсказать перспективы реализации данных разработок, но самое главное - получен опыт прямого контакта новаторов с венчурными компаниями, банками и частными инвесторами, принимавшими участие во встрече.
Так что сама конференция также представила инновационное решение, где все было направлено организаторами в одно русло и работало на главную цель: распространение опыта взаимодействия науки, производства и бизнеса в рамках реализации инновационных проектов. Достоин подражания также поиск форм и механизмов сотрудничества при коммерциализации новых идей, поскольку для некоторых из них конференция стала не только демонстрационным «подиумом», но и платформой для реализации. Новые контакты, демонстрация готовой продукции, участие инвесторов, готовых вкладывать средства в нововведения, являются примером целенаправленного и организованного продвижения новаций, необходимость которых диктуется самой жизнью.

Владимир ЗДОБНОВ, генеральный директор группы компаний «Юнивест-М»

Мировой финансовый кризис ускорил развитие белорусского девелопмента. Оказавшись в финансовой «блокаде», девелоперы сумели не только не утратить приобретенные позиции, но и заметно их улучшить. Конкуренция, возникшая в результате резкого увеличения предложения на рынке недвижимости, необходимость оптимизировать инвестиционные издержки ввиду снижения платежеспособного спроса покупателей и арендаторов подтолкнули застройщиков пересмотреть концептуальные подходы к реализации проектов. Ярким представителем девелоперов, которые выбрали именно такой путь развития, является группа компаний «Юнивест-М».
В своем инвестиционном портфеле мы имеем проекты очень разные как по функциональному назначению, так и по инвестиционной стоимости. Есть среди них и крупномасштабные, и совсем небольшие. Одни из них (например, трехзвездочная гостиница «Славинаспорт» в Жлобине, бизнес-центр «Карат» в Минске) уже реализованы. Другие, такие как комплекс «Каскад» в столице, находятся в стадии строительства. Третьи (комплекс «Ноттингем» в Минском районе, торгово-развлекательный центр в Бресте) - проектируются.
Строительные проекты «Каскад» и «Ноттингем» имеют первостепенное значение для нашей компании, поскольку являются градообразующими для Минска и, соответственно, требуют максимально внимательного подхода к их реализации.
Мы закладывали первый 170-квартирный дом в комплексе «Каскад» во второй половине 2008 г. К сегодняшнему дню практически завершили его возведение и приступаем к строительству второго дома, в котором будет 541 квартира.
За время строительства первого дома мы значительно продвинулись в понимании того, каким образом необходимо реализовывать девелоперский проект. Именно девелоперский, а не строительный. Определились с концепцией строительства, достигли высокой степени взаимопонимания с архитектором и, что важно, приобрели опыт организации строительства, оптимизации сроков и стоимости.
 В конечном итоге осознали, что для успешного существования на рынке необходимо создание вертикально-интегрированной структуры, охватывающей все стадии процесса: от производства строительных материалов до реализации построенного объекта недвижимости.
Чтобы контролировать качество и стоимость строительно-монтажных работ, создали собственное строительное предприятие, закупили всю необходимую технику, включая большегрузные краны, бетононасосы, сваебойные установки и другое оборудование ведущих мировых производителей. К функциям генподрядчика предприятие приступило на завершающей стадии строительства первого дома и сможет реализовать себя целиком в этой роли на втором доме комплекса «Каскад».
Мы также ведем реконструкцию завода ЖБИ в Смолевичах. Собственное производство железобетонных изделий позволит нам полностью контролировать качество строительных материалов.
Кроме того, в рамках модернизации производства строим новый цех по выпуску плит пустотного настила, специально предназначенных для конструкции домов, которые планируется строить в жилом комплексе «Ноттингем». Сейчас консультируемся с разработчиками проекта, производителями оборудования, чтобы подобрать оптимальные решения для применения данной технологии.
Создали и собственную службу реализации недвижимости. Она уже приступила к продаже квартир комплекса «Каскад» в специально созданном центре продаж недвижимости, который расположился в первом доме комплекса (ул. Скрыганова, 2).
Ведущее место в вертикально-интегрированной структуре, которую мы выстраиваем, отводится маркетингу. В нашем понимании он призван, в первую очередь, влиять на разработку стратегии, выработку принципов общего поведения и формирования имиджа предприятия и его проектов на рынке.
В одной из книг мне встретилась достаточно мудрая мысль о том, что деятельность предприятия на рынке недвижимости чаще всего ориентирована не только на получение выгод от продажи построенных объектов. Она сопряжена с созданием цивилизованных отношений между предприятием и его клиентами, между операторами рынка недвижимости, а также между девелопером и государством.
Поэтому для предприятия, работающего в сфере девелопмента, очень важны позитивная деловая репутация и профессиональный подход к реализации проектов, что достигается посредством грамотной организации бизнес-процессов и эффективности управления рисками.
Девелоперская деятельность относится к одной из наиболее рисковых, поскольку на нее влияет огромное количество факторов: от состояния мировой экономики до цвета стен конкретного здания в отдельном проекте. В связи с этим для девелопера особенно важно умение просчитать и предвидеть различные варианты развития ситуации на рынке, гибко подходить к созданию продукта, отвечающего постоянно меняющимся требованиям рынка.
Мы также пришли к пониманию того, что для успешной работы на рынке нам надо привлекать международный опыт в части финансового и архитектурного консалтинга. Так, по проекту «Каскад» активно сотрудничаем с компанией «Кушман энд Уэйкфилд» (Cushman & Wakefield) и с архитектором из Великобритании Ларри Олтманнсом (Larry Oltmanns). Считаем, что их участие в проекте подняло его на более высокий качественный уровень, отвечающий современным европейским тенденциям.
Хотелось бы подробнее остановиться на наших проектах.
Комплекс «Каскад», который получил собственное категориальное название «жилой и деловой миниполис», возводится в Минске в квартале улиц Кальварийская, Бирюзова, Скрыганова на территории более 16 га. Планируется построить около 125 тыс. кв.м жилья и около 100 тыс. кв.м коммерческой недвижимости: офисы, торговые объекты, гостиница.
Территория комплекса достаточно компактна и расположена в очень удачном с точки зрения транспортной доступности месте: рядом станция метро «Молодежная», остановка более 10 маршрутов общественного транспорта, 1-е городское кольцо.
Мы предполагаем, во всяком случае, очень надеемся на то, что одними из первых реализуем идею создания в Минске полноценного офисного парка, все части которого будут взаимосвязаны концептуально и архитектурно. Что касается жилья, то главными принципами при его строительстве являются оптимизация расходов по последующей эксплуатации и внедрение современных интерактивных технологий (подведение к каждой квартире Интернета, цифрового телевидения и т.д.).
Поскольку мы являемся застройщиком всего комплекса, то он, начиная с первого дома, будет обслуживаться службой эксплуатации «Юнивест-М». А чтобы минимизировать расходы на обслуживание, создаем комплексную систему диспетчеризации всех инженерных сетей. Сначала она появится в первом доме, а затем будет наращиваться по мере завершения строительства других объектов - бизнес-центров, гостиницы и т.д.
Информация о состоянии инженерных систем каждого здания будет поступать на сервер в диспетчерский центр, расположенный в первом доме. Это позволит оперативно реагировать на все неполадки или отклонения от рабочих режимов (недостаточная температура, давление, влажность и т.д.), которые могут возникать в инженерных сетях. Причем, мы хотим добиться, чтобы информация обо всех неполадках в инженерных сетях к нам поступала в режиме on-line.
Информация с электрических счетчиков, датчиков-пожароизвещателей и со всех приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, установленных в квартирах, а также данные о функционировании теплового пункта и работе лифтов будет передаваться на центральный сервер. То есть жильцам не придется самим снимать показания своих счетчиков. Это будет делать компьютер.
Информация с видеокамер, которые устанавливаются в подъездах и на прилегающих к домам территориях, также будет поступать в диспетчерский центр, записываться и храниться в течение определенного периода времени.
Установка такой системы, естественно, стоит денег, но она позволит получить хорошую экономию в будущем. Во всяком случае, с вводом в «Каскаде» новых зданий нам не придется значительно увеличивать штат сотрудников обслуживающей организации, а жильцам - осуществлять дополнительные платежи.
Расчеты показывают, что эксплуатационные расходы по содержанию и обслуживанию первого дома, а затем и всего комплекса будут меньше, чем обычных зданий. Это весомое конкурентное преимущество нашего проекта на рынке объектов жилой и коммерческой недвижимости.
 Для нас «Каскад» - это возможность создать новый стандарт комплексной застройки в Беларуси, а также серьезный стимул к развитию группы компаний «Юнивест-М» как девелопера, который ориентируется на долгосрочные инвестиции в недвижимость.
Еще один проект - жилой комплекс «Ноттингем», работа над которым началась в марте 2008 г. На сегодняшний день он является одним из самых крупных строительных проектов в Беларуси. Территория, отведенная под строительство комплекса, занимает 290,3 га. На ней предполагается построить более 850 тыс. кв.м жилья для 21 тыс. человек.
Жилой комплекс «Ноттингем» расположится в двух километрах от Минской кольцевой автодороги. Он будет граничить с проектируемой автодорогой в направлении Национального аэропорта «Минск» (на севере), с биологическим заказником республиканского значения «Стиклево» (на юге), с автодорогой и железной дорогой Колодищи-Михановичи (на западе), с участком проектируемого гольф-комплекса (на востоке).
Несомненным преимуществом данного проекта является наличие разнообразных объектов коммерческой недвижимости, которые будут привлекательны как для реализации крупномасштабных проектов, так и для инвестирования в формате малого и среднего бизнеса. В жилом комплексе предусмотрено строительство гостиниц, офисов, магазинов, торговых центров, ресторанов, кафе, а также объектов развлекательно-досуговой инфраструктуры. То есть это будет полноценное, обеспеченное всей необходимой инфраструктурой место для жизни, работы и отдыха, которое к тому же располагает безграничными перспективами для построения партнерских взаимоотношений.
Интерес к проекту огромный. «Ноттингем» еще находится в стадии проектирования, а с нами уже ведутся переговоры о возможности создания здесь сети аптек и строительстве спортивного комплекса, не говоря о значительном количестве желающих приобрести квартиры в первых домах.
К строительству «Ноттингема» мы планируем приступить уже в текущем году. В ходе реализации этого проекта также ведем активный диалог с администрацией английского города Ноттингем. Получили официальное разрешение властей, в частности, лорд-мэра города на использование его наименования для названия нашего проекта. Большую помощь в этом нам оказало белорусское посольство в Великобритании.
Английская сторона проявила к проекту серьезный интерес. В двадцатых числах января текущего года состоялся визит делегации из города Ноттингем в Минск в составе 16 человек. В их числе - представители 10 компаний из Великобритании и члены городской администрации Ноттингема. В рамках визита английские бизнесмены встретились с представителями Белорусской торгово-промышленной палаты. Состоялись переговоры относительно сотрудничества в рамках реализации проекта «Ноттингем». Думаю, это хороший пример успешного государственно-частного партнерства.
В целом хочу сказать, что каждый проект группы компаний «Юнивест-М» - это попытка внести что-то новое, более прогрессивное как в процесс создания, так и в сам объект недвижимости.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и считаем, что рынок в Беларуси через несколько лет перейдет к более профессиональному состоянию, когда можно будет эффективнее использовать различные финансовые инструменты и европейские нормы проектирования. Это подстегнет девелоперов к активным действиям по реализации заявленных проектов, которые сегодня реализуются медленно либо не реализуются вообще.

Справка журнала «Директор»

Группа компаний «Юнивест-М» является самостоятельной бизнес-структурой, осуществляющей свою деятельность в Республике Беларусь с 2001 г. На белорусском рынке она представлена несколькими организациями. Наиболее крупными из них - ИП «Юнивест-М» и СООО «ЮнивестСтройИнвест». ИП «Юнивест-М» выступает в качестве головного предприятия группы компаний.
Войдя на рынок Беларуси как девелопер относительно недавно, сегодня «Юнивест-М» в своем инвестиционном портфеле имеет около десятка проектов, в том числе реализованных, общей инвестиционной стоимостью около 1 млрд. долл.

Группа компаний «Юнивест-М»
220005, г. Минск, ул. Гикало, 3
Тел.: +375-17-284-59-54, факс: 284-59-04
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.univest-m.by

Анна МАРКОВСКАЯ

Официальный дилер лакокрасочной продукции немецкой фирмы Lankwitzer - предприятие ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел.» - появился в Беларуси в 2004 г. Продукцию по достоинству оценили многие потребители. Директор предприятия Андре НОАК 10 лет живет в Бресте и восхищается нашей страной и ее людьми. Он считает привлекательными условия ведения бизнеса, готов рискнуть и открыть производство красок у нас. О том, что подвигло немецкую компанию к такому шагу и как ведется подготовка инвестиционного проекта, шел разговор в редакции.

- Андре, что вы открыли для себя на белорусском рынке? Какое место в поставках вашей продукции он занимает?
- Начиная официальную работу в 2004 г., мы не были первыми из западных компаний, вышедших с лакокрасочной продукцией на рынок Беларуси. Вскоре увеличились таможенные платежи и НДС. Но и такие условия нас не отпугнули, и мы продолжили работу. Затем пошел рост продаж. Рынок лакокрасочной продукции большой, на нем идет нормальная цивилизованная торговля. Появилось очень много белорусских производителей красок и новых поставщиков. Несмотря на конкуренцию, клиентов стало прибавляться. И если раньше я мог планировать работу в Беларуси только на 3 месяца, то сейчас - на год-полтора вперед. Здесь очень много хороших специалистов и главное, что мне нравится, - добрые честные люди. Мне легко вести диалог с руководителями, коммерческими и техническими директорами предприятий.
Доля красок производителя Lankwitzer на вашем рынке небольшая. Думаю, ее никто не оценивал. В целом объем наших материалов от общего количества используемых на рынке СНГ составляет примерно 12-13%.
- Как вы считаете, можно ли удивить белорусских потребителей разнообразием продукции, торговыми марками?
- В Беларуси произошли большие изменения. Если еще 5 лет назад я раскрывал нашим клиентам немецкое качество продукции, то сейчас покупатель уже знает наш брэнд, ему достаточно прочитать характеристики и посчитать, выгодно ли ему покупать нашу краску.
Поскольку таких белорусских красок нет, то соотношение стоимости и качества - одно из самых лучших. Краска Lankwitzer наносится на пластмассовые и металлические поверхности. Ее используют для окраски бетонных полов, дерева. Сегодня стоит, как новая, покрашенная 8 лет назад деревянная церковь. Почти вся Брестская область приобретает краску и для кованых изделий.
- Удалось ли вам грамотно построить систему сбыта продукции?
- Основную часть продукции продаем в Бресте. Но мы также предоставляем сервис клиентам по подбору краски, расчету необходимого ее количества и доставке. На своих тонировочных машинах под заказ делаем колеровку, ее диапазон - до 700 вариантов цветов. Участвуем в выставках, рекламируем продукцию в СМИ, а постоянные клиенты также способствуют ее известности. Потребителями нашей краски являются такие предприятия, как «Витязь», «Мидивисана», механический завод в Гродно, «Красный борец» в Орше. Ежемесячно обслуживаем 75-80 клиентов. Всего за год продается 150-200 т краски через Брестский филиал и партнеров в Минске и Гомеле 165 потребителям, половина из которых - государственные предприятия. Для сравнения: за первый год было продано 12 т. В 2010 г. прогнозируются продажи в объеме 300 т.
- Какие проблемы при сбыте продукции встречаются? Как думаете расширять свое присутствие на рынке?
- Самую главную проблему видим в том, что есть определенные ограничения по покупке иностранных товаров. Много раз предлагали свою краску государственным предприятиям. На испытаниях получали хорошие отзывы. Но участвуя в конкурсных торгах, никогда их не выигрываем. И нам непонятно, почему это происходит? Мы думаем о расширении рынка сбыта. Для этого Lankwitzer готов создать производство краски в Бресте. Реализация такого проекта дает большой шанс немецкой краске завоевать белорусский рынок.
- Вы хотите рискнуть и вложить капитал в создание производства, а следовательно, и в развитие белорусской экономики?
- Вопрос организации производства уже обсужден с хозяином компании в Германии. Он считает, что сейчас лучшее время для реализации проекта. В Бресте есть много предложений по приобретению объектов под производство по нормальной выгодной цене. Теперь стоимость их вдвое дешевле, чем 2-3 года назад. Еще один важный фактор - перспективы Таможенного союза: с созданием единого таможенного пространства для трех стран СНГ появится прекрасная возможность поставлять продукцию в Россию и Казахстан.
Но есть и другие хорошие перспективы. В частности, поскольку продукция уже не будет считаться импортной, рассчитываем на лучшее отношение промышленности к нашему товару и на победы в тендерах. Часть растворителей и других компонентов для изготовления красок будут белорусскими, если пройдут испытания на качество в немецких лабораториях. Уже сейчас клиенты, которые не хотят покупать растворители из Германии, используют белорусские.
При этом мы не собираемся становиться резидентом Свободной экономической зоны, потому что нам не представляется возможным обеспечить 70% экспорта. А в отношении налогов нет большой разницы для резидентов и нерезидентов СЭЗ.
- Какой размер инвестиций предполагается в вашем проекте?
- Ориентировочно его реализация обойдется в 1,5 млн. евро. Большая часть финансирования поступит из Германии, остальные средства планируется взять в виде кредита в одном из белорусских банков. Вначале будет инвестировано около 500-600 тыс. евро, и первую очередь проекта намечено реализовать к концу осени - началу зимы. Задумано, что 100%-ная «дочка» немецкой фирмы будет выпускать 8-10 видов краски общим объемом 700-800 т в год. Инвестор ведет себя довольно осмотрительно, не желая терять рабочие места в Германии, а это может произойти, если дочернее предприятие начнет конкурировать с материнским. Поэтому, конечно же, он рассчитывает на увеличение продаж. Если они будут расти на рынке СНГ, то инвестиций станет больше. Тогда возможно повышение объема производства до 4-6 тыс. т в год.
На фабрике будут работать 50-60 человек. При этом в одно рабочее место планируется инвестировать 12 млн. руб. Много персонала для такого производства и не нужно, поскольку оно автоматизировано. В Германии на предприятии, работающем на весь мир, трудится всего 370 человек.

Справка журнала «Директор»:
Компания «Ланквитцер Лакфабрик» начала свою историю в 1952 г. Лакокрасочная продукция Lankwitzer применяется для окрашивания изделий из различных материалов, в том числе пластмасс. Ее используют фирмы Sony, Samsung, Nokia, Whirlpool, Panasonic, LG. Антикоррозионные материалы Lankwitzer с особым успехом применяются для окрашивания и защиты стальных конструкций, при строительстве мостов, а также при производстве рельсового транспорта, автобусов, автоприцепов, строительной и сельхозтехники, станков и промышленных товаров. Lankwitzer -ведущее предприятие в разработке УФ-эмалей для металлических и пластмассовых поверхностей. Эти ЛКМ отверждаются при помощи УФ-излучения, за несколько секунд образуют твердые покрытия, не содержат растворителей и полностью отвечают всем экологическим требованиям.

ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел.»
224025, г. Брест, ул. Лейтенанта Рябцева, 10
Тел./факс.: +375 (162) 28-12-83, +375 (162) 28-16-06
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.