Наталья АЛЕКСАНДРОВА

Отмена регулирования госзакупок за счет собственных средств организаций дала свободу действиям на данном поприще. Поскольку же это проблема государственной важности, без контроля здесь не обойтись. Однако нормативные документы, регламентирующие закупочный процесс, вопреки ожиданиям, правительство за полтора года так и не выпустило. Обращает на себя внимание лишь майское постановление Совета Министров №764, которое вносит дополнение в документ правительства от 20 декабря 2008 г. №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Сможет ли оно повлиять на ситуацию? В этом вопросе редакция журнала пыталась разобраться вместе с экспертом по организации процедур закупок Александром МУРАВЬЕВЫМ.
Напомним, в конце 2008 г. в преддверии истечения срока действия порядка госзакупок за собственные средства Министерством экономики было запрошено мнение государственных органов. Большинство заинтересованных органов (например, Минстройархитектуры, Минжилкомхоз, Минздрав, МНС, Минтранс, концерны «Белгоспищепром» и «Беллегпром», Гомельский, Гродненский, Могилевский облисполкомы) жесткую регламентацию на уровне правительства посчитали нецелесообразной.
В результате, начиная с января 2009 г. порядок закупок на конкурсной основе товаров (работ, услуг) за счет собственных средств субъекта предпринимательской деятельности решениями правительства не регулируется.
Теперь, согласно постановлению №764, республиканским органам государственного управления и иным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому, разрешено внутренними приказами определять для находящихся в подчинении субъектов хозяйствования порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет их собственных средств.
Таким образом, документ носит уточняющий характер, содержащий разрешение и вместе с тем поручение государственным органам закрепить регламент закупок за счет собственных средств с учетом территориальных и отраслевых особенностей, что по мнению А.Муравьева, очень правильно. При этом порядок такого рода закупок для подчиненных организаций госорганы должны определять внутренними приказами.
По сути, нового в этом ничего нет, предлагается вернуться к прежней практике, прописанной постановлением Совета Министров от 29.12.2007 г. №1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)». Данный документ утратил силу с января 2009 г., однако некоторые министерства и ведомства успели в начале года издать соответствующие приказы, регламентирующие порядок закупок, хотя вскоре отказались от своих решений. Весь груз проблем по закупкам за собственные средства лег на плечи руководителей предприятий и организаций. Как правило, они сами принимали решения: создавать специальный порядок или нет. Но самое удивительное, что отдельные министерства вместо того, чтобы поддержать подчиненные субъекты хозяйствования, прежде всего подумали о собственной безопасности и распорядились установить порядок закупок за счет собственных средств аналогичный тому, который действует в случае использования бюджетных средств.
- Фактически такой подход поставил на грань нарушения законодательства сразу всех субъектов хозяйствования, - подчеркивает эксперт. - Потому что закупки за счет собственных и бюджетных средств отличаются в корне. Хотя бы тем, что приобретение товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств обязательно плановое. И бюджетник независимо от того, насколько он хорошо или плохо работает, все равно выделенные средства получит и освоит. Иначе выглядит закупочный процесс для субъектов хозяйствования, которые должны сначала деньги заработать, а уже затем их потратить. Применять в этих случаях одни и те же правила абсолютно неверно.
В ходе проверок Комитета госконтроля и других ревизионных органов обнаружено большое количество нарушений и даже преступлений в сфере закупок субъектами хозяйствования, которые осуществляли их за счет собственных средств. Одним из универсальных путей исправления ситуации правительство посчитало издание документа, который вроде бы обязывает министерства, знающие специфику работы подчиненных им организаций, установить свой порядок, разработав достойные и полноценные положения по закупкам. Но это заблуждение, считает эксперт. Потому что в министерствах и ведомствах очень мало специалистов, которые могут описать процесс осуществления закупок за счет собственных средств с учетом отраслевых особенностей.
- На мой взгляд, самым разумным действием министерств и ведомств было бы следующее: обязать предприятия установить правила самим себе исходя из своей отраслевой принадлежности, - предлагает А. Муравьев. - Далее следует рассмотреть такие предложения и утвердить. Это самый логичный путь упорядочения закупок за собственные средства. За основу положений берутся действующие в сфере госзакупок документы - Указ Президента №618 и постановление Совета министров №1987. Но при этом необходимо исключить нормы, которые невозможно применить при осуществлении закупок за счет собственных средств. Речь идет о годовом планировании, согласовании с комиссией по повышению конкурентоспособности экономики. В положениях могут быть отражены территориальные и отраслевые особенности закупок с учетом специфики каждого конкретного предприятия. Можно более детально описать сами процедуры. Безусловно, необходимо пересмотреть стоимостные пороги применения процедур в сторону увеличения границ.
Следует заметить, что акцент сделан не только на отраслевые, но и на территориальные особенности закупок. Это значит, что каждая область должна пойти по пути установления порядка закупок за счет собственных средств для подопечных предприятий. Речь идет о предприятиях коммунальной собственности, организациях социальной направленности, учреждениях здравоохранения и образования.
Хорошая практика по распоряжению средствами предприятий существует в Минске. Есть решение Мингорисполкома, которое достаточно четко описывает особенности осуществления закупок за счет собственных средств предприятиями коммунальной формы собственности. Как показывает анализ закупочной деятельности, есть и полное незнание законодательства, и однозначные попытки злоупотребления служебным положением. Отмена регулирования закупок за счет собственных средств организаций, предприятий, хозяйственных обществ привела к тому, что у отделов снабжения пропала уверенность в правильности своих действий, отсюда и ошибки. Более того, многие до сих пор не издали внутренних нормативно-правовых актов.
Когда собственные средства оказались вне сферы регулирования, отдельные предприятия пошли на поводу «демократизации» и стали осуществлять закупки за внебюджетные средства безо всяких конкурсных процедур, произвольно. У контролирующих органов то и дело возникают вопросы: почему приобрели товар дороже и именно у этого поставщика. К сожалению, появилась судебная практика, когда в вину ставится закупка за средства предприятия по завышенной цене. А у отдела снабжения и руководителя организации нет никаких аргументов, чтобы защитить себя. При наличии положения, прописывающего как выбирать и проводить ту или иную конкурсную процедуру закупки, и полном соответствии действий требованиям положения таких вопросов можно избежать.
Ситуация говорит сама за себя: положения о закупках за счет собственных средств нужны в первую очередь для субъектов хозяйствования.

Справка журнала «Директор»:
Под собственными средствами понимаются как средства, непосредственно принадлежащие субъекту хозяйствования, так и заемные, привлеченные от резидентов и нерезидентов РБ на основе договоров займа, ссуды, кредитных договоров и по иным основаниям, не противоречащим законодательству.
В целях дебюрократизации и упрощения закупочного процесса, а также предоставления большей самостоятельности организациям порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств организаций, имущество либо акции (доли в уставном фонде) которых принадлежат государству (его административно-территориальным единицам), кроме закупок при строительстве, был определен постановлением Совета Министров от 29 декабря 2007 г. №1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)» только на 2008 г.