Людмила КОНОНОВА

Многие еще помнят времена, когда человек, занимающий «высокую должность», в представлении окружающих уже являлся лидером, способным повести за собой людей.
Сегодня многое изменилось. Должность - это не всегда признание и лидерство. В развитых странах тратятся огромные ресурсы на подготовку профессиональных менеджеров, формирование у них лидерских качеств. Эта задача особенно остро стоит перед Республикой Беларусь, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки менеджеров, обладающих навыками руководства в условиях финансового кризиса. Ее решение во многом зависит от выработки правильных представлений о том, какими качествами, навыками и умениями должен обладать менеджер, работающий сегодня.
Для того, чтобы определить, какими качествами должен обладать современный лидер, мною был проведен опрос, в котором участвовало 15 руководителей частных и государственных компаний. Им было предложено заполнить таблицу, оценив по 25-балльной системе наиболее значимые характеристики руководителя (табл. 1).

Таблица 1. Оценка качеств лидера

 

 №
п/п
 Качество Средний балл
 1 Ориентация на решение задач
 24.7
 2 Ориентация на взаимоотношения 21.8
 3 Авторитарность 21.1
 4 Демократичность 20.3
 5 Харизма 19.8
 6 Интеллект и образование 18.9
 7 Компетентность 16.9
 8  Честность 16.7
 9 Творческие способности 15.3
 10 Гибкость 14.8
 11 Коммуникабельность 14.4
 12 Организаторские способности 13.5
 13 Последовательность 12.8
 14 Настойчивость 11.9
 15 Надежность 11.4
 16 Трудолюбие 11.1
 17 Решительность 10.8
 18 Опыт 10.6
 19 Справедливость 9.8
 20 Дисциплина 8.6
 21 Мотивация 7.6
 22 Склонность к риску 4.9
 23 Чувство юмора
 3.3
 24 Проницательность 2.5
 25 Независимость 1.1

 Нетрудно заметить, что белорусские руководители в основном полагаются на авторитарный стиль управления, считая его наилучшим для решения задач. Этим, видимо, объясняется и уверенность директоров предприятий в том, что успех деятельности компании зависит преимущественно от них самих.

При этом большая часть опрошенных считают, что уже «родились лидерами», т.е. имели определенные задатки, и это отличает их от большинства.

В первую десятку качеств, необходимых лидеру, респонденты отнесли следующие:
•    умение рационально использовать рабочее время;
•    выносливость;
•    умение организовать работу;
•    работоспособность;
•    компетентность;
•    умение оперативно принимать решения, вести переговоры;
•    умение находить компромиссы;
•    чувство ситуации;
•    способность налаживать контакты и взаимоотношения с людьми;
•    умение разбираться в людях.

Исходя из перечисленных важных качеств и навыков можно определить требования к современному руководителю организации:
•    профессиональная компетентность;
•    интеллект, общая эрудиция;
•    системность мышления;
•    самоорганизация и умение распределять время;
•    позитивное мышление, оптимизм;
•    гибкость, адаптивность к новым ситуациям;
•    эффективное решение проблемных ситуаций;
•    коммерческая и деловая ориентация;
•    упорство, целеустремленность, результативность;
•    надежность и ответственность;
•    устойчивость к стрессам, умение «держать удар»;
•    общительность, коммуникабельность;
•    авторитетность, способность к убеждению и влиянию на собеседника;
•    способность к обучению и инновациям;
•    восприятие, обработка и анализ больших объемов сложной информации;
•    энергичность, работоспособность, инициативность;
•    надежность и ответственность;
•    эффективное проведение переговоров и презентаций;
•    корпоративное мышление, лояльность к компании;
•    порядочность, честность, нравственная и моральная чистоплотность;
•    креативность (творческая активность);
•    мотивация достижения успеха;
•    организаторские и администраторские способности (планирование, организация, делегирование, контроль);
•    эффективное использование информации, аналитические способности;
•    способность выдерживать высокие нагрузки;
•    своевременная коррекция способов действий при изменении условий;
•    способность к кооперации и работе в команде.
Работу над собой, над формированием лидерских качеств, по моему мнению, надо начинать с четкого и объективного определения своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Желательно все это написать, поскольку так легче анализировать и планировать изменения.
Эффективно для лидеров выстраивать свои личные планы на основе присущих им уникальных сильных сторон. Для этого есть 8 базовых вопросов (чем больше утвердительных ответов, тем выше степень выраженности лидерских качеств):
1. Действительно ли ты ведешь за собой других людей?
2. Задаешь ли ты вопросы по поводу того, что сейчас происходит, и что тебе говорят в данное время?
3. Принимаешь ли ты решение заблаговременно - до наступления событий, на которые надо реагировать?
4. Совершаешь ли ты необходимое действие без задержки?
5. Ясно ли тебе, что ты делаешь, зачем и почему?
6. Готов ли ты изменить все, что хочешь и все, что необходимо изменить?
7. Хорошо ли ты исполняешь все основные, обязательные функции?
8. Записал ли ты цели на этот год, на следующий год и далее?
Анализ полученных ответов позволяет сделать выводы, составить план действий по изменению личной ситуации в лучшую сторону.
Вообще же, лидерство, на мой взгляд, - это искусство импровизации.
Лидеры внимательно слушают, выполняют несколько дел сразу, держат свое слово, добиваются результата, доверяют шестому чувству, занимаются организацией сообществ.
Лидеры знают, что активность порождает энергию, они излучают оптимизм, любят работать с другими лидерами, помогают стать таковыми другим, не становятся заложниками своего успеха.
Лидеры предпочитают окружать себя людьми, которые умнее, чем они сами, полагаются на доверие, делегируют полномочия, совершают ошибки и не делают из этого трагедии. Они убеждены, что могут изменить мир и при этом постоянно учатся. Лидеры способны добиться от людей преданности и они знают, когда надо уйти.
Ресурсов, информации и возможностей для того, чтобы сформировать лидерские качества, сегодня множество. Важно правильно выделить главное, поставить цели, выбрать средства к их достижению и начинать, как говорится, создавать самого себя.