Не менее половины белорусских компаний продолжают использовать дистанционные формы организации труда.
Светлана КОРОСТЕЛЕВА, директор кадрового агентства «Квадрат» считает, что такой подход сохранится и после пандемии:
- Спустя более чем год после начала пандемии и появления в Беларуси такой формы работы, как «удаленка», этот формат в той или иной мере продолжают использовать 50% компаний. Можно сказать, что удаленно или по скользящему графику сейчас работает не менее половины офисного персонала. И, судя по всему, даже после пандемии многие компании не станут отказываться от такой формы организации труда.
Во-первых, работодатели оценили, что это удобно и выгодно - многие из них значительно сократили свои расходы на аренду, отказавшись от больших помещений. Кто-то наполовину уменьшил количество рабочих мест в офисах, где сотрудники работают, так сказать «вахтовым методом». Например: неделю или две - одна группа, а потом столько же - вторая. Остальное время сотрудники трудятся дома.
Во-вторых, очень важно, что, как показало время, работа на «удаленке» является эффективной. Сейчас нет недостатка в ИТ-сервисах, с помощью которых можно автоматизировать эту работу и грамотно организовать удаленные рабочие места с соответствующим уровнем доступа и контролем. Да и сами работники получили больше времени - им не нужно тратить его на то, чтобы добираться на работу, болтать с коллегами, организовывать частые перекуры и кофе-паузы. Как показывает изучение эффективности удаленной работы, когда она - не «от звонка до звонка», а нацелена на конкретный проект, т.е. на результат, то производительность возрастает. Лично у меня по опыту - в 3-4 раза.
Третий плюс - возросла удовлетворенность работников. В Беларуси наниматели при оплате труда, как правило, не делают разницы - работает ли человек в офисе, или удаленно. Значит, финансово сотрудники не пострадали. Удаленная работа, или работа по «скользящему» графику - это же было мечтой для многих, которая сейчас сбылась! К тому же люди получили возможность за счет более эффективной организации своего труда уделять больше времени семье, что тоже неплохо.
Еще одно наблюдение относится к тем, кто работает в основном в ИТ-отрасли или там, где возможен на 100% удаленный труд. Такие сотрудники получили возможность находиться, по сути, в любой стране мира, и вести там дела. Например, я знаю, что многие специалисты по продажам ИТ-компаний сейчас работают из европейских стран, и это даже оказалось лучше для бизнеса. Потому что они фактически находятся на «территории заказчика» - могут лично с ним встретиться без всяких командировок и сложностей с перелетами, которые сейчас возникли. Да и у европейских клиентов доверие к компаниям с офисами продаж в ЕС значительно выше, независимо от того, кто конкретно разрабатывает продукт.
Практически весь офисный персонал, за исключением фронт-офисов, сейчас может работать удаленно. Например, менеджеры по продажам, PR-специалисты и маркетологи - как минимум, на 80%, бухгалтера - на 60-80% рабочего времени и т.д.
Конечно, перспективы «удаленки», когда риски, связанные с пандемией, уменьшатся, во многом будут зависеть от личностей руководителей компаний. Все-таки у нас много, так сказать «олдскульных» директоров (особенно это касается госпредприятий), которые привыкли работать в офисе и иметь сотрудников «под рукой». Но все больше становится молодых, продвинутых руководителей, окончивших хорошие бизнес-школы, которые «на ты» с гаджетами, и которые умеют организовать людей, даже находясь за тысячу километров, где-нибудь под пальмой на берегу моря. Им самим нравится, что бизнес работает без их непосредственного присутствия в офисе, и они наверняка постараются сохранить такую организацию труда и в будущем. Так что я лично считаю, что «удаленка» в Беларуси из временного и вынужденного явления превратится в популярный и долгосрочный бизнес-процесс.
Ссылки по теме: