Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, генеральный директор РУП "Витебский ликеро-водочный завод "Придвинье"
Еще какой-нибудь десяток лет назад отечественным ценителям крепких напитков и в голову не могло прийти купить спиртное «витебского розлива». Сегодня фирменная бутылка бальзама или водки производства РУП «Витебский ликероводочный завод - вполне достойный, а коньяка - даже очень престижный подарок. Создание бренда «Придвинье», занимающего ныне 67-ю строчку в топ-100 самых дорогих белорусских брендов, событие тем более неординарное, что ему пришлось завоевывать свою рыночную нишу в острой конкурентной борьбе с добрым десятком признанных к тому времени грандов этой отрасли. Инвестиционная иерархия
Заняв 7 лет назад кресло генерального директора Витебского ЛВЗ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ в придачу к поздравлениям получил огромный «букет» проблем, самыми яркими «цветочками» в котором были изношенное оборудование, низкое качество напитков, как результат - мизерные объемы производства, не в последнюю очередь поддерживаемые административным прессингом на торговлю. Даже в области предприятие теряло рыночные позиции.
Принимать меры требовалось оперативно, в комплексе. Средств на все потребности, естественно, не хватало и первое, что требовалось от руководителя - грамотно расставить приоритеты, выстроить иерархию инвестиционных проектов.
Правда, в некоторых случаях удавалось обходиться вообще без затрат. Так, одной из первых инициатив М.Василевского стал отказ от обязательных квот для торговли. Михаил Владимирович считал, что конкурировать надо честно, а отсутствие льгот создает дополнительный стимул для эффективной работы.
Иерархия проектов Василевского выглядела так: первоначально акцент был сделан на улучшение качества продукта, параллельно шла работа по созданию собственного бренда. С 2005 г. завод позиционируется на внутреннем и внешнем рынках под брендом «Придвинье». С момента его создания продажи увеличились в 2,1, а поставки на экспорт - в 22 раза.
На предприятии проводится постоянная работа по оптимизации ассортимента, продвижению собственного бренда и его узнаваемости. В премиальном сегменте специально разработана дорогая, с белорусским колоритом в сувенирном оформлении продукция, унифицирована линейка напитков эконом-сегмента, разливаемых в фирменную бутылку. В настоящее время разрабатывается «зонтичный» бренд водок в медиум-сегменте, состоящий из 5-6 позиций.
Участие в многочисленных выставках и дегустационных конкурсах и получение наград свидетельствуют о высокой степени доверия к витебскому бренду. Потребитель выбирает натуральное Несколько лет назад к ВЛВЗ был присоединен Богушевский спиртзавод - предприятие для отрасли уникальное. Дело в том, что здесь сохранили старейшую технологию осахаривания проращенным зерном - солодом, от которой как экономически невыгодной отказались, заменив его ферментными препаратами, почти все другие производители спирта. Вместе с тем «солодовый» спирт отличается особой мягкостью и натуральным вкусом. Во многом как раз эти качества помогли витебским напиткам «отстроиться» от продукции конкурентов.
До последнего времени солодовый спирт был дороже ферментного, но рост курса СКВ практически уравнял их стоимость. Это еще один аргумент в пользу выбора технологии, основанной на отечественном сырье, а не на импортном.
Исключительно натуральные травы, ароматизаторы, другое сырье используются и в производстве бальзамов, других цветных напитков.
Потребитель быстро оценил преимущества обновленных и новых витебских марок, спрос на них значительно вырос и даже начал опережать возможность производства - особенно по бальзамам. Пришло время в очередной раз менять инвестиционные приоритеты, направлять дополнительные средства на закупку оборудования.
- За прошлый год мы увеличили вложения в основные фонды в 3 раза, доведя их до 20 млрд. руб. О том, насколько это значительная для завода цифра, хорошо видно из такого сравнения: амортизационные отчисления в 2011 г. составили 3 млрд. руб., - рассказывает заместитель гендиректора по коммерческим вопросам и экономике Сергей АНЮХОВСКИЙ.
Стратегия концентрированного роста Необходимо отметить, что общей линией развития завода является стратегия концентрированного роста и усиления позиции на рынке. Достижение поставленных предприятием целей роста предусматривает движение в двух направлениях: более глубокое проникновение на существующие и развитие новых рынков.
Проникновение на старые рынки осуществляется за счет интенсификации продаж (программы стимулирования спроса) и вытеснения конкурентов. Развитие рынка возможно также за счет освоения региональных внутренних рынков и масштабного выхода на экспортные рынки.
В 2011 г. предприятие обеспечило объем экспортных поставок на сумму порядка 3 млн. долл., рост по сравнению с 2010 г. составил 133,8%. Экспорт осуществлялся в 15 зарубежных стран, среди которых Франция, Турция, Болгария, Германия, Казахстан, Туркменистан, Молдова, Россия, Грузия и др. Обеспечено положительное сальдо внешней торговли в сумме 393 тыс. долл.
Сегодня торговая марка «Придвинье» позиционируется на внешних рынках по двум основаниям: происхождению и на ценностном уровне. Экспортно-ориентированная торговая марка должна прочно ассоциироваться в сознании зарубежных потребителей как истинно белорусская продукция с национальным колоритом, изготовленная по рецептам, проверенным временем, но по самой современной технологии.
Предприятие - активный участник республиканских и международных выставок, на которых выставочный стенд всегда привлекает повышенное внимание как деловых клиентов, так и граждан. В таких случаях важно уметь увидеть новые возможности и не упустить потенциальных партнеров.
Например, достаточно большой интерес к продукции ВЛВЗ был проявлен на Национальной выставке Республики Беларусь в г. Хошимин (Вьетнам). Казалось бы, совсем другие культура, предпочтения, а главное - так далеко от Беларуси… Однако в бытность Советского Союза многие жители Вьетнама учились или работали здесь и, естественно, имели возможность приобщиться к нашим традициям, которые стали не чужды и жителям этой далекой экзотической страны. Поэтому витебская продукция пришлась там по вкусу. И если в прошлом году доля вьетнамского рынка в общем объеме экспорта составила около 5%, то в перспективе она может достичь 15-20%.
С момента создания Таможенного союза главным приоритетом в отношении экспорта стало расширение присутствия бренда «Придвинье» на территории России и Казахстана. Учитывая емкость их рынков, на заводе видят большие возможности для роста объемов поставок. В дальнейшем гармонизация нормативных документов должна избавить участников Таможенного союза от определенных проблемных вопросов, которые пока существуют.
С 2009 г. в рамках Республиканской программы импортозамещения завод изготавливает коньяк, разливаемый по лицензионным соглашениям с производителями Грузии, Украины и Молдовы. В этом году завод планирует наладить выпуск собственного коньяка из армянских коньячных спиртов. Ожидается, что в Витебск приедут опытные технологи коньячного производства, которые поделятся секретами в области производства этого благородного напитка.
Кроме того, в ближайшее время на заводе планируют начать производство виски.
Принимать меры требовалось оперативно, в комплексе. Средств на все потребности, естественно, не хватало и первое, что требовалось от руководителя - грамотно расставить приоритеты, выстроить иерархию инвестиционных проектов.
Правда, в некоторых случаях удавалось обходиться вообще без затрат. Так, одной из первых инициатив М.Василевского стал отказ от обязательных квот для торговли. Михаил Владимирович считал, что конкурировать надо честно, а отсутствие льгот создает дополнительный стимул для эффективной работы.
Иерархия проектов Василевского выглядела так: первоначально акцент был сделан на улучшение качества продукта, параллельно шла работа по созданию собственного бренда. С 2005 г. завод позиционируется на внутреннем и внешнем рынках под брендом «Придвинье». С момента его создания продажи увеличились в 2,1, а поставки на экспорт - в 22 раза.
На предприятии проводится постоянная работа по оптимизации ассортимента, продвижению собственного бренда и его узнаваемости. В премиальном сегменте специально разработана дорогая, с белорусским колоритом в сувенирном оформлении продукция, унифицирована линейка напитков эконом-сегмента, разливаемых в фирменную бутылку. В настоящее время разрабатывается «зонтичный» бренд водок в медиум-сегменте, состоящий из 5-6 позиций.
Участие в многочисленных выставках и дегустационных конкурсах и получение наград свидетельствуют о высокой степени доверия к витебскому бренду. Потребитель выбирает натуральное Несколько лет назад к ВЛВЗ был присоединен Богушевский спиртзавод - предприятие для отрасли уникальное. Дело в том, что здесь сохранили старейшую технологию осахаривания проращенным зерном - солодом, от которой как экономически невыгодной отказались, заменив его ферментными препаратами, почти все другие производители спирта. Вместе с тем «солодовый» спирт отличается особой мягкостью и натуральным вкусом. Во многом как раз эти качества помогли витебским напиткам «отстроиться» от продукции конкурентов.
До последнего времени солодовый спирт был дороже ферментного, но рост курса СКВ практически уравнял их стоимость. Это еще один аргумент в пользу выбора технологии, основанной на отечественном сырье, а не на импортном.
Исключительно натуральные травы, ароматизаторы, другое сырье используются и в производстве бальзамов, других цветных напитков.
Потребитель быстро оценил преимущества обновленных и новых витебских марок, спрос на них значительно вырос и даже начал опережать возможность производства - особенно по бальзамам. Пришло время в очередной раз менять инвестиционные приоритеты, направлять дополнительные средства на закупку оборудования.
- За прошлый год мы увеличили вложения в основные фонды в 3 раза, доведя их до 20 млрд. руб. О том, насколько это значительная для завода цифра, хорошо видно из такого сравнения: амортизационные отчисления в 2011 г. составили 3 млрд. руб., - рассказывает заместитель гендиректора по коммерческим вопросам и экономике Сергей АНЮХОВСКИЙ.
Стратегия концентрированного роста Необходимо отметить, что общей линией развития завода является стратегия концентрированного роста и усиления позиции на рынке. Достижение поставленных предприятием целей роста предусматривает движение в двух направлениях: более глубокое проникновение на существующие и развитие новых рынков.
Проникновение на старые рынки осуществляется за счет интенсификации продаж (программы стимулирования спроса) и вытеснения конкурентов. Развитие рынка возможно также за счет освоения региональных внутренних рынков и масштабного выхода на экспортные рынки.
В 2011 г. предприятие обеспечило объем экспортных поставок на сумму порядка 3 млн. долл., рост по сравнению с 2010 г. составил 133,8%. Экспорт осуществлялся в 15 зарубежных стран, среди которых Франция, Турция, Болгария, Германия, Казахстан, Туркменистан, Молдова, Россия, Грузия и др. Обеспечено положительное сальдо внешней торговли в сумме 393 тыс. долл.
Сегодня торговая марка «Придвинье» позиционируется на внешних рынках по двум основаниям: происхождению и на ценностном уровне. Экспортно-ориентированная торговая марка должна прочно ассоциироваться в сознании зарубежных потребителей как истинно белорусская продукция с национальным колоритом, изготовленная по рецептам, проверенным временем, но по самой современной технологии.
Предприятие - активный участник республиканских и международных выставок, на которых выставочный стенд всегда привлекает повышенное внимание как деловых клиентов, так и граждан. В таких случаях важно уметь увидеть новые возможности и не упустить потенциальных партнеров.
Например, достаточно большой интерес к продукции ВЛВЗ был проявлен на Национальной выставке Республики Беларусь в г. Хошимин (Вьетнам). Казалось бы, совсем другие культура, предпочтения, а главное - так далеко от Беларуси… Однако в бытность Советского Союза многие жители Вьетнама учились или работали здесь и, естественно, имели возможность приобщиться к нашим традициям, которые стали не чужды и жителям этой далекой экзотической страны. Поэтому витебская продукция пришлась там по вкусу. И если в прошлом году доля вьетнамского рынка в общем объеме экспорта составила около 5%, то в перспективе она может достичь 15-20%.
С момента создания Таможенного союза главным приоритетом в отношении экспорта стало расширение присутствия бренда «Придвинье» на территории России и Казахстана. Учитывая емкость их рынков, на заводе видят большие возможности для роста объемов поставок. В дальнейшем гармонизация нормативных документов должна избавить участников Таможенного союза от определенных проблемных вопросов, которые пока существуют.
С 2009 г. в рамках Республиканской программы импортозамещения завод изготавливает коньяк, разливаемый по лицензионным соглашениям с производителями Грузии, Украины и Молдовы. В этом году завод планирует наладить выпуск собственного коньяка из армянских коньячных спиртов. Ожидается, что в Витебск приедут опытные технологи коньячного производства, которые поделятся секретами в области производства этого благородного напитка.
Кроме того, в ближайшее время на заводе планируют начать производство виски.
РКП «Витебский ликероводочный завод «Придвинье»
210001, г. Витебск, ул. Революционная, 45
Тел.приемной: (+375 212) 36-96-61
Тел./факс: (+375 212) 36-65-34
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}