fbpx
Федор Корбан, директор ОАО
Федор КОРБАН, директор ОАО "ЦУМ Минск"
Именно этот лозунг сделал девизом своей работы коллектив крупнейшего столичного магазина. Постепенно он приобрел статус непререкаемой истины, под которой с готовностью подпишется любой покупатель. О том, что помогает Центральному универмагу Минска во всех смыслах оправдывать свое весьма обязывающее название рассказывает его директор Федор КОРБАН.

- Федор Федорович, ЦУМ воспринимается как достаточно традиционное предприятие торговли с традиционной формой собственности. Это что-то такое знакомое с детства, что всегда было и всегда будет. Вместе с тем, когда попадаешь на первый этаж, создается впечатление, что очутился в современном западно-европейском магазине. Такова стратегия развития предприятия?
- Да, мы поставили задачу освоить самые современные технологии торговли. Причем достаточно быстро. Реконструкцию первого этажа провели в предельно сжатые сроки, работали не прекращая торговли. В результате торговая площадь увеличилась на 350 кв. м, это дало возможность установить в залах лучшее оборудование, как принято в современном ритейле, обеспечить свободный доступ к товару.
Новые технологии дают совершенно другую производительность труда: после реконструкции товарооборот первого этажа вырос в два раза. Сегодня он составляет около 30% всего объема товарооборота универмага, в то время как число работающих - лишь 15% общего количества.
В развитие материально-технической базы только в прошлом году было вложено 9,4 млрд. руб. собственных средств, которые мы не проели, а инвестировали в будущее, в развитие предприятия. Это наша стратегия, и она себя оправдывает.
В ближайшее время расширим торговые площади за счет бывшего магазина «Столичный». Создаем там центр современной торговли с рестораном и баром. Идея такая: если человек пришел в ЦУМ, то должен иметь возможность получить и сопутствующие услуги: приятно отдохнуть, хорошо пообедать.
Федор КОРБАН
- Когда в 90-е гг. стали открываться супер- и гипермаркеты, возникли опасения, что традиционные универсальные магазины начнут сдавать свои позиции. Как видим, по крайней мере в отношении четырех крупнейших универмагов Минска эти тревоги не оправдались. В чем, на ваш взгляд, секрет неизменной популярности ЦУМа?
- Может быть, наш рецепт успеха покажется банальным, но мы всегда исходили из того, что при многократно усилившейся конкуренции покупатель пойдет туда, где его хорошо обслужат, где ему окажут максимум внимания, предложат богатый, ассортимент по демократичным ценам. И если вы чего-то (за исключением, конечно, узкоспециализированных позиций) не нашли в ЦУМе, то, скорее всего, не найдете нигде. Поэтому мы не теряем, а только приобретаем покупателей: если раньше у нас ежедневно обслуживалось чуть больше 30 тыс. человек, то сейчас - более 40 тыс.
- Какова роль отечественных товаров в завоевании того покупательского признания, которое заслужил ЦУМ?
- Об этом можно судить хотя бы по той доле, которую составляет удельный вес продаж товаров отечественного производства - сегодня он достигает 71,8%.
Что касается импорта, то он представлен в основном теми позициями, которые в Беларуси не производятся. Более того, мы стремимся, чтобы количество таких позиций сводилось к разумному минимуму. Недавно в Национальной академии наук, Доме правительства, Дворце республики прошли выставки, на которых организации торговли, ЦУМ был в их числе, представили руководителям предприятий, профильных министерств и ведомств характерный ассортимент импортных товаров - тех, по которым промышленность пока не в состоянии удовлетворить заявки торговли. Нам остро не хватает отечественных музыкальных, спортивных, канцелярских изделий, беден выбор игрушек, радиотехники. Очень надеемся, что в скором времени ситуация изменится и такие товары появятся на прилавках.
Федор КОРБАНХотелось бы также обратить внимание на другую сторону медали - ту роль, которую играет наш и другие универмаги для экономики отечественных товаропроизводителей.
Будем откровенны: немногие торговые предприятия частной формы собственности уделяют продаже белорусских товаров первостепенное внимание. Между тем только четыре минских универмага закупают у отечественной легкой промышленности товаров на 1,5-1,8 трлн. руб. в год. Без нашей поддержки швейным, обувным и другим фабрикам такого профиля было бы гораздо сложнее выживать в рыночных условиях.
Работники нашей коммерческой службы никогда не ждут, пока производитель предложит им свой товар, не ограничиваются заявками по телефону или по электронной почте, а едут на предприятия, изучают номенклатуру, тщательно отбирают товар. Поэтому у нас представлено не менее 100 тыс. наименований изделий, ассортимент постоянно обновляется и, допустим, по одежде всегда есть современные модели неизбитых расцветок и фасонов.
Заключая договоры с поставщиками, определяем четкие сроки расчета и неукоснительно их выдерживаем. Более того, стараемся всегда идти навстречу производителям, которые просят заранее перечислить им деньги на счет, чтобы купить сырье или выплатить зарплату своим работникам. Когда у торговли с производителями складываются хорошие партнерские отношения, в магазины идет мощный поток качественных товаров, который - это самое главное - быстро достигает потребителей.
- А насколько корректно производители выстраивают отношения с торговлей?
- Для нас очень важно, чтобы они гибко реагировали на спрос (ведь мы постоянно транслируем им пожелания покупателей) и, как правило, не держались за неизменный ассортимент на протяжении нескольких лет. Даже российские предприятия сегодня стали довольно оперативно отвечать на запросы торговли, чем во многом и объясняется расширение присутствия ряда их товаров на прилавках белорусских магазинов.
Еще одно направление, по которому сотрудничество торговли и промышленности должно быть максимально тесным - продвижения товаров. В настоящее время сложилась ситуация, когда распродажи, рекламные кампании в магазинах, всевозможные мероприятия социальной направленности, как правило, оплачиваются за счет торговой надбавки. Между тем совместное финансирование таких акций позволило бы значительно увеличить как их число, так и эффективность. Разве производители товаров в этом не заинтересованы?
- Сегодня многие крупные предприятия торговли начинают заниматься экспортом. Собирается ли ЦУМ развивать это направление деятельности?
- ЦУМ уже имеется успешный опыт подобной деятельности. Одно время мы часто ездили в Москву. Как правило, на ярмарку выезжало несколько десятков предприятий, в том числе мясокомбинаты, молочные комбинаты, универмаги. Такой широкий выбор товаров, поддержанный к тому же массированной рекламой, привлекал посетителей, торговля шла бойко, и мы от таких мероприятий получали неплохую прибыль.
Правда, не всегда ситуация с экспортом складывалась так удачно. Недавно мы попытались организовать выездное мероприятие самостоятельно. Вроде бы и наторговали немало - более чем на 100 тыс. долл., но когда посчитали все расходы, то увидели, что сработали в убыток.
Тот случай послужил серьезным уроком. Мы пришли к выводу о необходимости выстраивания продуманной до мелочей системы экспорта. Вряд ли хороший экономический эффект смогут принести разовые выезды. Для заграничной экспансии нужно собирать мощный пул торговых организаций, координировать их деятельность. Второе направление - создавать постоянно действующие торговые точки. Они могут выиграть конкуренцию с местными магазинами, где также представлены белорусские товары, за счет более широкого их ассортимента, а главное, там ведь будут работать наши люди, которые великолепно умеют продавать такие товары.
Так что я очень надеюсь, что со временем бренд минского ЦУМа станет заметен и в российских торговых сетях.
ОАО «ЦУМ Минск»Федор КОРБАН
220005, г. Минск, пр. Независимости, 54
Тел.: 389-00-02
Факс: 284-68-12
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}