Валентина КУДЕЛКО, директор ОАО "Слуцкая фабрика пошива одежды"
Часто наиболее смелые маркетинговые идеи оказываются самыми продуктивными. К примеру, ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды» взялась за реанимацию сельских приемных пунктов, некогда принадлежавших комбинатам бытового обслуживания. Первые объекты, закрытые некогда по причине хронической убыточности, при умелом управлении уже начали приносить прибыль. А еще директор фабрики Валентина КУДЕЛКО намерена обновить основные фонды предприятия, закупив швейные машины и другое оборудование во Франции. Точно выбранная маркетинговая стратегия позволяет ОАО ежегодно увеличивать объем оказанных услуг на 10-15 %. Зарабатывают здесь и валюту: ею рассчитываются зарубежные компании за выполнение толлинговых заказов. «Ван-де-мода» выбирает белорусское
Отношение к толлингу в Беларуси достаточно противоречивое. Многие считают его тупиковым путем развития, поскольку заработанных средств, как правило, хватает только на зарплату работников.
Валентина Ивановна с такой точкой зрения не вполне согласна. В Слуцке осваивать толлинговые схемы начали еще в середине 90-х гг., а поскольку все заказы выполняли в срок и с высочайшим качеством, смогли занять на этом рынке сильные позиции. Вскоре фабрика уже не столько искала заказы, сколько выбирала наиболее выгодных партнеров. Работали с американскими, тайваньскими, немецкими, другими европейскими фирмами, а в последнее время постоянно сотрудничают с крупной французской компанией «Ван-де-мода». Ее заказы обеспечивали рентабельность на уровне 10-15%, что для толлинга считается высоким показателем. Как считает В. Куделко, давать такому сотрудничеству жесткие оценки неправильно еще и потому, что ситуация на рынке постоянно меняется. В прошлом году с ростом курса евро рентабельность шитья на экспорт повысилась до 20%. Тем не менее, увеличивать его объемы на предприятии не планируют.
- Главным для нас всегда был внутренний рынок, - говорит директор. - Ведь мы выполняем еще и социальные функции, оказываем людям необходимые услуги. А, значит, должны строить экономику предприятия таким образом, чтобы всегда успешно справляться с этой миссией. Между брендом и ценой По своему профилю ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды» - предприятие универсальное. Здесь шьют все: мужские и женские костюмы, любую верхнюю одежду, в том числе из меха. Хотя главный вопрос, конечно, - как шьют и за сколько. Ответить на него можно коротко: сегодня фабрика полностью загружена заказами, товара не хватает даже для того, чтобы чаще одного раза в квартал выезжать на торговые сессии в Россию.
На внутреннем рынке фабрика занимает, пожалуй, самую надежную сегодня нишу, предлагая покупателю качественные и в то же время недорогие товары. Валентина Ивановна поясняет:
- В торговой сети наши изделия часто оказываются соседями известных белорусских брендов. И знающий покупатель начинает сравнивать: материалы примерно одинаковые, качество пошива - никаких отличий, модели - современные, модные. Но в одном случае на ценнике значится миллион, в другом - 700 тыс. руб. Кто-то, конечно, готов платить за бренд, но желающих сэкономить на имидже сегодня явно больше.
Социальный акцент в работе фабрики особенно ярко проявляется в предоставлении такой востребованной услуги, как ремонт и обновление одежды. Здесь открывается широкий диапазон для творческой работы всех наших специалистов - художников, конструкторов, модельеров, закройщиков, портных. Каждый знает, как много знаний, умений и особенно любви к своему делу нужно вложить для того, чтобы превратить поношенную вещь в почти новое изделие. Технологически для этого применяются разнообразные отделочные материалы, довязы, фурнитура и т.д. Услуга очень востребована. Понимая, для кого она предназначена в первую очередь, руководство фабрики устанавливает минимальную рентабельность, даже несмотря на то что такую сложную работу выполняют самые квалифицированные специалисты.
Впрочем, далеко не всегда старое оказывается хуже нового, замечает В. Куделко:
- Раньше материалы, особенно меха, по качеству были все же совсем другими. На современных, даже дорогих шубах, уже через несколько лет носки появляются потертости, мех блекнет. А наши изделия, сшитые 30 лет назад, выглядят как новые. Если их осовременить, подогнать под фигуру хозяйки, то за очень небольшие деньги можно получить прекрасную вещь, носить которую будет приятно и престижно.
Социально - экономическая миссия Социальная миссия предприятия, разумеется, не освобождает его от необходимости выстраивать эффективную рыночную экономику. Выполнение заказов с использованием давальческого сырья - лишь часть, причем не самая главная, такой работы. Главным же Валентина Ивановна считает расширение производства и сокращение издержек.
В 2011 г. коллектив фабрики выполнил работ на 2,9 млрд. руб., хотя мог бы выйти на уровень, близкий к 4 млрд. Хватает оборудования и площадей, есть заказчики, гораздо больше можно шить одежды на экспорт. Проблема одна - кадры. Профессия швеи, тем более швеи высшей квалификации, способной выполнять сложные индивидуальные заказы, сегодня непопулярна. Родители стремятся дать своим детям высшее образование, мало задумываясь о том, что дипломированные специалисты часто оказываются на бирже труда…
Опытный маркетолог, В. Куделько решила найти кадры для фабрики… в сельской глубинке. В двух деревнях были восстановлены комплексные приемные пункты комбинатов бытового обслуживания. Еще 2 таких пункта готовятся к открытию. Получился проект из тех, которые Валентине Ивановне особенно импонируют: с сильной социальной составляющей и в то же время хорошей экономической перспективой. Помещения фабрике передаются бесплатно, ремонт, оснащение оборудованием обходятся примерно в 500 млн. руб. Правда, рентабельность объекта, где работает 3 человека (приемщица, закройщица и парикмахер) невысокая - 3-4%. Формальный расчет показывает, что затраты окупятся в течение лишь 10-15 лет. Но у директора свои подходы. Подготовив кадры, она планирует со временем создать на базе приемных пунктов небольшие швейные цеха и передать туда, к примеру, пошив спецодежды, разгрузив центральные ателье для более сложных и прибыльных заказов. Это значительно повысит уровень рентабельности и основного, и вспомогательных производств, соответственно сроки окупаемости сократятся в несколько раз. Заказ для отечественной промышленности Но основные планы директора по увеличению объемов производства связаны с его модернизацией. Один полуавтомат для заготовки деталей одежды освобождает труд 4-5 человек. Вот только цена такой техники, естественно, импортной, достигает десятков миллиардов рублей. Сумма для небольшого предприятия почти неподъемная. В принципе такая проблема решается довольно просто: если не хватает денег на дорогую вещь, надо найти нечто похожее, но дешевле. Что Валентина Ивановна и сделала.
В ЕС сегодня активно идет процесс свертывания трудоемких производств - они переносятся в страны третьего мира. А на закрытых заводах и фабриках остается много современного, вполне пригодного для дальнейшего использования оборудования. Его-то В.Куделько и собирается приобрести для своего предприятия. Уже проведены переговоры с потенциальными продавцами, сделки находятся на стадии окончательного согласования. К слову, подыскать лучшие варианты помогли французские партнеры - дополнительный бонус толлингового проекта.
И все же Валентина Ивановна не считает такой путь модернизации идеальным. Распродажи западного оборудования скоро закончатся, и вряд ли слуцкая фабрика к этому времени успеет провести масштабную модернизацию. А главное - на фабрике используется довольно много машин, которые совершенно необязательно закупать по импорту.
- Мы до сих пор многие заказы выполняем на «оршанках», - рассказывает Валентина Ивановна. - Они обладают некоторыми уникальными свойствами. Благодаря высоко поднимающейся лапке можно сшить и три, и четыре слоя ткани; тяжелый корпус гасит вибрацию. Все швейники жалеют, что Оршанский завод, выпускавший эти недорогие и надежные модели, закрылся. Уверена, если бы сегодня какое-то предприятие освоило производство такой техники, хороший спрос на нее предъявили бы и белорусские, и российские, и украинские фабрики. Да буквально всему СНГ сегодня нужны такие машины. Так что производитель получил бы двойной эффект: как участник программы импортозамещения и как экспортер.
ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды»
223610, Минская обл., г. Слуцк, ул. Уласовца, 3
Факс: (8-017-95) 5-23-76
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.slfpo.narod.ru
{jcomments on}