fbpx

Путешествие за… диваном

Владимир КОМАРОВСКИЙ

При всем обилии выпускаемой в республике мебели потенциальные покупатели не всегда остаются довольными. Согласно исследованию 34% опрошенных отмечают однообразие представленной мебели, что сужает возможность выбора. Многие вынуждены тратить дни и недели, чтобы объехать крупные и мелкие магазины в надежде купить то, что понравится.

 

Производством мебели в республике занимаются изготовители, подчиненные 16 министерствам и ведомствам, концернам, общественным объединениям, а также около 50 юридических лиц без ведомственной подчиненности.
Условия конкуренции - в пользу концерна

Производством мебели в республике занимаются изготовители, подчиненные 16 министерствам и ведомствам, концернам, общественным объединениям, а также около 50 юридических лиц без ведомственной подчиненности.    

Одним из крупнейших производителей является концерн «Беллесбумпром», доля которого составляет 51,2%. Юридические лица без ведомственной подчиненности, а это в основном частные предприятия, уже занимают сегмент в 43,1%. А еще совсем недавно, в 2000 г. данные показатели равнялись соответственно 81,3 и 7,5%.
Таким образом, государственные и акционированные предприятия с преобладанием государственной доли все больше отступают под напором «частника». Он сейчас лидирует в выпуске шкафов (удельный вес - 54,2%) и наборов корпусной мебели (72,8%). В то же время предприятия Беллесбумпрома продолжают доминировать в производстве мебели для отдыха (84,4%), гарнитуров для спальни (94,3%), стульев (79,8%) и табуретов (69,8%).

Но еще более прочны позиции негосударственных предприятий с точки зрения реализации мебели на внутреннем рынке. В 2009 г. ее было продано торговыми организациями на 995,5 млрд. руб. В этой сумме доля предприятий концерна составила всего 282,6 млрд., или 35,8%. Если отсечь производителей, непосредственно подчиняющихся местным органам власти и находящихся в коммунальной собственности, а также непрофильных министерств, которые производят менее 6% общего объема мебели, то получается, что частные предприятия, не входящие в состав Беллесбумпрома, сумели завоевать более 58% рынка.
Объясняется это отчасти тем, что крупные производители проявляют больший интерес к работе на экспорт. Так, уже в текущем году за рубеж отправляется около 45% продукции концерна, а в 2011 г., по информации председателя Беллесбумпрома Владимира ШУЛЬГИ, которой он поделился на международной выставке-ярмарке «Мебель-2011», прошедшей в Минске 12-16 октября, планируется увеличить долю экспорта мебели в объеме производства до 50%.

Естественно, что при такой направленности на внутреннем рынке возникают «бреши», куда устремляются частные производители. По данным торговли, именно их изделия пользуются повышенным спросом. Это хорошо видно из таблицы, где среди производителей нет ни одного предприятия, входящего в состав концерна.

Анализ мебели по ассортименту показывает увеличение в текущем году производства столов (128%), стульев (110,6), табуретов (116,8), шкафов (136,9), кроватей (118,1), диван-кроватей (115,1), снижение выпуска наборов мебели для кухни (65,3%), прихожей (75,7), гарнитуров для отдыха (97,3), наборов корпусной мебели (94,8), спальных гарнитуров мебели для спальни (88,9%).

В то же время не удовлетворен спрос населения на кресла-качалки, кровати взрослые полутораспальные, недорогие тумбы для обуви, подставки под цветы, парты ученические, полки для книг со стеклом, кровати двухъярусные, столы кухонные и табуреты (с пластиком), наборы мебели для спальни с односпальными кроватями, вешалки-стойки деревянные, мебель складную кемпинговую. Не освоено производство многофункциональных трансформируемых детских стульчиков и столов, манежей, стульев для игры на пианино.

 

Наибольший удельный вес реализации мебели наблюдается в Минске - 25,5% от всей продажи по республике, затем в Гомельской области - 17,4, Брестской - 13,5, Могилевской - 12, Гродненской - 11,2, Витебской - 10,6, Минской - 9,8%.

 

В сегментах, где достигнуто высокое насыщение товарами, а это, в частности, мягкая и корпусная мебель, кухонные наборы конкуренция достаточно сильна. В прошлом году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6.07.2009 г. №371 «О льготном потребительском кредитовании» Совет Министров утвердил Перечень товаров, для приобретения которых гражданам предоставляются льготные кредиты. Этот документ внес «поправки» в конкуренцию между предприятиями разной формы собственности: одни производители получили преимущества в реализации своей продукции, поскольку граждане могут приобретать ее, пользуясь банковскими кредитами, выдаваемыми на срок до 3 лет под 10% годовых, другие продолжали работать на обычных условиях.

В списке, включающем 85 предприятий, значатся все 30 изготовителей мебели для потребительского рынка, входящие в состав концерна «Беллесбумпром», а также 10 производств, базирующихся в исправительных колониях МВД. В перечень включены 7 производств, находящихся в коммунальной собственности и 3 предприятия, принадлежащие Управлению делами Президента РБ и Министерству промышленности. Таким образом, на весь частный сектор, включая иностранные, совместные и частные компании, различные общества, остается всего 35 позиций, или 41%. Между тем в республике занимаются выпуском мебели около 300 производителей. А это значит, что большая часть (72%) отечественных изготовителей мебели не признаны таковыми, поскольку остались за рамками перечня, предусматривающего льготное кредитование. Надо ли говорить о том, что это нарушает правила честной конкуренции?!
 

Купить легко - трудно выбрать

Принятие упомянутого перечня было вызвано трудностями со сбытом продукции, с которыми столкнулись предприятия, в том числе и мебельные, в кризисный 2009 г. Вообще, торговля мебелью в отличие от товаров повседневного спроса имеет свою специфику. Покупатели могут неделями ходить по магазинам, присматриваться к ассортименту, не решаясь сделать выбор. Ведь речь идет о покупках, срок службы которых - годы, а для некоторых и десятилетия.

В целях увеличения реализации мебели торговые организации используют следующие приемы:
•    принимают по каталогам заявки от населения на отсутствующие в продаже изделия;
•    применяют минимальные торговые надбавки (менее 30%);
•    проводят распродажи со снижением цен;
•    реализуют мебель в рассрочку за счет собственных средств.

Однако увеличение объемов продаж возможно при следующих условиях:
•    постоянного расширения и совершенствования ассортимента мебели за счет применения в производстве новых технологий, использования редких пород древесины, современных видов отделочных материалов, новых механизмов трансформации в мягкой мебели и других факторов, улучшающих технические характеристики, дизайн и качество изделий;
•    освоения продукции не представленной на рынке или дефицитной в широком диапазоне цен;
•    поставки мебели в полном соответствии с заявленным ассортиментом и объемами;
•    совершенствования договорных отношений с торговыми организациями по условиям расчетов за товары: с отсрочкой платежа до 60-90 дней (с учетом товарооборачиваемости) и на реализацию;
•    поставки отдельного ассортимента мебели на условиях отсрочки (рассрочки) платежа для продажи населению с рассрочкой;
•    согласования условий возврата или замены ассортимента, а также уценки мебели, не реализованной свыше 90 дней;
•    проведения совместных мероприятий с торговыми организациями по активизации продажи, распродажам мебели по сниженным ценам, рекламе;
•    своевременного удовлетворения претензий на дому у покупателей по обнаруженным скрытым производственным дефектам;
•    улучшения качества изготовления мебели;
•    информирования покупателей о потребительских свойствах используемых материалов для изготовления мягкой и корпусной мебели, системах трансформации, степени комфортности, прочности и долговечности, предоставляя организациям торговли для работы аннотации и подробные каталоги мебели.

Наибольший удельный вес реализации мебели наблюдается в Минске - 25,5% от всей продажи по республике, затем в Гомельской области - 17,4, Брестской - 13,5, Могилевской - 12, Гродненской - 11,2, Витебской - 10,6, Минской - 9,8%.

При этом немаловажно, в каких условиях осуществляется продажа мебели. В последние годы в Минске и областных центрах появилось немало специализированных магазинов и салонов, в том числе фирменных, где у покупателей есть возможность детально осмотреть товары, получить квалифицированную консультацию специалиста с демонстрацией функциональных возможностей изделия: если это диван, то раскладывается ли он, насколько эргономичен?

Еще больше магазинчиков, часто занимающих всего одну «малоформатную» комнату магазинчиков, где выставлено 2-3 образца, и покупателям предлагают сделать заказ, при этом будут учтены все их пожелания. Увы, знакомство с такими заведениями показало, что присутствующие здесь специалисты - обычно скучающие молодые дамы, время от времени отрывающиеся от телефонных разговоров, не могут ответить даже на элементарные вопросы. Вряд ли у кого-то из них есть образование дизайнера, крайне необходимое при формировании интерьера.

В столице открылось несколько крупных мебельных центров, например, «Град» на рынке в Ждановичах, «Глобо» в одноименном гипермаркете, «Домовой» напротив Комаровского рынка, однако не все они равноценны. Так, агрессивно рекламирующий себя салон «Мебельмакс» больше напоминает склад, куда торговцы постарались втиснуть как можно больше товаров. Между разномастными образцами мебели трудно даже пройти, не говоря уже о том, чтобы посмотреть, например, диван в действии.

Полной противоположностью этому торговому заведению является мебельный магазин «Домашний очаг», хотя и тот, и другой расположились в бывших заводских помещениях. Он стал вторым по площади после всем известного «Дома мебели». Еще одно преимущество этого торгового центра заключается в том, что он сам «пришел» к покупателю, так как находится в самом растущем - Фрунзенском районе столицы, где за последние 5 лет введено в эксплуатацию около 2 млн. кв. м жилья, и строительство продолжается. Например, только в микрорайоне «Каменная Горка» до 2014 г. планируется возвести 1,4 млн. кв. м жилья. А новоселам, конечно же, нужна для обустройства мебель.

 

Торговля мебелью в отличие от товаров повседневного спроса имеет свою специфику. Покупатели могут неделями ходить по магазинам, присматри­ваться к ассортименту, не решаясь сделать выбор.

 

При формировании концепции магазина было решено ориентироваться не на два-три предприятия-изготовителя, а на многочисленность брэндов. Поэтому здесь представлена продукция и государственных, и частных белорусских предприятий, изделия из Украины, Сербии, Китая, Польши, Германии. Всего в магазине представлено почти шесть десятков производителей.

- Мы провели опрос и проанализировали потребности потребителя, - рассказала руководитель розничной торговли «Домашний очаг» Анна ЗАБОРОНОК. - И выяснилось, что ему не хватает, прежде всего, большого магазина: это подтвердили 94% опрошенных. Ведь сегодня, чтобы купить диван, нужно объехать минимум 10-15 магазинов. А вторая проблема - однообразие представленных товаров. Достаточно посетить три крупных мебельных салона, чтобы убедиться в том, что на 90% ассортимент в них повторяется. Поэтому создавая мультибрэндовый магазин, мы хотели предложить покупателям широту и многообразие выбора: от хай-тека до классики. Наши респонденты отмечали также в качестве недостатков торговли низкое качество обслуживания. В лучшем случае продавцы-консультанты, если они есть, разложат диванчик и что-то расскажут о нем. А нашему покупателю требуется консультант-интерьерист, который поможет ему создать уютную, домашнюю обстановку. Поэтому когда мы отбирали на эту работу специалистов, то условием было наличие образования в области дизайна интерьера. Мы также решили сделать акцент на маркетинговой активности, акциях, новинках, на том, чтобы приучить покупателя к тому, что в этом магазине он всегда что-то сможет купить на распродаже по сниженным ценам. И эту работу мы будем активно продолжать, убеждая производителей мебели вместе идти на такие акции. Одну из компаний пришлось уговаривать, наверное, целый месяц, ее руководитель, хоть и неохотно, но согласился. И был приятно удивлен тем, что если до акции у нас продавалось в неделю 1-2 выпускаемых этим производителем дивана, то после ценовой акции, в ходе которой изделия выставили на специальный подиум, уровень продаж вырос до 15 изделий!

Открытие таких магазинов можно только приветствовать. Ведь они дают возможность самым разным производителям на равных бороться за покупателя. А только это может обеспечить качественный рост мебельной отрасли.

Автор благодарит за представленные материалы председателя Ассоциации мебельщиков Беларуси А.А.Барташевича.