Павел ВЕРЕЩАГИН Многие, наверное, помнят телепередачу «Мясо: история всероссийского обмана». Журналистское расследование весьма ярко показало: нашим восточным соседям под видом мясных деликатесов на самом деле массово предлагают то, что даже домашние животные отказываются есть. А как обстоит дело на наших белорусских предприятиях?
С этой острой темы начался разговор с директором ОАО «Витебский мясокомбинат» Виктором ПОЗНЯКОМ.
Предприятие сегодня выпускает более 250 наименований продукции. В прошлом году переработано 39 тыс. т скота в живом весе - примерно поровну свиней и крупного рогатого скота, изготовлено свыше 14 тыс. т колбасных изделий. Более 4 тыс. т мяса в полутушах и 1 тыс. т колбасных изделий реализовано на экспорт, большей частью в Россию.
- Наша продукция недешевая, - признает В.Позняк. - Но она сделана из мяса! Все, что производит предприятие, проходит серьезный экзамен у потребителя. Без обратной связи с потребителем не будет того, что называется взаимовыгодным сотрудничеством торговли и производителя. На протяжении всей многолетней истории и до настоящего времени при изготовлении своей продукции мы используем исключительно натуральное сырье. Это своего рода гласный и негласный «закон фирмы»: «Мясковит» - вкусом мяса знаменит». Выпуск качественной и безопасной продукции является обязанностью каждого сотрудника предприятия. Было принято коллективное решение не использовать сою во избежание попадания в состав нашей продукции генетически-модифицированных компонентов. Наши колбасы - скажем, «Московская», «Краковская», «Докторская» - изготавливают по классическим рецептурам, в которых, кроме мяса, специй, яиц - никаких добавок нет!
«Здоровый консерватизм»? А почему бы и нет? В этом году решили закупить новую линию по производству пельменей. Долго анализировали, какой формы их делать: модной нынче «розочкой» или классическим «полумесяцем»? Рассудили чисто по-житейски: когда покупают «фигурные» пельмени, в пакете всегда остаются кусочки обломившегося с краев теста, которые обычно выбрасывают вместе с упаковкой. Получается, люди платят лишние деньги за обыкновенный мусор. Потому-то и решено было остановиться на старой форме, а вдобавок сделать еще и круглые пельмени. Их, кстати, гораздо удобнее продавать весовыми, как это сейчас часто практикуется в гипер- и супермаркетах. Так что весной будет объявлен тендер на закупку необходимого оборудования - и скоро на прилавках появятся новые витебские пельмени.
Вообще, как признает директор, предприятию требуется серьезное техническое обновление. Многие технологические линии работают еще с советских времен. В 2009 г. инвестиции в основной капитал составили больше 11 млрд. руб.
На предприятии было проведено существенное техперевооружение. В мясожировом цехе установлена новая универсальная линия убоя и переработки крупного рогатого скота ведущего европейского производителя фирмы BANNS. В мясоперерабатывающем цехе установлены новый инъектор и массажеры для изготовления деликатесной продукции из свинины, говядины, шпика. Здесь внедрена новая вакуумная термоформовочная линия для упаковки продукции под вакуумом и в газовой среде. Это продиктовано временем и дает покупателю ряд преимуществ: увеличиваются сроки годности продукта, он не теряет массу, эстетичен, удобен в хранении, благополучен в санитарном отношении и т.д. Начали работать три новые универсальные термокамеры, где происходит полный цикл термической обработки продукции с использованием щепы и глубокой очисткой дыма. Смонтирована система кондиционирование цеха.
В холодильном цехе для поддержания холодильной цепи при отгрузке готовой продукции установлены герметизаторы дверных проемов.
Впереди перемен не меньше. На 2010 г. запланировали 11,5 млрд. руб. потратить на реконструкцию и техническое перевооружение.
Впрочем, и новое оборудование, бывает, успевает морально устареть за 3-4 года. Поэтому на все крупные специализированные выставки из Витебска обычно выезжает целая команда «разведчиков» - инженеров и технологов.
В подчинении у Виктора Позняка 1500 человек, из них 300 - в фирменных магазинах Витебска и Полоцка.
- У фирменной торговли, - говорит директор, свои плюсы. - Преимущество в том, что сегодня товар завез, сразу продал и деньги немедленно положил на расчетный счет в банке. И это не единственный плюс, так еженедельно на базе фирменной торговой сети на основании заполняемых анкет специалисты предприятия проводят анализ качества реализуемой продукции, учитывают предложения и пожелания покупателей. Активно осуществляются и мероприятия по рекламе продукции, ежеквартально готовится обзорная информация с предложениями по совершенствованию ассортимента. Кроме того, есть свой специализированный автотранспорт, который задействован в выездной торговле, что особенно удобно для потребителей.
Предприятие располагает и собственными мясными ресурсами. До прошлого года в свиноводческом хозяйстве было 20 тыс. голов. Затем к нему был присоединен убыточный местный колхоз.
Ну, а что касается белорусского рынка, то марка «Мясковит» в стране давно пользуется заслуженным спросом. Только в Минске в месяц продается более 200 т витебской продукции. Объемы могли быть и больше, но конкуренты ведь тоже не дремлют: столичный рынок для всех заманчив.
Сохраняя лучшие национальные традиции и старинные рецепты изготовления мясных продуктов, специалисты предприятия умело учитывают требования современного рынка и в это сложное экономическое время предлагают широчайший ассортимент востребованной продукции для всех слоев населения не только по ценовому фактору, но и по возрастному и профилактическому направлениям. В развитие перспективного курса по укреплению здоровья населения сегодня предприятие может предложить мясные изделия для питания детей дошкольного и школьного возраста, профилактического назначения и даже для больных сахарным диабетом.
Укрепляется авторитет белорусских товаров, растет география поставок и продукции под торговой маркой «Мясковит». Зарубежным потребителям реализовано за 2009 г. в 3,5 раза больше продукции, чем планировалось.
Всегда хочется знать и убеждаться в результативности своей деятельности. Одним из показателей признания и оценки качества продукции витебских мясопереработчиков являются награды в конкурсах. Первый месяц года принес и первую профессиональную победу - на 17-й международной выставке продовольственных товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2010» в Москве высокую оценку получили два изделия под торговой маркой «Мясковит»: сардельки «Пражские с сыром» и колбаски сухие сырокопченые «Панские».
Но, пожалуй, главный для витебчан результат этого форума производителей продовольствия - то, что о его продукции узнали далеко за пределами Беларуси. Так, представитель одной из казахских фирм настолько заинтересовался белорусской говядиной, что сразу после выставки приехал в Витебск договариваться о поставках. Дело, говорит В.Позняк, уже практически решенное, осталось только определиться с ассортиментом.
В конце 2009 г. в рамках выставки «Белпродукт» в Минске проходил конкурс-дегустация «Густ-2009». Ведущие специалисты Минсельхозпрода, Минздрава, Минторга, Госстандарта, БелГИМ, БелГИСС, Института мясомолочной промышленности и др. организаций проводили экспертизу закодированных (т.е. обезличенных) продуктов.
В итоге из 16 мясоперерабатывающих предприятий, представлявших на конкурсе свою продукцию в категории «Лучший мясной продукт-2009», Витебский мясокомбинат завоевал 7 наград - это больше, чем другие производителя, а также был удостоен диплома «Золотой Густ» за стабильно высокое качество, внедрение новых технологий и широкий ассортимент выпускаемой продукции.
В.Позняк считает, что постоянная забота о повышении квалификации сотрудников наряду с непрерывной модернизацией производства и совершенствованием действующих на предприятии систем - непременное условие для эффективной работы предприятия, цель которой - признание и высокая оценка потребителями качества продукции под торговой маркой «Мясковит».
ОАО «Витебский мясокомбинат»
210604, г. Витебск, Бешенковичское шоссе, 46
Тел.:(0212) 268-170
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vmk.by