Новый номер журнала 07/2019

облфин

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Внимание! Консультация юриста онлайн!

Благодаря сотрудничеству с известными юридическими компаниями и адвокатскими бюро, редакция журнала «Директор» может помочь руководителям получить ответы на важные для их предприятий вопросы, не выходя из офиса.

Подробнее...

Последние несколько лет внешняя задолженность Беларуси росла чрезмерно высокими темпами. Валовой внешний долг увеличился более чем в 4 раза за период с 2007-го г. по 2010 г. (с 6,8 млрд. долл. в начале 2007 г. до 28,4 млрд. на конец 2010 г.). Если внешний долг оценивать в процентах от ВВП, то темпы роста остаются не менее впечатляющими: за рассматриваемый период он увеличился с 18,5 до 52% от ВВП.
Более того, дальнейший рост валового внешнего долга по отношению к ВВП неизбежен на фоне произошедшего в 2011 г. валютного кризиса. С одной стороны, решение существующих структурных дисбалансов требует новых заимствований. С другой - обесценивание белорусского рубля все равно приводит к росту расходов по обслуживанию внешнего долга, номинированного в иностранной валюте. В таких условиях вопросы управления внешним долгом становятся особенно актуальными. Ключевой же проблемой является определение критического уровня внешнего долга, после которого его дальнейшее наращивание угрожает финансовой устойчивости и сдерживает экономическое развитие страны.
Оптимальным решением в такой ситуации считается выработка системы индикаторов раннего оповещения, которые информируют о возникновении угрозы потери стабильности внешнего долга. Такие индикаторы были выработаны международными финансовыми организациями, рейтинговыми агентствами, научными исследователями и частными организациями, в частности, банками на основании эмпирических исследований предыдущих случаев долговых кризисов.


Структура валового внешнего долга Беларуси существенно изменилась с 2007 г. (рис. 1). Основной тенденцией был рост доли сектора государственного управления в общем объеме валового внешнего долга. Причиной этого стало активное внешнее государственное заимствование, включая два кредита от России на 1,5 млрд. долл., кредит от Венесуэлы (0,7 млрд.), займы стабилизационного фонда ЕврАзЭС и МВФ, два выпуска еврооблигаций, размещение государственных облигаций на российском рынке и незначительные по объему двухсторонние займы у Китая, Азербайджана, Всемирного банка. Как результат, доля органов государственного управления и монетарной политики в валовом внешнем долге достигла 40,5%. Для сравнения: в начале 2007 г. она составляла всего 8,9%.

 

 

Доля реального сектора снизилась с 58,6 до 35.8%. При этом природа долга осталась неизменной - в основном это торговые кредиты, на которые приходится 68,7% долга реального сектора по данным за первое полугодие 2011 г. (58% - на начало 2007 г.).
Третьим по важности сектором в привлечении внешнего заимствования является банковский сектор. Объем его внешнего долга начал резко расти в 2006 г., когда белорусские банки смогли выйти на мировой рынок заемного капитала. К концу 2007 г. их доля достигла 27,6% валового внешнего долга Беларуси, и в последующем незначительно снижалась (до 21,1% на середину 2011 г.).


Существенное увеличение доли государственных займов в валовом внешнем долге за счет снижения удельного веса других секторов означало и изменения в структуре долга по срокам заимствования. Доля краткосрочного долга (по первоначальному сроку погашения)  снизилась с 69,4% в начале 2007 г. до 43,1% на середину 2011 г. Большую часть краткосрочного долга составляют торговые кредиты (62,5% краткосрочного валового внешнего долга на середину 2011 г.), которые регулярно рефинансируются, так как средний срок погашения торговых займов около 3 месяцев. Это также объясняет высокий объем расходов по обслуживанию внешнего долгу, который регулярно превышает 10% от ВВП в Беларуси. Это сопоставимо с показателями таких стран, как Латвия, Эстония, Венгрия или Словения, где валовой внешний долг существенно превышает 100% ВВП .


Основные показатели устойчивости внешнего долга связаны с валовым внешним долгом и государственным внешним долгом. Ключевым показателем первого является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно недавно превысило пороговое значение в 55%, установленное концепцией национальной безопасности. После первой половины 2011 г. валовой внешний долг составил 56,3% ВВП. Министерство экономики прогнозировало его рост до 70% на конец года и последующее незначительное увеличение в среднесрочной перспективе. Это соответствует базовому сценарию прогноза МВФ, согласно которому валовой внешний долг должен достичь 70% ВВП в конце 2011 г., а к 2016 г. превысить 85%.
Это говорит о наличии угрозы устойчивости внешнего долга Беларуси в среднесрочной перспективе, но масштаб этого риска следует уточнить с помощью других показателей. Например, соотношение валового внешнего долга и экспорта по-прежнему находится ниже предельно допустимого уровня. В середине 2011 г. оно было 88,8%, а превысить уровень в 100% этот показатель должен только в 2014 г. (по прогнозу МВФ).
Согласно официальной статистике долг органов государственного управления в середине 2011 г. составил 20,4% ВВП. Если сопоставить этот объем долга (на конец первого полугодия 2011 г.) с ожидаемый объемом ВВП по итогам года, то его уровень вырастет до 26% ВВП. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства. В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как текущие расходы по обслуживанию долга составляют 0,4% ВВП (данные за первое полугодие). Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют 1,8 млрд. долл. в 2012 г., а в 2013-2014 гг. превысят 3 млрд. Это существенные выплаты (около 3,5% ВВП в 2012 г.), учитывая низкий уровень международных резервов.


Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок. Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на текущий счет платежного баланса, что подчеркивает необходимость более жесткой монетарной и фискальной политики, чтобы не допустить дальнейшего наращивания импорта. В качестве положительного момента можно отметить, что расходы по обслуживанию долга все еще будут существенно ниже 10% от валютной выручки. Согласно прогнозу МВФ, расходы по обслуживанию государственного долга составят 3,3% общего объема экспорта товаров и услуг в 2012 г. и 5,2% в 2013-2014 гг.


Тем не менее, существующий объем валового внешнего долга, быстрая динамика его накопления и рост выплат по государственным внешним займам в среднесрочной перспективе ставят под угрозу возможности обслуживания внешнего долга без последствий для экономического роста Беларуси. Существует несколько каналов, через которые внешний долг способен негативно влиять на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию. В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во-вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности. Становится не очевидным, как долг повлияет на экономику, будет ли проводиться реструктуризация долга и на каких условиях, будет ли объявлен дефолт. В таких условиях экономические агенты склонны откладывать решения об инвестировании, даже если макроэкономическая среда в стране улучшается.

 

Глеб ШИМАНОВИЧ, экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента