От простого к сложному
ОАО «РЕМИЗ» было создано в декабре 2000 г. и входит в состав холдинга «Автокомпоненты». Первоначально к идее производства фильтров для дизельных двигателей, устанавливаемых на автомобили «МАЗ», пришли для удешевления конечной продукции. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды.
- Сегодня только компания «РЕМИЗ» производит воздушные фильтры в сборе для грузовой, тракторной, строительной и специальной техники в Республике Беларусь, - подчеркнул Павел Носевич. - И если вначале единственным и основным потребителем нашей продукции был МАЗ, то сейчас практически все представители отечественной машиностроительной отрасли устанавливают фильтры под брендом РЕМИЗ. Кроме того, предприятие работает по полному замкнутому производственному циклу, покупает только необходимое сырье и специализируется в большей степени на поставках готовой продукции на конвейерную сборку. Это, безусловно, повышает ответственность, но одновременно и поднимает его статус и значимость.
Директор особо отметил, что перед коллективом не стоит задача объять необъятное, так как в более массовом сегменте - на рынке воздушных фильтров для легковых автомобилей - уже давно и успешно работают производители с большей компетенцией, устоявшимися производственными связями и опытом.
- Мы пошли иным путем, - пояснил Павел Александрович, - специализируемся на выпуске малосерийной продукции, но с высокой рентабельностью. Сегодня поставляем на экспорт около 70% изделий, хотя изначально предприятие создавалось исключительно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. ОАО «РЕМИЗ» - основной поставщик воздушных фильтров на российские предприятия: ПАЗ, ГАЗ, УРАЛ, Ярославский и Тутаевский моторные заводы, Петербургский тракторный завод, «Тверской экскаватор», на которых практически полностью закрываем потребность конвейерной сборки. Сейчас работаем над увеличением присутствия продукции РЕМИЗ на предприятиях по производству дорожной и тракторной техники, где рентабельность выше, конкуренция значительно ниже, а потребность в качественных и надежных партнерах так же высока, как в любой сфере производственной кооперации. Нас знают, нам доверяют и уважают как надежного поставщика.
Чем качественнее, тем дороже
Сегодня большинство потребителей больше ориентируются на качественные параметры, а не на цену, потому что только так можно отвоевать свое место на рынке.
- Поэтому делаем упор на качество, анализируем слабые и сильные стороны конкурентов и стараемся произвести продукцию с лучшими потребительскими свойствами, - с гордостью добавляет Павел Носевич. - Естественно, что и сами тщательно подходим к выбору поставщиков основных компонентов. Сейчас готовим контракт на закупку бумаги для производства фильтрующих элементов у одного из мировых лидеров. Предварительные испытания у себя уже провели, причем с отличными результатами. Вскоре аналогичную проверку завершат потребители наших изделий, и тогда начнем выпуск более дорогой, но более качественной продукции.
В ОАО «РЕМИЗ» решили расширить потребительские свойства воздушных фильтров за счет производства устройств предварительного очищения.
- Такие предочистители на постсоветском пространстве практически не выпускают, и сегодня рыночные реалии таковы, что реализация подобных инновационных проектов должна осуществляться с максимальной скоростью и эффективностью, - говорит П. Носевич. - Либо ты сегодня предлагаешь рынку востребованный товар, либо никогда, необходимо мгновенно откликаться на запросы клиентов.
Например, в ходе эксплуатации тракторов в Алтайском крае (РФ) выяснилось, что местная пыль мельче и абразивней, чем в схожих климатических зонах. Специалистам ОАО «РЕМИЗ» пришлось заняться поиском решения по минимизации последствий применения тракторной техники в экстремальных условиях. В этом и состоит, по мнению директора, главная задача предприятия: оперативно перестраиваться в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры.
Например, если в 2014 г. доля изделий для МАЗа в производственной программе предприятия занимала 35%, то в дальнейшем начала снижаться: 2015-й - 23%, 2016-й - 18%, поэтому пришлось искать новые рынки сбыта. Так, если в 2015-м экспортная выручка составляла 0,42 млн долл., то сейчас превышает 1,2 млн в год.
Вместе с поиском новых рынков активно велась работа по оптимизации затрат как с помощью более рационального использования сырья и материалов, так и снижения энергоемкости производства. Именно во многом за счет экономии удалось увеличить размер фонда зарплаты. Только за 2 последних года на предприятии уменьшили общие затраты на 200 тыс. руб., а материалоемкость с 53 до 48%, что для небольшого коллектива численностью 80 человек - значительное достижение.
- Дальнейшее развитие предприятия видим в постоянном снижении производственных издержек, повышении качества и освоении новых направлений, - подытожил Павел Александрович. - Уже в этом году планируем приобрести необходимое оборудование для изготовления фильтров, используемых в промышленности и медицине, что значительно расширит наши производственные возможности.