К 2020 г. белорусский экспорт должен равномерно распределиться между рынками ЕАЭС, Евросоюза и других стран, в том числе - дальней дуги (Азия и Океания, Африка и Ближний Восток, Латинская Америка).
Сейчас самые прочные экспортные позиции у Беларуси на рынке ЕАЭС, в отличие от ситуации в других регионах. Национальный центр маркетинга МИД (НЦМ) и Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) готовы оказать отечественным предприятиям конкретную помощь при выходе на новые рынки.
Контактный офис в Китае
Национальный центр маркетинга в июле 2018 г. заключил соглашение с компанией Qingdao Feichuang Investment Co., Ltd о создании контактного офиса в инновационном центре сотрудничества со странами «Одного пояса, одного пути» в г. Циндао (Китай) для экспортной поддержки белорусских предприятий.
Таким образом, отечественная компания может направить представителя для работы в инновационном центре на льготных условиях. Ему бесплатно выделят оборудованный оргтехникой офис для организации оптовой торговли белорусскими товарами, складские помещения и площади для демонстрации образцов продукции, помощника-ассистента для организации работы и перевода документации на китайский язык, а также квартиру для проживания.
Воспользоваться льготами белорусского контактного офиса смогут только предприятия, получившие рекомендации НЦМ
Помощь в освоении зарубежных рынков
НЦМ готов обеспечить белорусских производителей маркетинговыми исследованиями, которые можно получить в формате годовой подписки. Это позволит предприятиям определить перспективные зарубежные рынки сбыта и принять решение о возможном выходе на них, а также найти деловых партнеров.
Первые адресованные нашим экспортерам аналитические обзоры посвящены молочной отрасли - одному из наиболее востребованных в мире направлений пищевой промышленности. Международный импорт «молочки» ежегодно увеличивается: в 2017-м среднегодовой прирост составил 17%.
Крупнейшие импортеры молочной продукции - Евросоюз, Китай, Россия, Саудовская Аравия, Мексика, ОАЭ, Алжир, Индонезия и Малайзия. В последнее время ежегодно наращивают объемы ее закупок Пакистан, Чили, ЮАР, Катар, Индия, Южная Корея, Мексика, Нигерия, Алжир, Вьетнам и Перу. Эти страны можно рассматривать в качестве перспективных рынков сбыта белорусской «молочки», которая соответствует мировым стандартам качества.
Аналитические обзоры (СОМ, СЦМ, сыр, масло, сухая молочная сыворотка) содержат информацию о наиболее сложных для отечественных экспортеров рынках Азии, Африки и Латинской Америки: о состоянии и потенциале, уровне спроса на исследуемую продукцию, сведения о ценах, условия доступа белорусской продукции, а также контакты компаний потенциальных партнеров и т.д.
Образовательный курс в прикладном формате
В свою очередь БелТПП готова оказать поддержку экспортерам при выходе на новые рынки, в том числе с помощью проекта «Школа экспорта», который реализует с февраля 2018 г. В его рамках уже проведен ряд страновых и отраслевых семинаров, например, посвященных получению сертификатов кошерности и «Халяль» (подтверждение соответствия исламским традициям), что важно для отечественных производителей продуктов питания. А в конце сентября Палата запустила образовательный курс, направленный на повышение компетенции специалистов предприятий-экспортеров.
При формировании тематики курса исходили из того, что сегодня необходимо предприятиям-экспортерам. «Есть замечательные маркетологи, специалисты с прекрасной языковой подготовкой. Но чего им не хватает? Общей базы по основным элементам внешнеэкономической деятельности, знаний в правовой и таможенной сферах, подготовке соглашений и договоров, страновых и т.д. Все эти элементы мы постарались интегрировать в проект», - отметил председатель БелТПП Владимир. Улахович.
Курс включает 8 образовательных модулей: «Жизненный цикл экспортного проекта», «Организация и совершенствование маркетинговой деятельности», «Экспортный контракт: правовые особенности поставки», «Таможенное сопровождение экспортного проекта», «Логистические этапы экспортного проекта», «Управление финансовыми ресурсами», «Налоговые аспекты экспортной деятельности», «Кросс-культурные особенности в деловой коммуникации с зарубежными партнерами. Деловой этикет».
В «Школе экспорта» участвуют 26 лекторов, которые профессионально занимаются вопросами внешнеэкономической деятельности. По словам В. Улаховича, пока зарегистрированы 94 слушателя бизнес-курса - представители белорусских предприятий, в том числе частного бизнеса и сферы услуг, но этот список будет пополняться.
Для предприятий, входящих в состав БелТПП, образовательный курс бесплатный. В конце I квартала 2019 г. Палата продолжит его проведение с учетом запросов и предложений участников.
О том, где будут организованы обучающие семинары и какие новые подходы планируется использовать при формировании белорусских экспозиций на международных выставках, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 11.
Татьяна Маненок