Сегодня особую актуальность приобретает управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве.
Михаил Шамак, генеральный директор ОАО «Стройкомплекс»
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - модель долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса, позволяющая реализовывать важные социальные проекты с помощью инноваций, капитала и ресурсов частного сектора.
Принятый 30 декабря 2015 г. Закон «О государственно-частном партнерстве» позволил сформировать законодательную базу ГЧП и институциональную среду, провести обучение специалистов и выбрать первые пилотные проекты в Беларуси.
В результате господдержки обеспечивается взаимовыгодное сочетание интересов различных участников, при котором частные инвесторы заинтересованы в предоставлении финансовых ресурсов для общественно значимых проектов.
Основные предпосылки развития механизма ГЧП в Беларуси:
изношенность инфраструктуры и необходимость реализации проектов по ее обновлению;
объемы требуемых инвестиций не позволяют реализовать проекты исключительно за счет бюджетных средств;
необходимость использования передового опыта и повышения эффективности управления объектами инфраструктуры;
по большинству инфраструктурных объектов государство не может передать частному сектору свою ответственность по регулированию социальных стандартов, а частный сектор не готов нести политический риск без господдержки.
Таким образом, государство при реализации проектов ГЧП сосредоточивает усилия на регулировании отрасли и контроле за качеством предоставляемых услуг. Тогда как частная компания ищет пути оптимизации деятельности для обеспечения требуемого качества обслуживания потребителей. Это позволяет внедрить рыночные принципы хозяйствования субъектов инфраструктуры, снизить затраты, более гибко реагировать на запросы потребителя.
При эффективной организации партнерства качество жизненно важных услуг повышается, а ограниченные бюджетные ресурсы можно направить на решение других важных социальных задач. Одновременно при успешном взаимодействии 2 партнеров (государственного и частного) преимущества получает и третья сторона - общественность, в виде более качественного предоставления услуг.
Поэтому проекты ГЧП - не простое сложение ресурсов, а особая конфигурация интересов и соответствующих правомочий партнеров. При сохранении за государством контрольных функций между партнерами имеет место делегирование полномочий в целях достижения максимальной прибыли от проекта, а также разделение возникающих в процессе его реализации рисков. В результате интеграция общественной значимости и коммерческого интереса приводит к новому синергетическому эффекту.
Современное развитие инфраструктуры городов и регионов, создание благоприятных условий для жизни населения требуют от органов госуправления бюджетных инвестиций, объем которых ограничен. В связи с этим возникает потребность в поиске альтернативных вариантов финансирования, например, с помощью ГЧП.
Среди направлений реализации механизма ГЧП - строительство и недвижимость, реконструкция и эксплуатация общественных объектов и жилья в рамках реализации коммерческих проектов. Например, одним из проектов в этой сфере является мансардное строительство.
О реконструкции столичных хрущевок задумывались давно, но в начале 2000-х появилась идея параллельно с капитальным ремонтом домов надстраивать 1-2 этажа. Для этого привлекали заинтересованных инвесторов. Так одновременно появлялись дополнительные квартиры для реализации, а старый дом принимал современный облик за счет изменения фасада, остекления балконов и т.д.
В процессе мансардного строительства проводятся капремонт подъездов, работы по благоустройству, расширяются дворовые проезды, оборудуются дополнительные парковочные места для автомобилей, заменяются старые окна в квартирах на современные энергосберегающие стеклопакеты и т.д. Сегодня эти работы уже не финансируются из местного бюджета, их должны оплачивать жильцы.
С учетом наличия в столице старого жилого фонда, нуждающегося в обновлении и модернизации, это направление ГЧП представляет особый интерес для населения. Однако инвесторов, желающих заниматься подобным бизнесом, немного, потому что для такой реконструкции необходимо предварительно получить согласие более половины жильцов, а это непросто.
Сегодня страна ищет способы, как сэкономить бюджетные деньги. Мансардное строительство позволяет решить эту проблему за счет исключения из проекта затрат на капитальный ремонт плоской кровли (застройщик возведет новую за собственные средства). В рамках капремонта инвестор также самостоятельно прокладывает силовой кабель, что не финансируется из бюджета. Плюс экономия по затратам на отопление дома за счет тепловой реабилитации и новой кровли.
Согласно расчетам специалистов, теплопотери на реконструированном доме на проспекте Независимости, 113 (на снимке) уменьшились в 2 раза. К слову, выполнить аналогичные работы по надстройке мансард планируют и в соседних домах.
Мировой опыт показывает, что выгоды государства и бизнеса, получаемые в процессе совместной реализации проектов, намного перекрывают издержки и проблемы, поэтому в последние годы наблюдается процесс активного проникновения ГЧП во все новые сферы социально-экономических отношений.