За счет чего один из крупнейших в Европе производителей щебня смог укрепить позиции на рынке и диверсифицировать экспорт?
Официальным «днем рождения» РУПП «Гранит» считается 29 декабря 1975 г., когда была сдана в эксплуатацию первая очередь Комбината нерудных материалов «Микашевичи» (так тогда называлось предприятие). Но первый взрыв, возвестивший о появлении в Беларуси нового производства, произошел в микашевичском карьере в 1973-м. И в этом году здесь планируют отметить 45-летие с момента начала фактической эксплуатации месторождения гранита, являющегося, к слову, одним из крупнейших в Европе!
Кадры решают все
Генеральный директор РУПП «Гранит» Эдуард Гаврилкович к этому празднику имеет самое прямое отношение. Он родом из Микашевичей. Продолжая дело отца - одного из первых рабочих нового предприятия, пришел на «Гранит» в далеком уже 1995 г. после окончания Солигорского горно-химического техникума. И с тех пор трудится здесь уже почти 23 года. Есть такой популярный журналистский штамп: «прошел все ступеньки служебной лестницы…». Так вот, Эдуард Гаврилкович начинал на комбинате рядовым электрослесарем, а сегодня руководит промышленным гигантом с годовым оборотом свыше 180 млн руб., который производит более 90% щебня в республике. Без отрыва от производства окончил Московский государственный открытый университет по специальности «Горные машины и оборудование», а также Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление национальной экономикой».
Собственно говоря, на «Граните» трудовые династии можно встретить сплошь и рядом, а большинство своих сотрудников директор предприятия знает в лицо.
- У нас в принципе небольшой город, и многие работают здесь целыми семьями. Средний возраст - 41 год, т.е. это уже второе поколение. Из 2 500 человек почти треть - женщины, - говорит Эдуард Геннадьевич. - К тому же предприятие представляет собой замкнутый цикл, сконцентрированный на одной производственной площадке. Здесь все друг друга знают. А я с каждым, кого мы принимаем на работу, в обязательном порядке стараюсь побеседовать лично.
Нужно отметить, что условия найма на «Граните» всегда были неплохими. Средняя зарплата здесь сегодня уже выше прогнозных 1 000 руб., не считая дополнительных выплат к праздникам, материальной помощи и др. Часть прибыли предприятия регулярно направляется на социальную сферу, поэтому здесь один из лучших в строительной отрасли коллективных договоров. Свои - бассейн, Дворец культуры и даже санаторий, где каждый работник раз в год может отдохнуть, уплатив лишь 10% стоимости путевки. Поэтому люди держатся за свое рабочее место.
С другой стороны, предприятие также заинтересовано в том, чтобы удержать квалифицированных сотрудников. Специалисты в области горного дела - штучный товар, их на «Граните» «выращивают» годами, начиная с низших ступенек рабочей иерархии до мастеров и руководителей. Поэтому Эдуард Гаврилкович считает, что существующая практика распределения молодых специалистов, согласно которой выпускник института, практически не имеющий профессиональных навыков, сразу получает должность инженера, является ошибочной. Не случайно многие молодые специалисты сами выражают желание поработать какое-то время на рабочих должностях, чтобы набраться практического опыта.
Цена эффективности
Месторождение «Микашевичи» представляет собой гигантский прямоугольник общей площадью 457,7 га и глубиной 152 м. Оно эксплуатируется с 1976 г., и ранее запасы строительного камня здесь оценивались на 28 лет работы. Поэтому несколько лет назад с прицелом на перспективу начали реализацию масштабного инвестпроекта по строительству горно-обогатительного комбината на базе нового месторождения «Ситницкое». Но в прошлом году была проведена доразведка уже эксплуатирующегося карьера, которая показала, что его ресурс значительно выше. С учетом этого, а также по причине уменьшения спроса на щебень на внутреннем и внешнем рынках сроки ввода нового ГОК было решено изменить, предусмотрев поэтапный ввод мощностей при наличии спроса на продукцию. В настоящее время на «Ситницком» месторождении ведутся работы по вскрытию карьерного поля, подготовке и нарезке траншей, устройстве водоотлива. Впрочем, как утверждают на «Граните», в случае резкого увеличения потребности экономики в продукции предприятия запустить там добычу можно в течение года.
Вообще, инвестиции предприятию необходимы постоянно и довольно значительные. Оборудование работает на предельных нагрузках, поэтому срок его службы не превышает 6-7 лет. Тех же БелАЗов грузоподъемностью 60-90 т в парке «Гранита» - более 60. Их предельный моторесурс - 600 тыс. км, а в год машина проходит около 100 тыс.! В результате ежегодно приходится покупать 5-6 новых автомобилей стоимостью сотни тысяч долларов. Та же история с дробилками и грохотами. Частично проблему ремонта и продления срока службы оборудования удается решать благодаря собственному литейному производству, где изготавливаются несложные быстроизнашиваемые конструкционные элементы.
Сейчас планируется модернизация литейного цеха с увеличением емкости печи с 3 до 5 т, что позволит расширить ассортимент изготавливаемых деталей. Некоторые позиции получается закрыть изделиями белорусского производства - в этом направлении РУПП «Гранит» успешно сотрудничает с НПО «Центр», но все же многое приходится закупать за рубежом. А приобрести именно то, что необходимо, тоже непросто из-за требований законодательства, регулирующего условия проведения тендеров. Одним словом, эксплуатационные затраты очень значительные и, видимо, неслучайно в мировой практике считается, что для нормального развития производства в горной промышленности его рентабельность не должна быть менее 40%.
Новые рынки и качество
Спецификой работы предприятия, производящего фактически строительный материал, является зависимость от количества и масштабов инфраструктурных проектов в Беларуси и ближайших государствах. Почему ближайших? Потому что, как говорят специалисты, логистика такова, что возить щебень дальше чем на 1 000 км, экономически невыгодно. Достаточно сказать, что вагон такой продукции после доставки в Москву (около 800 км) становится дороже почти в два раза! К сожалению, цены на железнодорожные перевозки являются фактором, сдерживающим экспорт продукции предприятия и серьезной статьей затрат. Ведь каждые сутки потребителям отгружается 550-600, а в летний период до 800 вагонов! На доставку автотранспортом приходится не более 12% продаж, поскольку она рентабельна лишь на относительно небольшие расстояния.
- Тем не менее мы за последние два года смогли значительно диверсифицировать сбыт, - отмечает Эдуард Геннадьевич. - Если раньше на белорусский рынок у нас приходилось до 90% поставок, то сейчас мы экспортируем около 50% производимой продукции. Ранее 97% нашего экспорта потребляла Россия, а сейчас 30% внешних поставок приходится на страны Балтии и Польшу. В Литве, например, контролируем 90% рынка щебня. Чтобы закрепиться на этих рынках, мы сертифицировали нашу продукцию в национальной и европейской системах сертификации. По разным позициям - для строительства автомобильных дорог и железнодорожных путей, для производства бетонов и др., а также расширили фракционный ассортимент продукции.
Конкурировать на рынках соседних стран совсем непросто. Дело в том, что белорусский гранитный щебень более высокого качества, а значит более дорогой, чем традиционно используемый в той же России гравийный или доломитовый. Поэтому РУПП «Гранит» делает ставку на качество и расширение ассортимента. В «портфеле» предприятия уже около 30 видов продукции, хотя такое разнообразие дается нелегко, поскольку любое, даже минимальное изменение фракции требует переналадки оборудования, отдельных складов и т.д. Тем не менее руководство «Гранита» понимает, что высокая технологическая гибкость позволяет работать с более широким кругом потребителей. Сегодня здесь производится щебень фракцией от 5 до 70 мм - от самой распространенной щебеночно-песчаной смеси (ЩПС) и заполнителей для бетона до кубовидного щебня для верхнего слоя автомобильных дорог и щебня для балластного слоя железнодорожного пути.
По проекту предприятие было рассчитано на производство не более 52% щебня мелких фракций, но сегодня эту цифру удалось довести до 72%, что позволило нарастить объемы продукции с более высокой добавленной стоимостью. Постоянно повышается качество продукции, увеличивается выпуск щебня 1-й и 2-й групп, а выпуск щебня 3-й и 4-й групп, наоборот, сокращается. Уменьшение содержания лещадных и пластинчатых зерен обеспечивает большую износо- и влагостойкость изделий и сооружений. Увеличиваются объемы производства высококачественного щебня для железнодорожного строительства.
- Сегодня мы выпускаем более 21 млн т нерудных строительных материалов в год. По итогам 2017 г. выполнены все доведенные экономические показатели, а на 2018-й заложен рост объемов производства на 2,4%. Вся продукция сертифицирована в Национальной системе сертификации Республики Беларусь. На предприятии внедрена система управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001-2015. С целью снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных и материальных ресурсов, нами разработана и внедрена система управления окружающей средой производства щебня из плотных горных пород и вспомогательных производств, соответствующая требованиям СТБ ИСО 14001-2015. На предприятии также функционирует СУОТ (система управления охраной труда) соответствующая требованиям СТБ 18001-2009 - подчеркивает генеральный директор.
Лицом к клиентам
У предприятия тысячи клиентов в Беларуси и за рубежом. Без его продукции не обходится ни одна стройка в нашей стране: дома, дороги, опоры мостов и линий электропередач, бордюры и тротуарная плитка - микашевичский щебень используется буквально везде! Тем не менее, здесь постоянно работают над поиском новых клиентов и расширением географии поставок. Неплохой эффект в этой работе дает сотрудничество с БелТПП и представительствами зарубежных торгово-промышленных палат. А в ноябре 2017 г. РУПП «Гранит» провело 1-ю Международную конференцию «ГРАНИТ-ЭКСПОРТ-2017», участниками которой стали зарубежные компании - потребители продукции предприятия, экспортеры, представители Министерства архитектуры и строительства, Белорусской железной дороги и др. Мероприятие вызвало большой интерес, так что на «Граните» решили сделать его регулярным.
Можно добавить, что с учетом сезонности спроса на многие виды продукции (например, при строительстве автомобильных дорог) делаются складские запасы, позволяющие сохранять ритмичность поставок даже в периоды ажиотажного спроса. Все это повышает имидж предприятия как надежного партнера, обеспечивающего безукоризненное выполнение договорных обязательств.
Константин КОРЖЕВИЧ