«Календарь красоток» Pirelli не впервые обращается к теме возраста: в 2007 г. его страницы украсила 72-летняя Софи Лорен. Начиная как бульварное издание для дальнобойщиков и приглашая малоизвестных смазливых моделей, Pirelli со временем ушел в сферу искусства и важных социокультурных вопросов.
В 2017 г. на его страницах появятся актрисы, разменявшие четвертый десяток: анонсировано участие Лупиты Нионго, Умы Турман, Николь Кидман, Леа Сейду, Робин Райт, Чжан Цзыи, Хелен Миррен, Руни Мары, Пенелопы Крус, Джулианны Мур, Шарлотты Рэмплинг и Кейт Уинслет.
Рейтинг американского Forbes в 2015 г. объявил Жизель Бундхен самой высокооплачиваемой моделью (прогнозируемый доход - 44 млн долл.), а между тем, по меркам индустрии ее еще недавно посчитали бы вышедшей в тираж. Примечательно, что первая пятерка в этом рейтинге - девушки за 30. Итак, культ юности в модельном бизнесе перестал быть неоспоримым и обязательным условием: и самое крайнее его проявление - все чаще крупные бренды одежды и косметики приглашают так называемых возрастных моделей.
Разнообразие типажей на подиумах и съемках, на первый взгляд, кажется определенной либерализацией во многом репрессивного механизма моды, но успех возрастных моделей отличается от популярности моделей неконвенциональных (с генетическими заболеваниями или избыточным весом). Этому есть не наивно-прекраснодушное объяснение («все равны, все красивы по-своему») - за этим стоит точный рациональный расчет. Эйджизм становится не просто клеймом дискриминации, но и индикатором недальновидности.
Как известно, основные потребители дорогой одежды и косметики - жители стран первого мира. Социологи утверждают, что к 2050 г. продолжительность их жизни достигнет 90-100 лет, а финансовая и политическая элиты будут неотвратимо - нет, не стареть, а дольше жить. Этому будет способствовать развитие медицины, внимательное отношение к собственному здоровью, возрастающая ценность жизни, в которую вкладывается так много материальных и нематериальных ресурсов. Мир вступает в эпоху геронтократии (от греч. geron - старик и kratos - власть, государство, могущество), которая в новой версии будет заметно отличаться от того, что мы, к примеру, видели в СССР, где даже был популярным новый жанр анекдотов - о дряхлеющих правителях.
Американский маркетолог Питер Друкер прогнозировал: молодость будет длиться минимум до 35 лет, а выход на пенсию все откладываться и откладываться (в свете его прогнозов предложение белорусских властей по повышению пенсионного возраста на 3 года кажется вполне созвучным времени, хотя и не месту). Возраст 35-50 лет, по его мнению, будет пиком репродуктивной и трудовой активности, а 50-80 лет - порой зрелости. Это хорошее время: впереди еще много лет - и сил. Старение откладывается. И именно эта группа людей сосредоточит в своих руках все влияние и ресурсы.
Производители предметов роскоши хорошо понимают, как изменяется современный мир, поэтому культ молодости, доставшийся нам из космических 1960-х, хиппующих 1970-х и гиперактивных 1980-х, больше не может рассчитывать на лояльность клиента в полной мере. Женщина с хорошим образованием, высокой должностью и пониманием ответственности за свою жизнь и семью, больше не узнает себя в рекламных имиджах, сконструированных за счет 15-летней модели. Такая рекламная политика ни о чем ей не говорит: кто эта девушка и что она может предложить ее миропониманию? Поэтому самые прогрессивные и провидчески настроенные компании осторожно переориентируются и обращаются к возрастным моделям, вводя их в пул рекламно-привлекательных образов.
Морщинки, несовершенства фигуры, седые волосы теперь становятся не недостатком, а конкурентным преимуществом. Пластическая хирургия в 2010 гг. стала чуть ли не проявлением дурного тона и невротического отношения к себе: актриса и режиссер Кортни Кокс, к примеру, публично выразила сожаление о том, что прибегала к услугам хирургов. Актрисам и моделям постепенно надоедает жить в непрекращающейся гонке за вечной молодостью: всем понятно, что ничего вечного нет, поэтому так хочется махнуть рукой на филеры и золотые нити, принять себя такой как есть, и, наконец, смириться с неизбежным. Именно поэтому так оптимистично звучит информация о растущей продолжительности жизни.
Ирина ЖУКОВА
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции