Органы финансовых расследований констатируют: сегодня лжепредпринимательство активно вытесняется из экономики страны. На этом поле играют опытные и высокоорганизованные игроки, однако и они, как правило, одинаково завершают карьеру: задержание-арест-суд.
О новациях законодательства, направленного на противодействие опасному явлению, рассказал заместитель начальника отдела департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля Беларуси Юрий КАРДЫМОН.
- Как повлияло на вашу работу вступление в силу Указа от 19.01.2016 г. №14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» в части доказательства сомнительной деятельности «однодневок»?
- Могу сказать, что ДФР не остался без работы, а вот у субъектов хозяйствования, которые пользовались услугами лжеструктур, появился шанс исправить ошибки. Указом закреплен механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурами по предписанию органов финансовых расследований.
Основанием для вынесения предписания служит заключение ДФР в отношении лжеструктуры, чему предшествует проверка работы субъектов, включенных в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и фактически не участвовавших в совершении хозяйственных операций.
Как правило, лжеструктуры используются для минимизации налоговых обязательств. При этом важно, чтобы максимально действовал принцип неотвратимости их исполнения организациями. Теперь сбор доказательств осуществляется не по каждой хозяйственной операции в отдельности, а по деятельности лжеструктуры в целом.
- Расскажите, как работает механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций с лжеструктурой по предписанию ДФР.
- Напомню, что с момента вступления в силу Указа №14 прошло более трех месяцев. После получения предписания контрагенту лжеструктуры предлагается добровольно уплатить налоги. На 1 августа ДФР вынесены заключения в отношении 25 лжепредпринимательских структур, по которым установлены 834 субъекта хозяйствования, воспользовавшихся их услугами. Финансовой милицией вынесено 95 предписаний, проведено 86 проверок финансово-хозяйственной деятельности выявленных контрагентов, а сведения в отношении 15 из них направлены в налоговые органы.
Субъекты хозяйствования по-разному ведут себя после получения предписания. Так, 6 организаций не согласились с этим и подали возражения, значительная часть самостоятельно уплатила по предписаниям 335,5 млн неденоминированных рублей, а некоторые заняли выжидательную позицию. Напомню, что для подачи возражений законом дается 20 рабочих дней.
- Как на биографии субъекта хозяйствования отражаются уплата ранее «минимизированных» налогов по итогам проверки КГК или налоговых органов и самостоятельная уплата этих же сумм по предписанию ДФР?
- Уплата налогов по предписанию ДФР освобождает организацию от привлечения к административной ответственности. При этом она не освобождается от уплаты пени за исполнение налогового обязательства в более поздние сроки, как не освобождаются от уголовной ответственности их должностные лица, если есть соответствующий состав преступления.
- Правильно ли сейчас называть лжепредпринимательские структуры «однодневками»?
- С компаниями, которые просуществовали всего 1-3 месяца, финансовая милиция теперь сталкивается редко. Сейчас они переходят на «серые» схемы, увеличивая срок своей деятельности. По документам их возглавляют «фунты», но уже не асоциальные личности или студенты, а вовлеченные в процесс участники, пытающиеся доказать, что фирма вела хозяйственную деятельность.
- Насколько востребованы лжеструктуры?
- Безусловно, они пользуются спросом. Однако если сравнить нынешнее количество с тем, что было 10 или даже 5 лет назад, то лжеструктур стало меньше, но повысилась квалификация. Они развиваются параллельно с бизнесом: чем он цивилизованнее, тем меньше лжеструктур. Основная часть белорусского бизнеса законопослушна.
- Скажите, услуги «финок» обходятся недешево?
- Нельзя сказать, что есть общепринятый тариф. Высокий ценник у тех, кто использует зарегистрированные за рубежом компании. Они уверяют клиентов, что этот фактор вместе с конспирацией гарантирует высокую надежность.
- Так ли уж недосягаемы лжеструктуры?
- Уклонение от уплаты налогов во многих странах считается достаточно серьезным преступлением, поэтому мы поддерживаем рабочие контакты для обмена информацией, проведения совместных операций с зарубежными коллегами.
Оксана ЯНОВСКАЯ
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции