В Беларуси вскоре вступят в силу нормативные акты, призванные значительно улучшить бизнес-среду. Среди них - создание электронного реестра административных процедур и введение оценки регулирующего воздействия правовых актов, влияющих на условия ведения предпринимательской деятельности.

Петр АрушаньяцБолее подробно о предстоящих изменениях рассказал директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр АРУШАНЬЯНЦ:

- Речь идет о введении в стране оценки регулирующего воздействия правовых актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности. На сайте Минэкономики размещен проект вынесенного на общественное обсуждение указа. Это будет знаковый документ, хотя отдельные элементы данного механизма уже действуют, но в нем не было системного подхода. Это не просто экспертиза правового акта, а если так можно выразиться - изменение психологии нормотворческого процесса.

Пока издержки бизнеса от того или иного правового акта не учитываются, во внимание берутся только издержки госбюджета. Теперь же будет предложена конкретная методика расчета, формализованная, математически выверенная на основе четких статистических данных.

Очень важно, что в процессе в обязательном порядке будет принимать участие и бизнес. И это не только общественное обсуждение через публикацию на сайтах ведомств и обратной связи, но и повышение роли общественно-консультативных советов, созданных при госорганах. С этого года повышена минимальная планка участия представителей бизнеса в них - не менее 50%.

Еще одним важным достижением от внедрения нового механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов должно стать усиление взаимодействия с бизнес-ассоциациями и союзами, общественными объединениями предпринимателей, созданными в стране.

Теперь бизнес-ассоциации (союзы и объединения) смогут направить ответственному за подготовку проекта правового акта госоргану экспертные мнения о достоверности расчетов при составлении отчета о воздействии правового акта на предпринимательскую деятельность, предложить альтернативные варианты и высказаться о возможных издержках и ограничениях в случае его принятия. Если будут соблюдены установленные сроки, то разработчикам придется учесть их при составлении отчета. Такой механизм - международная практика, установленная в 65 странах, и Беларусь не будет исключением.

 «Перезагрузить» бизнес

Второе новшество - создание электронного реестра административных процедур. Будет проведена полная инвентаризация с сокращением сроков их совершения и затрат. Серьезная работа по систематизации административных процедур была проведена в 2006-2010 гг. Затем несколько лет велась апробация этого механизма, создавался единый перечень. Сейчас мы переходим к следующему этапу систематизации процедур и созданию единого реестра в форме доступного бесплатного интернет-ресурса, на котором будет размещен не только перечень административных процедур, но и самая исчерпывающая информация.

Реестр позволит, например, узнать, какое необходимо заявление, найти на сайте его форму, получить комментарии и т.д. Также будет размещен интеллектуальный поиск для предпринимателей. Например, если вы решите открыть ресторан, то надо будет только ввести в поиск по ресурсу ключевые слова, чтобы получить информацию обо всех необходимых процедурах. Это будет и обучающая программа, с помощью которой можно узнать все нюансы ведения того или иного бизнеса. Предполагается, что реестр заработает уже в 2017 г.

Марина АЛЕКСАНДРОВА

 

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции