Марина НОСОВА

Возможно ли в нынешних условиях создать бизнес с нуля? Может ли человек, имея оригинальную идею, проект, но ни имея достаточно денег, достичь успеха в предпринимательстве и зарабатывать десятки и сотни тысяч долларов в месяц? Это реально, если влиться в startup-движение, заверила сооснователь бизнес-клуба Imaguru, организатор Всемирной недели предпринимательства в Беларуси Анастасия ХОМЕНКОВА.

краудфантинг- Настя, бытует различное понимание startup. Какое значение вы вкладываете в это слово?

- Так называют проекты по организации с нуля производства продукта для глобального рынка, в основе которого обязательно технологии и инновации. Например, выпуск приложений для смартфонов. На разработку такого продукта программисту и дизайнеру надо два-три месяца. Если он выполнен удачно, то может оказаться востребованным миллионами потребителей. Допустим, разработчики будут брать за пользование их продуктом всего один доллар с человека, в итоге получаем несколько миллионов долларов.

Обычно такие проекты быстро реализуются, но существование их продуктов на рынке непродолжительно. Технологии стремительно развиваются и так же быстро теряют актуальность. Это стимулирует предпринимателей-стартаперов примерно каждые три года начинать новый бизнес. Данная категория проектов практически всегда находится на этапе старта и роста, поэтому их и называют startup. Совсем необязательно, чтобы startup реализовывали молодые люди и чтобы это был первый проект у предпринимателя.

- Как оцениваете условия для привлечения капитала и поиска соинвесторов для такой категории проектов?

- Откуда брать средства для startup? Вопрос актуален и для Беларуси и для других стран. Один вариант - одолжить или взять безвозмездно у друзей, родственников, знакомых. Второй - всевозможные займы под залог у бизнесменов, привлечение инвестиций, заемные средства в банке. Существуют площадки в Интернете, где любой предприниматель может расписать свою идею, объяснить, зачем и на что ему нужны деньги. Если это понравится, любой человек в любой точке мира может дать деньги на реализацию проекта.

Что можно сделать в нашей стране? Со стороны банков кредитных продуктов для стратапов мало, а проценты по ним заоблачные. Возьмем инвесторов. Сегодня в мире инвестиции в стартапов - это отдельный бизнес. У нас, к сожалению, начинающих предпринимателей и инвесторов воспринимают соответственно как попрошаек и благодетелей. Во всем мире - это партнеры. У инвестора есть деньги, а у стартаперов - гениальная идея, которая может хорошо развиться и команда. И таких примеров множество. Инвестор для startup даст деньги тогда, когда сможет понять и оценить идею. В Беларуси это пока не сильно развито.

Правда, у нас есть бизнес-ангелы (предприниматели с деньгами), но они проекты финансируют хаотично. Стоит отдать должное сообществу бизнес-ангелов «БАВИН». Для выхода на них необходимо сначала «запостить» свой проект в интернете, отправить его по электронной почте. Бизнес-ангелы с ним ознакомятся, встретятся с разработчиками и, возможно, одобрят. Обычно для снижения рисков бизнес-ангелы проводят софинасирование двумя или большим количеством доноров.

Такие инвестиции интересны тем, что кроме денег начинающий предприниматель получает еще знание и контакты. Все это называется сегодня smart-money. Но за это надо отдавать долю в своей компании. В нашей стране это не так просто, потому что есть вопросы к оценке бизнеса, но в любом случае интересно и полезно.

Белорусы могут также использовать системы краудфантинга или краудсорсинга, которые размещаются на зарубежных платформах. К сожалению, сегодня это не совсем прозрачная схема с точки зрения законодательства.

В основной же массе белорусские предприниматели предпочитают для старта брать деньги у своих родителей, друзей и знакомых. Здесь важно уметь продавать в широком смысле этого слова. Если ты не сможешь убедить своих близких, знакомых, не сможешь «продать» им свою идею, то, как можно это сделать для чужих тебе людей и достичь успеха на рынке?

- Почему все-таки IT-индустрия? Ведь начинать можно в какой угодно отрасли?

- Про наше сообщество StartupBelarus часто замечают, что мы занимаемся стартапами в IT. Конечно, стартом для бизнеса может стать любая сфера. Но когда мы говорим о быстром накоплении капитала, то это все чаще работа с высокими технологиями. Такой бизнес не требует покупки станков, дорогостоящего оборудования, он в целом малозатратен. Над проектом могут работать два-три человека. Нет возможности на старте платить зарплату? Заинтересуйте полезного специалиста предложением стать соучредителем.

Приведу в качестве примера проект WiFi-Map. Это приложение, которое позволяет узнавать пароли доступа к WiFi в любой точке мира. Основатели - три молодых парня, которые живут в разных странах, глава компании находится в Беларуси. Первоначально в проект были вложены собственные средства. Когда они закончились, это подстегнуло создателей быстрее продавать свой продукт. Теперь это приложение имеет более 5 млн. пользователей и большие обороты для такой команды.

В интернете и мобильных приложениях можно за короткий промежуток времени добиться больших продаж во всем мире. С помощью технологий легко анализировать реакцию покупателей на твой продукт. Также его возможно продвигать без значительных затрат, не вкладывая больших средств в рекламу. Продукт, основанный на технологиях, может через некоторое время приносить большие дивиденды.

Регистрировать стартапы не обязательно в Беларуси. Компании и офисы можно открыть в разных странах, ведь продажа soft и технологического продукта происходит повсюду. Вместе с тем наша страна имеет большой потенциал, поскольку у нас много специалистов, инженеров высокой квалификации.

краудфантинг

- Государство объявило о поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), ряд программ предполагает доступ к льготному финансированию, в т.ч. для стартаперов. Неужели обещанная помощь совсем не доходит до адресатов?

- Этот вопрос стал темой дискуссии на Всемирной неделе предпринимательства в Беларуси, прошедшей в ноябре этого года. Мы пригласили экспертов банковской сферы и международных финансовых институтов. Была затронута методология определения микроорганизаций, малого и среднего бизнеса. Это важно с точки зрения участия в тех или иных программах поддержки бизнеса. С августа этого года стартовала подобная программа, разработанная Банком развития Республики Беларусь. Некоторые коммерческие банки получили ресурсы для финансирования МСП.

Как отметили эксперты, сегодня льготные кредиты в белорусских рублях довольно привлекательны. Годовая ставка по ним составляет ставку рефинансирования плюс 4,5 процентных пункта, или 24,5%. Однако есть ограничения - кредиты предоставляются только на развитие таких отраслей, как производство и сфера услуг. Вместе с тем большую долю в предпринимательстве по-прежнему занимает торговля. Кроме того, около 75% предпринимателей обращаются в банки не за деньгами на развитие, а на «поддержание штанов», - пополнение оборотных средств. В данном случае ресурсы становятся дороже (до 30,5% годовых).

Проблемой для многих при обращении за банковским финансированием является отсутствие залога. Единственным выходом становится приобретение основных средств и недвижимости в лизинг.

- Можно ли рассматривать гранты как альтернативу традиционному финансированию для начинающих бизнесменов?

- У нас нет стройной системы выделения грантов, нет единой базы грантодателей. По моему мнению, предпринимателям можно посоветовать участвовать в конкурсах, организуемых крупными компаниями. Значительное их количество можно отыскать на различных зарубежных площадках. Там можно найти и грантодателей, и инвесторов. Пока рынок инвестиций в нашей стране достаточно ограничен.

Людям амбициозным, каковыми являются начинающие предприниматели, нужно смотреть и на другие страны, знать, что делается в мире, и искать источники финансирования своих проектов. Ведь выбор инвестора - это как выбор жены. Вы любите свой продукт и в какой-то момент для того, чтобы его развивать, решаете привлечь инвестора. Вы продаете продукт и теперь не один им владеете, не один принимаете решения.

- Насколько доступна сегодня практически полезная (консалтинговая) информация для предпринимателей? Стала ли недавно прошедшая Всемирная неделя предпринимательства действенным инструментом просвещения среди делового истеблишмента?

- Главная задача Всемирной недели предпринимательства - облегчить предпринимателям поиск инвесторов. Мы приглашаем лучших из них в Беларусь. Обычно проводим эту Неделю для традиционного бизнеса и для startup. В этом году акцентировали внимание на возможностях финансирования бизнеса.

В нашей стране довольно просто зарегистрировать компанию, но есть свои особенности и препятствия для дальнейшего ее развития. Хотя мы отмечаем, что порой законодательные решения принимаются задним числом, появляются довольно противоречивые и запутанные законы, в целом бюрократические проблемы удалось решить. Теперь на первый план выходят проблемы роста белорусского предпринимательства. Внутренний рынок страны ограничен, покупательская способность невысокая, поэтому нам надо искать новые, используя и наше географическое положение и наличие квалифицированных специалистов. Можно создавать продукты, применяя современные технологии, и с ними завоевывать другие рынки.

Также говорили об инвестиционном климате, касались темы государственно-частного партнерства. На startup-конференцию пригласили наиболее интересных инвесторов из разных фондов - Teres Capital, Almaz Capital, Максфилд Капитал, а также бизнес-ангелов из других стран. Мы даем возможность предпринимателям познакомиться с потенциальными инвесторами из разных стран здесь, в Минске. Продолжим приглашать инвесторов, показывать культуру инвестирования, учить начинающих предпринимателей задавать вопросы и общаться. Ведь между ними и инвесторами должны выстраиваться партнерские отношения.

Сложно оценить сумму сделок, оформленных по результатам предыдущих Недель предпринимательства. Но эти сделки есть - и это главное. В развитии startup - движения важную роль играет созданный нами бизнес-клуб Imaguru. Здесь концентрируется бизнес-информация, происходят встречи с ведущими бизнес-консультантами. Многие работают здесь ежедневно и получают много полезной информации.

- Насколько рискованный startup бизнес?

- Он очень рискованный, поэтому мы относим его к венчурному финансированию. Но многие инвесторы не боятся вкладывать деньги в инновации, так как понимают, что даже успех одного из 10 проектов может компенсировать им затраты и принести хорошую прибыль.

Если встречаешь гениального человека, если ему доверяешь, видишь, что у него горят глаза и он генерирует жизнеспособные коммерческие идем, можно и рискнуть. Нужно иметь чутье к инновациям. Инвесторы обычно достаточно подкованы в нюансах бизнеса и видят перспективу. Приведу пример. Одна минская девушка-программист сейчас разрабатывает приложения для часов Apple, которые появятся в продаже в марте. Она пробует и рискует, чувствует, что с появлением часов рынок приложений изменится, и сейчас уже изобретает инновации без составления бизнес-плана и без уверенности, будет это работать или нет. Это и есть startup в действии.
{jcomments on}