fbpx

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Опыт бобруйского предприятия «Барро» подтверждает тезис о том, что компания может динамично развиваться даже в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Более того, основной рост продаж этого производителя ортопедических спальных принадлежностей и мебели пришелся на кризисные 2008-2009 гг. Так и на фоне нынешних сложностей есть шанс собрать солидный портфель заказов, уверен директор предприятия Василий БАРАНЧУК.

Барро- Василий Анатольевич, большинство белорусских бизнесменов начинали практически с «чистого листа». Вы не исключение. Подобный опыт становления всегда интересен. Каким он был у вас?

- Вначале занимались покупкой пружин для мебельного производства на белорусских предприятиях и продажей их в России. Это был своего рода подготовительный этап. Ведь прежде чем приступить к изготовлению любого товара, необходимо найти рынки сбыта, определиться с партнерами. Такая работа увеличивает вероятность, что товар найдет своего потребителя.

К тому же начать производство, не имея за спиной ни кредитной истории, ни достаточного капитала для развития в те времена было невозможно, да и сейчас вряд ли получится. Стартовый капитал сформировали, продавая в Россию пружинные блоки, существовавший дефицит на них позволял выставлять высокую цену, формируя до 70-80% рентабельности.

Полученную прибыль решили потратить на создание собственного производства. Первые шаги в этом направлении сделали через год после создания предприятия в 1997 г., купив российское оборудование производства для навивки двухконусных пружин. Чуть позже приобрели еще два станка.

На этапе становления производство было разбросано по всему городу, что доставляло немало хлопот при завозе материалов и вывозе готовой продукции. К тому же потребитель требовал улучшить качество выпускаемых изделий, увеличить объемы выпуска, чего невозможно было достичь при «распыленности» производственных служб и участков. Объединение всех служб под одной крышей на территории бывшего СУ-82 стройтреста №13 внесло в производственный процесс больше гармонии.

В 2003 г. приобрели первое здание - ремонтную мастерскую, тогда же решили изменить правовой статус предприятия: оно стало иностранным. В качестве партнера с российской стороны выступил двоюродный брат, поэтому и назвали новое предприятие «Барро», что расшифровывается как БАРанчуки РОдственники.

Как ни парадоксально, но главный прирост в продажах пришелся на кризисные 2008-2009 гг., в 2008 г. рост составил 58%, в 2009 г. - 35%. Хотя легким этот период назвать также нельзя. Для развития производства и закупки импортного оборудования были привлечены кредиты. Переход на зарубежные станки SPUHL (Швейцария), DUEFF, FIDES (Италия) и др. вывел нас на совершенно иной качественный уровень, при этом возросла и производительность труда. Когда в Смолевичах закрылось предприятие, аналогичное нашему, выкупили у них все оборудование, и теперь ИП «Барро» - самое крупное предприятие по выпуску пружинных блоков и матрацев в Беларуси.

Барро

Сейчас занимаемся изготовлением ортопедических двухсторонних матрацов, мебельных пружинных блоков («Боннель» и Pocket), пружин «Змейка», спальных принадлежностей (одеяла, наматраcники, тюфяки, подушки), ортопедических кроватных оснований (с деревянными ламелями), кроватей элитной серии, а также простых, недорогих кроватей с упругим основанием. Освоили выпуск мягкой мебели, пока эта продукция не является определяющей в общем объеме производства, можно сказать, идет первоначальное изучение спроса и потребительских предпочтений.

Считаю, необходимо и дальше расширять ассортимент изделий, поскольку сейчас в Беларуси матрацы выпускают 6-7 предприятий и на рынке уже тесно. А ведь когда мы начинали, то контролировали почти 75% продаж в нашей товарной группе. К тому же на нашу продукцию наибольший спрос в осенне-зимний период, тогда как с потеплением объемы продаж резко падают. В таких условиях сложнее обеспечить финансовую стабильность предприятия. Поэтому нужно искать новые рыночные ниши, и не только в мебельном сегменте. Когда-то освоили выпуск термопанелей, возможно, в будущем вернемся к этой тематике.

- На какой ценовой сегмент рынка вы ориентируетесь: эконом-класс, медиум или элитный уровень?

- Стараемся присутствовать сразу во всех сегментах, чтобы покупатель с любым уровнем доходов мог приобрести у нас то, что его устраивает по соотношению цена-качество. Поэтому применяем материалы с различными потребительскими свойствами.

Тем, кто предпочитает природные компоненты, предлагаем изделия с использованием кокосовой плиты (койры), которая изготавливается из волокон ореха кокосовой пальмы и пропитывается натуральным латексом. Этот материал имеет пористую структуру, за счет природных бактерицидных свойств не подвержен гниению. Латекс изготавливается из сока каучукового дерева и представляет собой вспененный экстракт. Микропористая структура заполняется воздухом, что кроме хорошей вентиляции придает матрацу удобство и мягкость с эффектом памяти.

Для более дешевых моделей используем пенополиуретан и нетканые материалы. Поэтому покупателю есть что выбрать в наших 8 фирменных магазинах, все зависит от его доходов.

Стараемся выпускать продукцию на любой вкус, предлагаем покупателю и дорогие изделия, и дешевые. Хотя, по моему мнению, когда потребитель выбирает матрац с пружинными блоками из независимых ортопедических пружин (Pocket Springs), а к ним настилочный материал из кокосовой койры, он тем самым нивелирует все достоинства системы, где каждая пружина заключена в отдельный чехол, изготовленный из нетканого материала.

Поскольку пружины непосредственно не скреплены друг с другом, каждая из них сжимается настолько, насколько на нее оказывается давление, независимо от нагрузки на соседние пружины. Это позволяет добиться анатомического эффекта: матрац идеально повторяет контуры лежащего на нем человека. Позвоночник остается идеально ровным. Кокосовая же плита обладает длинноволокнистой структурой и «убивает» все вышеперечисленные преимущества.

Ежедневно в торговую сеть отгружаем три фуры матрацов и примерно столько же пружинных блоков для сторонних производителей. Вместе с основной продукцией изготавливаем сопутствующую: наматрацники, тюфяки, одеяла, подушки и т.п. Наш стержневой бренд и вспомогательные товары позиционируем под торговой маркой «Империя сна и отдыха».

Барро

Безусловно, объемы наших продаж, как и всех предприятий, специализирующихся на мебельной тематике, напрямую зависят от ввода в строй жилья. Ведь большинство потребителей меняет мебель, въезжая в новую квартиру, и лишь некоторые (10-15%) - после капитального ремонта. Наш главный потребитель - молодые семьи. Около 70% произведенной продукции поставляем на внутренний рынок, остальное экспортируем в Россию.

- Российский рубль с каждым днем устанавливает новые рекорды падения к основным мировым валютам. Как это сказывается на финансовых результатах экспорта?

- Пока удается «лавировать». При этом для нас большая проблема не падающий рубль, а транспортные расходы, так как наша продукция - довольно габаритная. Поэтому купили специальную установку, которая позволяет более компактно упаковать пружинные блоки и матрацы.

Что касается падения российского рубля, то этот процесс имеет не только отрицательные, но и положительные моменты. Сейчас стало выгоднее приобретать стальную проволоку у российских металлургов, что и делаем. Из-за колебаний курса импортная продукция аналогичного класса дорожает, что повышает нашу конкурентоспособность на российском рынке. Практически на всю выручку от экспорта закупаем в России материалы и комплектующие для производственной программы.

Правда, теперь приходится рассчитывать каждую поставку в Россию индивидуально, чтобы не опуститься ниже экономически оправданной «ватерлинии» и в то же время не потерять рынок.

- Неблагоприятные изменения конъюнктуры, которые по вашей группе товаров осложняются замедлением жилищного строительства, делают актуальной работу с производственными издержками. Удается ли держать в узде расходы?

- Управлять издержками, помимо прочего, помогает наличие своего транспорта, который везет в Российскую Федерацию готовые изделия, а назад возвращается с материалами и комплектующими.

Кроме того, ежегодно составляем план по развитию компании, где есть разделы по экономии используемого сырья, материалов, энергоносителей, повышению производительности труда. Этот документ начинает формироваться «снизу», поступающие предложения от рабочих и ИТР выносятся на обсуждение. Что-то включается сразу, что-то переносится на более удаленную перспективу в зависимости от того, каких инвестиций требует то или иное предложение.

Барро

Чтобы удержаться на рынке, нужно расти и развиваться. В прошлом и нынешнем году вложили примерно 700 тыс. евро в модернизацию предприятия, в том числе в энергосбережение. Во всех производственных помещениях установили энергоэффективные светильники, а в «проходных» коридорах - светодиодные светильники с сенсорным управлением, которые включаются и выключаются автоматически.

Все эти меры вкупе с контролем за производительностью труда помогают поддерживать достойный уровень заработной платы, которая близка к средней по республике - около 6 млн. руб. Наша производственная программа, в действующих ценах, сохранилась примерно на прежнем уровне - 101-103% к прошлому году. В нынешних экономических условиях - это хороший результат. В будущем году планируем выпустить продукции на 13-15 млн. долл.

Рассчитываем расширить экспорт. Недавно наш внешнеэкономический отдел отправил образцы матрацов «Барро» в Германию, в фирму, которая занимается оснащением гостиниц по всему миру. Если удастся попасть в эту «обойму», то получим долгосрочный контракт не только для себя, но для наших конкурентов на белорусском рынке. По ценам вроде бы проходим, осталось узнать, пройдем ли по качеству. В любом случае продолжим изучение европейского рынка, постараемся найти там надежных партнеров. Мы производим продукцию на том же оборудовании и с тем же качеством, что и в Европе, но по цене выигрываем почти двукратно.

- В конференц-зале, где мы ведем беседу, много икон, как и на каждом производственном участке предприятия...

- Как искренне верующий человек, я уже трижды побывал в Иерусалиме, своими глазами наблюдал чудо схождения Благодатного огня в храме Воскресения Христова. Иконы, которые находятся в конференц-зале - для нового храма в деревне Следюки, откуда я родом. Одна из икон – Барколабовская икона Божией Матери - выполнена в натуральную величину, точно такая же находится в Барколабовском монастыре.
Оказываем посильную помощь духовно-просветительскому центру Свято-Николо-Софийского храма, в котором я на общественных началах являюсь директором. За создание этого центра отмечен высшей наградой Белорусской Православной Церкви - орденом Кирилла Туровского.
У нас уже стало доброй традицией в конце каждого года приглашать епископа Бобруйского и Быховского Серафима, который служит на предприятии молебен за уходящий и на следующий трудовой год. Так с Божьей помощью растем и развиваемся.

ИП «Барро»
213800, г. Бобруйск, 5-й км Минского шоссе, к.2
Тел./факс:+375(225) 44-92-72;
44-71-92, 44-20-58, 43-69-82
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}