Анастасия ПОГОРСКАЯ

Большинство крупных компаний-потребителей транспортных услуг, как правило, не утруждают себя отношениями непосредственно с перевозчиками, а делегируют эту функцию профессиональным экспедиторам. Подобная модель взаимодействия, зародившись на Западе, быстро распространилась и на просторах СНГ. О том, как идут дела в сфере транспортного посредничества, мы поинтересовались у директора СЗАО «СД факториал Логистик» Олега СОЛОВЬЯ.

СД- В настоящее время в этой сфере предложения превалируют над спросом, а условия диктует клиент, - рассказал собеседник. - У нас есть несколько крупных заказчиков, которые работают одновременно с тремя-четырьмя компаниями такого рода, как наша. Таким образом, мы вовлечены во внешнюю торговлю транспортными услугами.

Заказчиков как с Запада, так и с Востока интересуют прежде всего цена сроки и качество услуг. Если еще несколько лет назад места этих составляющих могли меняться, то теперь главенствует ценовой фактор. В Беларуси рынок не настолько большой, чтобы можно было развивать экспедиторский бизнес вширь. В нашей ситуации только за счет снижения затрат можно занять устойчивую позицию в конкурентной борьбе.

Транспортно-экспедиторская деятельность не лицензируема, но несмотря на это из-за различных сложностей новые игроки в этом бизнесе появляются не так часто, в отличие, например, от России, где порой цепочка «перекупов» от клиента до перевозчика может состоять из 5-7 компаний и, что более неприятно, она может разорваться в самый ответственный момент - когда наступают обязательства по оплате выполненной работы перевозчику. В большинстве своем белорусские экспедиторские организации давно закрепились на рынке и более-менее «стоят на ногах».

Компания зародилась около 10 лет назад в Литве, где  и находится наш центральный офис по сей день. Дочернее предприятие в Беларуси было образовано в 2008 г. вслед за созданием такой же структуры в России. Литовцы поделились контрактами для исполнения, что и послужило базисом «СД факториал Логистик» на белорусском плацдарме. Суть стратегической цели на тот момент заключалась в налаживании прямой связи с белорусскими перевозчиками и получении кредита доверия с их стороны.

- Сегодня мы работаем с транспортными компаниями многих стран, - продолжает О.Соловей. - Мы стараемся не включаться в цепочку с другими экспедиторскими компаниями, но если знаем, что это крупный экспедитор, работающий напрямую с заказчиком, то почему бы и нет. С белорусскими компаниями работать комфортнее, удобнее, а в некоторых случаях и экономически выгоднее. Однако есть ряд причин, по которым отечественным перевозчикам трудно конкурировать с польскими, литовскими и российскими. Это и недостаток разрешений на перевозку «из третьих стран», и высокие лизинговые и кредитные ставки при покупке техники

Оценив белорусский рынок транспортных услуг как малоперспективный, мы сделали ставку на международный.

В своей нише
Начинал «СД факториал Логистик» с мультимодальных перевозок, которые осуществляют многие. Затем стали также заниматься доставкой техники. Это уникальная услуга, требующая качественного исполнения. Как-то клиент из Баку огорчился, что названная белорусским экспедитором цена оказалась на 30% выше, чем у прежнего исполнителя.

Но когда получили первую партию машин, заказчик был приятно удивлен, что и резина на автомобилях новая, и аккумуляторы живые, и эксплуатационные жидкости на месте, т.е. техника была доставлена в том виде, в котором ее получили у отправителя (раньше все это получателю приходилось покупать заново). В итоге услуга обошлась дешевле.

- На мой взгляд, ситуация в этом году повторяет кризис 2008 - 2009 гг. - высказывает мнение руководитель. - Это, безусловно, связано в том числе и с санкциями в отношении РФ, и с российским эмбарго на европейские продукты. Подтверждается тезис, что любое негативное событие в экономике больно ударяет по транспорту.

Сокращается спрос на перевозки, и транспортники задумываются: менять ли в этом году подвижной состав? Меньше заказов получают предприятия-изготовители техники, отсюда и у нас меньше перевозок. Но иногда кризис играет нам на руку. Интересная ситуация была в конце 2000-х. Сначала мы доставили самосвалы Sсania из Польши в Россию, а затем эту же партию вывозили в Швецию и Францию. Таким образом, на перемещении одного груза заработали 2 раза.

На сегодняшний день большинство европейских производителей создали или создают автозаводы на территории России. В результате продается техника, собранная в РФ, а спрос на перевозки автомобилей европейской сборки снижается. В ряде случаев сам производитель требует от дилеров продавать в первую очередь то, что выпускается (либо собирается) на соответствующей территории. То есть потребителям техники в СНГ предлагаются тягачи и полуприцепы, а также некоторая строительная техника, изготовленная в РФ.

СД

Мы выбираем, нас выбирают
Транспортно-экспедиционному бизнесу приходится работать в условиях невысокой рентабельности - в среднем 3-5%. К тому же зачастую экспедитор рассчитывается с транспортной компанией по предоплате. Также важна просто своевременная оплата или оплата по факту, как любят белорусские перевозчики. При такой схеме экспедитору приходится быть избирательным со своими заказчиками, оценивать их надежность и платежеспособность.

- Так сложилось, что работаем с частными компаниями, которые соответствуют нашим критериям выбора заказчика. Главное для нас - платежеспособность, - поясняет О.Соловей. - Если продажи клиента идут успешно, с ним можно работать. Если его товар лежит на складе, и он ждет, пока все реализуется, соответственно расплатиться в срок ему будет сложно. Это самая большая опасность в нашем бизнесе.

Ведь если заказчик не платит, то нам необходимо использовать собственные или привлеченные средства, чтобы исполнить свои обязательства перед перевозчиком в срок и в полном объеме, иначе никто работать с тобой не будет. Это «головная боль» любого экспедитора.

Приходится также оценивать перевозчика, в частности, его подвижной состав. Да, взаимодействовать стараются с постоянными партнерами, но бывает, что в данный момент никто из «постоянных» не может выполнить перевозку - приходится искать новые транспортные компании. Например, сложности периодически возникают при использовании низкорамных платформ (в Беларуси они не очень популярны, тогда как в России и Литве их много).

- Участвуя в тендерах, мы тщательно изучаем задание и предоставляем клиенту своего рода продукт - ставки и технические условия на перевозку. И я бы посоветовал руководителям более взвешенно подходить к разного рода предложениям на перевозку и не сосредотачиваться только на факторе низкой цены, - продолжает директор. - Особые риски связаны с долгосрочными контрактами. За год ситуация может кардинально поменяться.

Ярким примером служит текущая ситуация с российским рублем. Заказчики, особенно из западных стран, требуют жестко выдерживать сроки и цены, и в случае невыполнения обязательств применяют штрафные санкции. Для нас же самое негативное и неприятное то, что некоторые партнеры начинают увеличивать сроки расчетов до 60-90 дней, закладывая сюда период реализации продукции. Этим грешат даже крупные заказчики.

Будучи клиентоориентированным, «СД факториал Логистик» старается заинтересовать заказчиков не только ценой, но и дополнительными бонусами, а также в целом качественной работой (в компании внедрена система менеджмента СТБ ИСО 9001). Кроме того, каждая перевозка анализируется на предмет резерва для сокращения затрат.

«Решение клиента поехать с нами в следующий раз - это основной показатель качества наших услуг», - считает О.Соловей.
Заметим, в рейтинге ведущих экспедиторов Республики Беларусь за 2013 г. по версии Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» «СД факториал Логистик» занял 45-е место. Это хорошая позиция. Фактором, подтверждающим компетентность, конкурентоспособность, а также значимость на рынке, является участие фирмы в тендерах ЕС и России. Неудивительно, что ей доверяют зачастую наиболее технически сложные заказы доставки.

СЗАО «СД факториал Логистик»
220068, Минск, ул. Карастояновой, 32 - 408
Тел.:(+375 17 290-1313
Факс: +375 17 290-1333
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.faktoriall.by
{jcomments on}