В Беларуси существует около полусотни государственных программ экономического развития, финансируемых из бюджета. Использование этого источника предусмотрено в отношении приоритетных отраслей и экономических процессов Программой деятельности правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Кроме того, на этот период рассчитано множество научных программ различного уровня.
По информации Министерства финансов, в 2011 г. совокупное финансирование 73 государственных программ составило 10,3 трлн. руб., или 19,9% общих расходов республиканского бюджета. Если учесть, что по итогам предыдущего года на госпрограммы было направлено 9,59 трлн.руб., то по сравнению с 2010 г. рост государственных вложений в номинальном выражении составил 7%.
Финансирование в 2011 г. распределилось следующим образом:
• Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. - 3,8 трлн. руб.;
• Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. -1,2 трлн. руб.;
• Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. -1,2 трлн. руб.;
• Республиканская программа оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 гг. - 601,6 млрд. руб.;
• Государственная программа «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2011-2015 гг.» - 219,5 млрд. руб.;
• Программа освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. -109,9 млрд. руб.;
• Государственная программа развития рыбохозяйственной деятельности на 2011-2015 гг. -28,9 млрд. руб.;
• Государственная программа по реконструкции и ремонту мелиоративных систем, поддержанию их гидрологического режима на землях Национального парка «Беловежская пуща» и его охранной зоны на 2011-2012 гг. -11,5 млрд. руб.;
• Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014 гг., Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011-2014 гг., Государственная программа «Кардиология» на 2011-2015 гг. - соответственно 28,6; 149,1; 33,8 млрд. руб. В связи с инфляционными процессами и в целях сохранения качества предоставления бюджетных услуг в течение года потребовалось увеличить расходы на отдельные социальные программы. Возросли объемы финансирования чернобыльской программы, Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 гг., Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг., Государственной программы развития среднего специального образования на 2011-2015 гг., Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 гг.
Как отмечают в Минфине, рост ставки рефинансирования Национального банка повлек увеличение расходов и на программы поддержки промышленности, строительной отрасли, развития агропромышленного комплекса в части компенсации процентных ставок по кредитам банков.
Увеличение перечисленных бюджетных расходов и необходимость снижения бюджетного дефицита потребовали сокращения и перераспределения не являющихся первоочередными расходов республиканского бюджета, в том числе и по государственным программам. В соответствии с положениями Программы деятельности правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг. в первом полугодии 2011 г. была проведена ревизия государственных программ на предмет сокращения их финансирования. В итоге расхо- Ш ды по 43 государственным, главным ' образом, народно-хозяйственным программам, были уменьшены на общую сумму около 0,5 трлн. руб.
Сокращение коснулось Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 гг., Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 201Г2015гг., Программы развития селекции и се меноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008-2013 гг., Государственной программы «Торф» на 2008-2010 гг. и некоторых других.
Естественно, что приведенные здесь номинальные объемы финансирования не дают представления о том, насколько существенные коррективы в государственные программы внесла нараставшая в прошлом году инфляция. К сожалению, редакция не располагает цифрами финансового обеспечения госпрограмм в сопоставимых ценах.
{jcomments on}