МЕБЕЛЬ С ЗАПАХОМ СОСНЫ РОЖДАЕТСЯ В МОЛОДЕЧНО
Владимир КОМАРОВСКИЙ
Древесина сосны, никогда не представлявшая для мебельщиков особой ценности, уже два десятилетия с успехом используется в качестве сырья для изготовления предметов домашнего обихода на белорусско-германском совместном предприятии «Минский мебельный центр», обосновавшемся в Молодечно. Выпускать изделия из относительно дешевой сосны здесь начали одними из первых в СССР, и до сих пор конкурентов на постсоветском пространстве у этого производства нет. Причем в странах Евросоюза молодечненская мебель идет на «ура», поскольку будучи изготовленной из натуральной древесины, считается экологически безопасной. В целом же на экспорт уходит 98,5% продукции.
В чем секрет такого успеха? На этот и другие вопросы отвечает главный экономист предприятия Елена ГЕРАСИМОВА.
- Елена Григорьевна, неужели вам удалось «изобрести» способ превращения невзрачной сосны в изящную мебель?
- Насчет изобретения это, конечно, преувеличение, хотя во многом мы были первопроходцами. Замечу, что технология, предложенная поначалу германской компанией GreСon, оказалась недоработанной, и нашим специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы древесина «заиграла». Конечно, важную роль играет оборудование, которое, кстати, мы постоянно обновляем, направляя на эти цели до 1 млн. долл. ежегодно. Техника позволяет сращивать пиломатериалы и получать прочные мебельные щиты, из которых и изготавливаются детали шкафов, комодов, кроватей, столов и многих других видов изделий, выпускаемых на предприятии. Безусловно, они тщательно шлифуются и подвергаются отделке с применением самых современных материалов. В то же время хочу отметить, что древесина сосны мягче, чем у широко применяемых при производстве мебели других материалов. Это влияет на выбор отечественных покупателей, ведь мы привыкли приобретать мебель, как говорится, на всю жизнь. А вот европейцев, которые следуя веяниям моды, периодически меняют обстановку, это обстоятельство не настораживает. Привлекает их и цена, более низкая по сравнению изделиями, выполненными из ценных пород древесины.
- Какими каналами сбыта вы пользуетесь при поставках продукции в европейские страны?
- Мы имеем дело с небольшим числом оптовых компаний, которые, однако, во многом определяют «погоду» на мебельном рынке континента. На трех крупных покупателей - IHTM, Hasse GmbH и IKEA приходится почти 90% наших поставок. Через них продукция попадает в каталоги фирм, работающих непосредственно на потребителей. Например, во Франции наши изделия представлены компанией Conforama. В числе других видов мебели мы реализуем через нее спальню, которая вот уже четыре года входит в десятку самых продаваемых в этой стране.
Имея крупных покупателей, мы не намерены, что называется, «складывать все яйца в одну корзину». Руководство IKEA предлагало нам работать преимущественно на этот концерн, намереваясь брать 60% выпускаемой продукции. Конечно, это было бы удобно, но очень опасно в случае изменения конъюнктуры или каких-либо экономических потрясений. Так что мы предпочли вежливо отказаться и, наоборот, диверсифицируем свой сбыт. В последнее время активно осваиваем российский рынок, где повышается интерес к мебели из сосны.
Безусловно, работа с законодателями мод в мебельной сфере связана с определенными трудностями. Следя за изменениями конъюнктуры, наши партнеры постоянно «подстегивают» нас, требуя все новых и новых изделий. В 2009 г. мы запустили в производство 132 наименования мебели. Обычно в месяц обновляется до 30% ассортимента и одновременно выпускается 80-90 моделей. При этом следует учитывать, что предприятие практически не имеет складских площадей, а отгружает ежемесячно 50 и более фур продукции. Естественно, это требует высокого уровня внутренней логистики: ни на одном из участков нельзя допускать срывов графика, а все комплектующие должны поставляться своевременно.
- Нет ли на внешнем рынке ценовой дискриминации?
- В последнее время приходится конкурировать с бразильскими и китайскими производителями, которые привлекают покупателей низкими ценами. Но качество нашей мебели выше, и даже во время кризиса спрос на нее не упал. Сегодня же она востребована настолько, что у нас не хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить потребности рынка. Удается нам и вовремя реагировать на изменения моды. Несколько лет назад мы выпускали изделия с отделкой натуральным лаком. Однако появилось новое веяние - тонированная мебель. Руководство предприятия сумело вовремя это почувствовать и перестроиться. Заранее было закуплено несколько отделочных линий, на которых мы начали тонировать мебель.
- Логика развития бизнеса требует постоянного расширения. Как у вас обстоит с этим дело?
- Проектные мощности с начала работы предприятия увеличены более чем в 5 раз. Поскольку номенклатура изделий очень широка, в последнее время приобретено несколько обрабатывающих центров, которые быстро перестраиваются на изготовление той или иной детали, достаточно задать программу. В дополнение к имеющемуся в поселке Крупки лесопильному производству создали еще одно в Вилейском районе. Увеличили количество сушильных камер, ведь для производства нужна доска влажностью 8%. А это в свою очередь требует модернизации энергетического хозяйства. Число котлов довели до 4, и все они работают на отходах производства - опилках. Но при этом часть их все равно остается. Поэтому в текущем году запустили производство топливных гранул - пеллет. В сентябре отгрузили 6 машин этой продукции в Италию, а в октябре удвоим поставки. Все инвестиции делаются за счет собственных средств, кредиты мы брали только в первые годы существования предприятия.
- Насколько остро стоят перед вашим предприятием проблемы обеспечения сырьем?
- Сейчас все нормализовалось, но еще недавно, когда торговля лесоматериалами осуществлялась только на Белорусской универсальной товарной бирже, производство сильно лихорадило. Резко повысившиеся цены заметно урезали рентабельность, ведь мы не могли поднять цену на свои изделия по уже заключенным договорам. Решение сосредоточить продажу древесины только на одной «площадке» сейчас признано ошибочным, и очень хотелось, чтобы такие просчеты не повторялись. Объемы переработки древесины на нашем производстве достаточно велики: 70 тыс. кубометров в год. Думаю, республике выгодно иметь такое производство как «Минский мебельный центр». Ведь мы продаем за рубеж не сырье, а продукцию, характеризующуюся самой высокой степенью переработки древесины. В 2009 г. поставили изделий на 16,5 млн. евро, пополнив валютную «копилку» страны. В текущем году планируем выйти на показатель не менее 18 млн. евро. И это не предел.
Предприятие обеспечивает работой 1,1 тыс. человек, из которых 150 человек работает на лесопильных производствах. Кстати, когда ввели плату за проезд по автомагистрали Брест-Москва, а это 20 евро на каждую машину, привозящую пиломатериалы с нашего филиала, были предложения о закрытии лесопилки - слишком большими оказывались транспортные расходы. Не помогли обращения в министерства экономики и транспорта с просьбой отменить плату в порядке исключения. Однако хорошенько взвесив все «за» и «против», все же решили оставить филиал в Крупках. Ведь у предприятия кроме чисто производственной есть и социальная миссия.
Все годы работы для предприятия были временем стабильного наращивания объемов производства, развития и укрепления деловых связей. Надеемся и верим, что предприятие находится в самом начале своего пути, а впереди еще много нового и интересного.
СП «ММЦ» ООО
Минская обл. г. Молодечно, Великий Гастинец, 31а
Тел.: 8-0176-76-81-32
Факс: 8-0176-75-34-21
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.