Новый номер журнала 04/2019

obl5

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Рекомендуем!

opros klochkoРубрика Блиц-Опрос: 
мнение представителей деловых кругов о главном событии в экономической жизни страны за прошедший месяц!

В Беларуси заработал гарантийный фонд по поддержке предпринимательства.

Внимание! Консультация юриста онлайн!

Благодаря сотрудничеству с известными юридическими компаниями и адвокатскими бюро, редакция журнала «Директор» может помочь руководителям получить ответы на важные для их предприятий вопросы, не выходя из офиса.

Подробнее...

Виктор КаменковВиктор КАМЕНКОВ,

Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Республики Беларусь,

Председатель ОО «Белорусский союз юристов»

 

Издержки некомплексного подхода

В современных экономических условиях комплексный экономико-правовой анализ актуален для руководителя любого уровня как никогда. Эта мысль возникла у меня при подготовке и во время участия в очередном заседании горисполкома[1].

Рассматривался существенный для экономики города и его жителей (а с учетом доли экономики города в общегосударственном ВВП - для всей страны) вопрос об итогах социально-экономического развития столицы за январь - июнь 2011 г.

Значимость данной темы можно проследить и по официальной статистике. Так, за 6 месяцев текущего года темпы роста валового регионального продукта города стали самыми высокими среди других регионов (+17,6%), и его объем составил более 26% ВВП республики. Прирост экономики города поддерживается положительной динамикой в промышленности (+14,7%), розничном товарообороте (+14,6%), экспорте (в 1,8 раза), инвестициях в основной капитал (+24,7%), доходах в местный бюджет (+34,1%).

Но на этом позитивном фоне нельзя не заметить и проблемы: сальдо внешней торговли товарами и услугами по организациям коммунальной и без ведомственной подчиненности остается отрицательным, сохраняются достаточно высокие темпы роста импорта товаров и услуг (134,9 и 188,3% соответственно); не выполнен показатель по вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования; в сфере услуг рост добавленной стоимости ниже установленных параметров. В организациях ряда районов города сохраняется превышение (и даже допущен значительный рост) общегородского уровня складских запасов готовой продукции; снизился удельный вес инновационной продукции; не обеспечено выполнение годового показателя по темпу роста экспорта товаров; допущено снижение объемов производства и т.д.

Естественно, в такой обстановке руководителям любого уровня - предприятия, администрации района, горисполкома и др. - необходимо анализировать складывающуюся ситуацию для выработки конкретных мероприятий, устраняющих существующие проблемы. И такой анализ проводится. Только, увы, не всегда применяются комплексные методы, не используются статистические и иные данные контролирующих и правоприменительных органов.

Вот и в проекте решения горисполкома остались без внимания весьма существенные вопросы, оказывающие реальное влияние на экономику города: позитивное - при правильной организации их решения, негативное - при отсутствии такой организации.

 

Убыточные учитывают, о неплатежеспособных - забывают

В справке к заседанию горисполкома фигурируют только убыточные организации (сработавшие с чистым убытком). Их количество за полгода увеличилось на 36, а общее число составило 256 организаций. Особенно неблагополучно в этом смысле выглядит промышленность города, где число убыточных предприятий достигло 18,5%, немногим лучше дела обстоят в торговле - 18,3, строительстве - 17,5%, на транспорте - 15,7, в сфере услуг - 15%. Число убыточных организаций выросло во всех районах города за исключением одного. Достаточно много их даже в свободной экономической зоне.

Но среди убыточных организаций необходимо выделять неплатежеспособные как наиболее уязвимые в финансовом смысле - для того, чтобы принимать оперативные и эффективные меры по их внесудебному и судебному оздоровлению или такие же формы ликвидации. По сравнению с иными регионами в городе ситуация не самая плачевная: неплатежеспособные организации составляют 8% общего количества (в Минской области таковых 28%, в Витебской - 20%). Меньше всего здесь и организаций, неплатежеспособность которых приобрела устойчивый характер, - 6% (в Минской области - 24%, в Витебской - 22, в концерне «Беллесбумпром» - 43, в концерне «Белгоспищепром» - 41%).

Впрочем, это вовсе не повод для успокоения - достаточно взглянуть на судебную статистику. Так, в 2010 г. в хозяйственный суд города поступило более 900 заявлений о банкротстве юридических лиц и около 200 заявлений о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Всего в минувшем году окончено более 740 дел о банкротстве с ликвидацией. За шесть месяцев текущего года в тот же суд поступило около 500 заявлений о банкротстве юридических лиц и около 90 - о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Эти данные должны сигнализировать руководству горисполкома, его структурным подразделениям, администрациям района о необходимости наметить вместе с руководителями и собственниками организаций конкретные планы работы по сокращению в первую очередь неплатежеспособных, во вторую - и убыточных организаций. Тем более что и Правительством страны предусмотрена обязанность горисполкома представить информацию о неплатежеспособных организациях и предложения по их «судьбе» (продаже, внесудебной ликвидации, банкротстве).

 

Не бороться с долгами постфактум, а отслеживать исполнение договоров

Не менее важный аспект - работа с дебиторской и кредиторской задолженностью городских организаций.

В материалах к заседанию горисполкома говорилось, прежде всего, о внешней дебиторской задолженности. Она только по коммунальным предприятиям составила более 26% к экспортной выручке (допустимый размер соотношения - 18,3%). Но имеется острая необходимость активно работать с обоими видами задолженности - дебиторской и кредиторской. При этом нужно четко представлять их структуру (внутренняя, внешняя, просроченная, по странам) и настораживающие тенденции: объем и динамику задолженности.

В целом по республике на 1 июня общая сумма дебиторской задолженности составила почти 67 трлн. руб. и увеличилась по сравнению с началом года на 35,3%. Кредиторская задолженность составила за тот же период более 79 трлн. руб., увеличившись по сравнению с началом года на 37,1%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 60,1%. Просроченная «дебиторка» выросла на 21,3%, достигнув почти 10 трлн. руб.

Для города также характерен рост обоих видов задолженности, в том числе просроченной. При этом особого внимания заслуживает внутренняя кредиторская и дебиторская задолженность, поскольку ее размер и тенденции развития имеют для финансового «здоровья» организации, региона не меньшее значение, чем внешняя задолженность, а «инструментарий» борьбы с ней шире.

Когда организации одной ведомственной или территориальной подчиненности (одного министерства, концерна, района, города, области) выясняют свои отношения по хозяйственным обязательствам только через суд - с позиции формы это нормально. А по существу - финансовое издевательство. Потому что рубль долга по любому договору, а тем более по просроченному обязательству, превращается в полтора, два, три и более рублей. Такая «накрутка» происходит за счет того, что при судебных процедурах нужно оплатить услуги адвоката (иного представителя в суде), государственную пошлину в республиканский бюджет, расходы на возможные экспертизы, принудительное исполнение судебного решения и т.д.

Поэтому государство по инициативе судебной власти пошло навстречу субъектам хозяйствования и закрепило в законодательстве упрощенные и ускоренные судебные и внесудебные процедуры (внесудебная медиация, примирительная процедура, приказное производство, третейское разбирательство). Но пока далеко не все руководители, очевидно, осознали их преимущества. Хотя результаты уже есть, и вполне ощутимые. За первое полугодие текущего года количество заявлений, поступивших в хозяйственные суды Беларуси, сократилось почти на 12 тыс. В городе это количество снизилось на 44%. То есть введение ускоренных и упрощенных процедур рассмотрения хозяйственных споров, в том числе претензионного порядка, свой эффект возымело.

Более того, по сообщению хозяйственного суда города, в первом полугодии 2011 г. дела по вопросам взыскания с коммунальных предприятий задолженности по налоговым и неналоговым платежам, в том числе в Фонд соцзащиты, а также задолженности по водоснабжению ни в порядке искового, ни в порядке приказного производства им не рассматривались. Это свидетельствует о выполнении многими организациями города решения горисполкома от 11.03.2010 г. №495 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизма расчетов и внесудебному урегулированию хозяйственных споров». Равно как и о неплохой работе комиссии по неплатежам, созданной в горисполкоме.

Отсюда предложение: почему бы не преобразовать комиссию по неплатежам в комиссию по мониторингу исполнения договорных обязательств? Работая в «новом формате», она сможет периодически делать сверку исполнения обязательств субъектами коммунальной собственности на более ранних стадиях реализации хозяйственного договора, утверждать графики погашения задолженности с целью недопущения просрочки исполнения обязательств и соответственно способствовать экономии финансовых средств. Такая деятельность комиссии исключит необходимость обращаться в суд во всех случаях взыскания долга. Подчеркну - предлагаемый порядок не лишает права на обращение в суд. Но если правильно организовать работу подобных комиссий, то только в городе можно сэкономить сотни миллиардов рублей, а в масштабах страны - триллионы. Важно и другое: работа такой комиссии приучит руководителей субъектов хозяйствования контролировать выполнение договорных обязательств.

 

Видеть перспективуВиктор Каменков

Кратко о других вопросах.

Подводя экономические итоги и намечая задачи на будущее, было бы правильным обратить внимание администраций районов на необходимость контроля за увеличением количества малых и средних организаций. Только через хозяйственный суд в истекшем году ликвидировано около тысячи малых организаций. Во внесудебном порядке их тоже ликвидируется немало.

А вновь зарегистрированных организаций - чуть более 3 тыс. Бесконтрольность здесь может привести к резкому сокращению числа малых и средних организаций, что нежелательно.

Доля таких организаций в наполнении ВВП во многих государствах достигает до 50-70%. Сочетание крупно товарного производства с малым и средним бизнесом только улучшит ситуацию в экономике. В материалах же, представленных к заседанию горисполкома, не усматривается повышенного внимания этому вопросу. В том числе и к государственно-частному партнерству, которое в Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» названо одним из приоритетных направлений в либерализации экономических отношений.

И в основном докладе, и в выступлениях на заседании горисполкома указывалось на необходимость активизации усилий соответствующих руководителей по увеличению объема оказываемых услуг и их экспорта. Однако ничего не планируется в отношении организации новых видов услуг, в частности, спортивных. Между тем во многих государствах - это весьма заметная статья дохода. Кроме того, вкладывая значительные средства в воспитание успешных на международном уровне спортсменов, тренеров и иных спортивных специалистов, такие страны впоследствии с выгодой для себя организуют трансферты этих специалистов, предлагают их услуги в иной форме. Надо ли добавлять, что организация международных спортивных соревнований стимулирует развитие сферы услуг, является важной статьей получения валютной выручки.

Наконец, в последнее время немало говорится о необходимости увеличения объема прямых инвестиций, в том числе иностранных, в национальную экономику. Заседание горисполкома не стало исключением. Здесь могу только указать на то, что нужно находить новые формы работы с инвесторами. В свою очередь в системе хозяйственных судов планируется образование специализированных составов судей для рассмотрения споров и иных дел с участием инвесторов. Цель одна - обеспечить оперативную и эффективную защиту прав и законных интересов инвесторов.

Это только небольшое дополнение к тому, что звучало на заседании горисполкома. Но оно, надеюсь, позволяет убедиться в том, что комплексный анализ, учитывающий как экономическую, так и правовую слагаемые ситуации, дает более полное представление о состоянии дел в экономике и является хорошим подспорьем для руководителя, который живет не одним лишь днем, а желает увидеть перспективу.


[1] В данном случае это был Минский горисполком, но схожие ситуации характерны для разных регионов и исполкомов (городских и сельских). – Прим. авт.

{jcomments on}