Новый номер журнала 04/2019

obl5

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Рекомендуем!

opros klochkoРубрика Блиц-Опрос: 
мнение представителей деловых кругов о главном событии в экономической жизни страны за прошедший месяц!

В Беларуси заработал гарантийный фонд по поддержке предпринимательства.

Внимание! Консультация юриста онлайн!

Благодаря сотрудничеству с известными юридическими компаниями и адвокатскими бюро, редакция журнала «Директор» может помочь руководителям получить ответы на важные для их предприятий вопросы, не выходя из офиса.

Подробнее...

ООО БелГрузАвтоТрансВведение нулевой ставки НДС на услуги, оказываемые нерезидентам Республики Беларусь станциями техобслуживания, может привлечь иностранных клиентов и увеличить объем валютной выручки. Так считает директор по внешнеэкономической деятельности ООО «БелГрузАвтоТранс» Андрей ЗЫРЯНОВ.

Транспортное сообщество задалось вопросом, как более эффективно использовать транзитный потенциал Беларуси. Когда мы обратились к статистике, то выяснилось, что в последние годы бюджет практически ничего не получает в подтверждение транзитной принадлежности Беларуси от техобслуживания и ремонта грузовых автомобилей нерезидентов, - говорит Андрей Зырянов.

Дело в том, что на территории Польши и Литвы несколько лет действует нулевая ставка НДС при оказании нерезидентам услуг по техобслуживанию и ремонту грузового автотранспорта. В результате даже белорусские перевозчики предпочитают проводить ТО у соседей. Более того, белорусские и российские страховые компании вывозят к ним грузовые автомобили, требующие после аварии ремонта.

Надо сказать, что в Беларуси нулевая ставка НДС для услуг СТО тоже использовалась. В 2010 г. в Налоговом кодексе появилась норма, согласно которой подобные услуги, оказываемые резидентам Российской Федерации, не облагались НДС. Однако в развитие этой нормы была принята довольно странная инструкция. Согласно ее требованиям СТО должна была иметь, в частности, документы, подтверждающие ввоз транспортного средства на территорию Беларуси для ремонта, а также вывоз отремонтированного транспорта с белорусской территории в РФ. Но между Беларусью и Россией нет таможенной границы, соответственно транспортные средства при пересечении белорусско-российского рубежа не регистрируются. Поэтому применить льготу было невозможно. В нынешнем году норма о нулевой ставке НДС при оказании упомянутых услуг вообще исчезла из Налогового кодекса. Результат - отечественные предприятия и бюджет несут значительные потери.

- В соответствии со статистикой, белорусским транзитом сегодня пользуется порядка 50 тыс. иностранных грузовиков, зарегистрированных в основном в Польше, Литве и РФ, - рассказывает А. Зырянов. - На техническое обслуживание и ремонт одной машины в месяц уходит до 350 евро. По территории Беларуси проходит примерно пятая часть маршрута европейских перевозчиков. Далее математика проста: 50 тыс. грузовиков х на 350 евро и х 12 мес. Получается 210 млн. евро.  Наивно сбыло бы считать, что все иностранные перевозчики начнут немедленно выполнять ТО и ремонт своих машин в Беларуси, если здесь на эти услуги будет введена нулевая ставка НДС. Но если взять пятую часть от этой суммы, а именно столько составляет средний транзит по Беларуси, от общего пробега среднего грузовика, то остающаяся сумма порядка 42 млн. евро в год.

Причем у белорусских СТО, убежден наш собеседник, есть очень хорошие шансы в случае введения нулевой ставки НДС реально заработать эти деньги. У нас дешевле, чем на Западе, энергоресурсы и рабочая сила. Поэтому средняя стоимость, к примеру, M-обслуживания без учета НДС Scania  равна 325 евро, а в Польше - 340 евро. По другим видам обслуживания ценовая разница также складывается в пользу белорусских СТО. ООО БелГрузАвтоТранс

- Да, в отношении культуры обслуживания мы немного отстаем от поляков и литовцев, - отмечает А. Зырянов. - Но когда появится экономическая возможность на равных с ними конкурировать, белорусские СТО, уверен, очень быстро доберут необходимое качества, все условия для этого у них есть.

Вопрос введения нулевой ставки НДС для услуг СТО, оказываемых нерезидентам, в настоящее время обсуждается в заинтересованных государственных органах. Но чиновники заняли по нему довольно странную позицию. Они хотят иметь стопроцентную гарантию, что бюджет от предоставления такой льготы ничего не потеряет. А потому начинают выяснять, сколько стоят запчасти и услуги в Польше, сравнивать с белорусскими данными… Решение вопроса затягивается. Между тем обеспокоенность судьбой бюджета выглядит в данном случае несколько надуманной: как можно потерять те доходы, которых мы сегодня все равно не имеем? Самым разумным было бы установить нулевую ставку НДС, предложить простой и реальный механизм ее применения, а через год посмотреть, какой эффект - для бюджета и системы СТО - даст новшество.

- Я, конечно, не могу утверждать, что введение нулевой ставки НДС немедленно изменит ситуацию с экспортом услуг СТО, - говорит А. Зырянов. - Важно, однако, что это направление начнет развиваться, и государство, наконец, сформирует в сфере техобслуживания грузового автотранспорта полноценную конкурентную среду.