Антимонопольное регулирование. торговля

Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, ему вменяется в обязанность обеспечение противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (Минска). Также на него возложены функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулирования цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

Областные и Минский горисполком, Управление делами Президента обязаны принять меры по выделению Министерству антимонопольного регулирования и торговли и главным управлениям Министерства антимонопольного регулирования и торговли областей и г. Минска зданий (помещений), транспортных средств и иных материальных средств для обеспечения их деятельности.

Установлено, что за подачу исковых заявлений о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ценообразования Министерство антимонопольного регулирования и торговли и его территориальные органы освобождены от государственной пошлины.

Указ от 03.06.2016 г. №188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли». Вступает в силу с 08.09.2016 г.

 

Производство продукции. Отечественные товары

Документом определено, что критерием отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, произведенной в Республике Беларусь, является наличие на территории республики ее производства. Производство должно осуществляться с учетом требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Республике Беларусь, согласно приложению к данному постановлению.

Также учитываются наличие инвестиционного договора и исполнение норм Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 г.

Постановлением предусмотрено, что при несоответствии параметров промышленной продукции ее функциональному назначению или перечню выполняемых функций, области применения, качественным характеристикам (длительность гарантийного срока, сроков годности или службы, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические и органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на ее функциональное назначение, область применения или качественные характеристики) она может быть отнесена к промышленной продукции, произведенной в Республике Беларусь, по согласованию с Минпромом.

Постановление Совмина от 21.05.2016 г. №402 «Об определении критериев отнесения промышленной продукции к продукции, произведенной в Республике Беларусь». Вступило в силу 28.05.2016 г.

 

Уплата налогов. Административная ответственность

Документ принят в целях формирования единообразной практики по привлечению к административной ответственности по ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Как установлено п. 4 ст. 37 НК, налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет (кроме случаев взыскания суммы налога, сбора (пошлины) к моменту такого отзыва (возврата).

На практике к одному счету могут быть предъявлены и платежное поручение плательщика, и платежное требование инспекции МНС на уплату одной и той же суммы налогов.

При таких обстоятельствах отзыв плательщиком своего платежного поручения по причине поступления денежных средств на счет и наличия платежного требования налогового органа, по которому произойдет взыскание (избежание исполнения налогового обязательства в двойном размере), следует рассматривать как взыскание суммы налога, сбора (пошлины) к моменту такого отзыва и не начинать административный процесс по ст. 13.6 КоАП. Аналогичная ситуация может быть при перечислении сумм налогов в качестве налогового агента (ст. 13.7 КоАП).

Если сумма неисполненного обязательства превышает сумму поступивших на счет денежных средств и после перечисления их банком в бюджет на основании платежного требования налогового органа у плательщика осталась задолженность, то при отзыве плательщиком платежного поручения его налоговое обязательство считается неисполненным и влечет применение мер административной ответственности.

Разъяснение Министерства по налогам и сборам «О привлечении к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины) при отзыве плательщиком платежного поручения». Размещено на официальном интернет-сайте МНС 30.05.2016 г.

 

Охрана окружающей среды. Экологический аудит

Документом даны определения аудируемого субъекта и экологического аудитора. Под аудируемым субъектом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, в отношении которых проводится экологический аудит.

Экологический аудит проводится для обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем ее независимой проверки на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством.

Объектом экологического аудита является хозяйственная и иная деятельность аудируемого субъекта, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду. Аудируемый субъект самостоятельно определяет экологического аудитора для проведения экологического аудита.

Экологический аудит проводится в форме полного экологического аудита, предварительного экологического и специализированного экологического аудита.

Постановление Совмина от 26.05.2016 г. №412 «Об утверждении Положения о порядке проведения экологического аудита». Вступает в силу с 01.07.2016 г.

 

Деноминация. Инкассация

В документе разъяснен ряд вопросов по порядку параллельного обращения банкнот Нацбанка образца 2000 г. и денежных знаков образца 2009 г. в виде монет и банкнот, выпущенных в обращение Нацбанком и являющихся законным платежным средством.

Согласно п. 10 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2011 г. №107, клиенты, открывшие текущие (расчетные) банковские счета (за исключением ряда юрлиц, подразделений), самостоятельно в письменной форме, если иное не установлено законодательством, определяют порядок и сроки сдачи выручки в банк.

Исходя из вышеизложенного, банкам необходимо провести работу с клиентами по формированию инкассаторских сумок (мешков) с денежной выручкой, оформлению препроводительных ведомостей и явочной карточки, а также по сдаче клиентами в банк банкнот образца 2000 г. в составе денежной выручки в последние дни декабря 2016 г. в сроки, установленные банками самостоятельно.

Дан ряд иных практических разъяснений. В частности, для ускорения процесса введения в обращение в Республике Беларусь денежных знаков образца 2009 г. и упрощения расчетов денежной наличностью в период параллельного обращения банкнот образца 2000 г. и денежных знаков образца 2009 г. рекомендовано выдавать клиентам из касс банков преимущественно денежные знаки образца 2009 г.

Письмо Нацбанка от 08.06.2016 г. №05-17/234 «Об отдельных вопросах по организации работы с денежной наличностью». Размещено на официальном интернет-сайте Нацбанка www.nbrb.by 09.06.2016 г.

 

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»
Анонс. Директору - о правовых новациях.