fbpx

ЭФФЕКТ РОЗНИЦЫ:
КАК РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ?

В условиях кризиса торговля, пожалуй, единственный объект, который является лакмусовой бумажкой в условиях изменения спроса и роста конкурентной борьбы. Поскольку розница напрямую «общается» с потребителем, она чувствует его потребности и проблемы и, соответственно, дает «обратную связь» поставщикам и производителям. Эти «сигналы» влияют, с одной стороны, на работу промышленности в лице производителей и, с другой, на управление потребительским спросом. На розницу возложена значимая социальная ответственность.Тем не менее, розница сама испытывает различные изменения и вынуждена подстраиваться под рынок, под потребителя, и под …. отечественного производителя. На розничной торговле отражаются изменения структуры спроса в связи со снижением покупательской способности, роста конкуренции в связи с появлением новых форматов торговли: сетей, дискаунтеров и гипермаркетов.

Что же необходимо рознице в этих условиях, чтобы ее работа была эффективной? На эти и другие вопросы дадут ответ эксперты Бизнес-форума «ЭФФЕКТИВНАЯ РОЗНИЦА: развитие розницы в условиях роста конкурентной борьбы» и сами участники – руководители объектов розничной торговли Беларуси, который пройдет 11-12 марта 2010 г. в Минске.

Кризис 2009 г. повлиял на темпы продаж и изменение структуры потребления. Данные Министерства торговли Республики Беларусь говорят о том, что за январь-декабрь 2009 г. объем розничного товарооборота, учитывая все каналы реализации, составил 55913,4 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3 % (для сравнения:  январь- декабрь 2008г. - на 19,2%), при прогнозе на 2009 год – 117%.

Для сравнения: в России оборот  2009 года был почти равен обороту 2008 года и составил 7,92 млрд. российских рублей. Прогноз на 2010 год составляет прирост на 10%. По данным российских социологов, более 80% потребителей отметили более внимательное отношение к тратам денежных средств со стороны потребителей. Основными причинами отказа от покупок были отмечены: высокие цены (отметили 46,7% опрошенных), недостаточные сроки годности и свежести продукции (43,3%), сужение широкого ассортимента и отсутствие любимых марок (40%). Больше всего россияне отказались от потребления готовых блюд (10%), алкоголя (9%). Реже стали приобретать кондитерские, мясные продукты, сыр. Меньше всего пострадали молочные продукты, фрукты. В целом просматривается переориентация потребления на бакалейные группы товаров. По аналогии можно предположить, что такие изменения происходят и среди белорусских потребителей.

Российские потребители также отметили снижение спроса в результате недостаточного количества маркетинговых акций: отсутствие дисконтных карт, скидок (17,6%), отсутствие промо-акций (12,5%). А вот на рост продаж повлияли: более низкая цена, большее количество товара за те же деньги, предложение пробников (дегустации). Т.е. несмотря на кризис, потребители нуждаются в маркетинговой активности со стороны производителей и розницы. А что происходит в белорусской рознице?

Меняется не только сама структура потребления, но и структура розницы как таковой. В России доля крупного ритейла (гипермаркетов, сетей и дискаунтеров) составляет около 15%, для сравнения – в Европе этот показатель превышает 70%. В Беларуси ситуация несколько иная. По предварительным данным этот показатель составляет всего около 3-5%.

«Ключевые стратегии розницы должны быть направлены на снижение затрат и увеличению отдачи от квадратного метра, - говорит Анатолий Акантинов, руководитель организатора форума, Председатель правления ОО «Гильдия маркетологов». - Существует множество технологий, которые может использовать белорусская розница, начиная от знания и работы со своим потребителем, разработкой концепции торгового объекта в окружении рыночных угроз и возможностей, и заканчивая работой с поставщиками и организацией продаж в торговом зале». Именно этим вопросам и будет посвящен форум.

О том, каким образом изменяется структура продаж в белорусской рознице расскажет Елена Борковская (AC Nielsen); каким образом магазин может развиваться, в окружении роста сетей и гипермаркетов, поделится опытом директор Универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя; об использовании инструментов мерчендайзинга для построения программ лояльности покупателей на примерах покажет Максим Янкив (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас»). О приемах конкурентной борьбы в ритейле расскажет Владимир Вольнов (Pro Retail, член «Гильдии маркетологов»).

На больной вопрос розницы «Как увеличить отдачу от квадратного метра площади?» на примерах постарается ответить эксперт российского ритейла Олег Гвоздик (руководитель службы маркетинга сетей «Перекресток» и «БИН/Петровский», генеральный управляющий сети «Остров», Член Гильдии маркетологов России). Кстати, во второй день Олег Гвоздик выступит с мастер-классом «Особенности маркетинга в современном продовольственном ритейле». Для участников предоставляется уникальная возможность освоить технологии, так необходимые для развивающейся белорусской розницы.

Для эффективной работы розницы необходимо сотрудничать с поставщиками и производителями. Разработка совместных программ, выпуск частных торговых марок (Private Label), создание стратегических альянсов (как с другими магазинами, так и поставщиками), критерии выбора поставщика – эти вопросы раскроют эксперты форума Анна Заборонок (дискаунтер «На недельку») и Виктория Колеснева (Институт повышения квалификации Министерства торговли Беларуси).

В рамках форума также пройдут дискуссии по вопросам Эффективности розницы и Взаимодействию с поставщиками. Эти дискуссии позволят участникам форума на основе своего опыта поделиться и выработать новые идеи и решения по совершенствованию развития своей розницы.

Участников форума ждет приятный сюрприз – Конкурс «ЛУЧШИЙ РИТЕЙЛЕР: выбор поставщика». Презентацию исследования «Ритейл глазами поставщика» представит Лаборатория аксиометрических исседований НОВАК.

В бизнес-форуме принимают участие собственники, руководители объектов продовольственной и смешанной розничной торговли (магазины, универсамы, универмаги, фирменные магазины, магазины при АЗС), а также заместители по коммерческим вопросам, начальники отделов маркетинга и закупок. К участию в форуме проявили интерес Универсам «Чкаловский» (Минск), «Альтернативная экономика», «Заднепровье» (Могилев), Продтовары» (Брест), магазины сети заправок А-100 и другие.

Партнеры Бизнес-форума: ОО «Гильдия маркетологов», AC Nielsen, MASMI, консалтинговая группа «Здесь и Сейчас», консалтинговая компания Pro Retail.

Генеральный информационный партнер: журнал Продукт.BY. Информационные партнеры: газета «Продовольственный рынок», «Торговая газета», «Экономическая газета», электронный еженедельник «е-Топ-персона», Агропромышленный портал Беларуси AGROBEL.BY, отраслевой розничный портал www.proretail.info (Украина).

Организатор Бизнес-форумаЧУП «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы». Бизенс-форум состоится 11-12 марта 2010 г. Место проведения: г. Минск, гостиница «Беларусь», Голубой зал (ул. Сторожевская, 15).

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону: (017) 321-20-40, или знакомьтесь на сайте www.center-ms.com