20 декабря депутаты Палаты представителей будут рассматривать в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».
О том, какие новации внесены в проект закона, в комментарии для «Директора» рассказал один из его разработчиков, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Леонид Брич.
– Принципиальных отличий несколько. Прежде всего, основные статьи действующего закона претерпевают серьезные изменения, связанные с их актуализацией применительно к нынешним условиям. Нормы, утвержденные без малого четверть века назад, уже не отвечают ни состоянию экономики, ни структуре самого общества, – пояснил Л. Брич. – Иными словами, в стране значительно изменились не только уровни производительных сил, но и принципы производственных отношений. Эти изменения теперь получают законодательное закрепление.
Второй фундаментальный момент – продажа подлежащих приватизации государственных имущественных комплексов по их рыночной стоимости, которую устанавливает Совет министров. Это придаст процессу приватизации, являющейся ключом к проведению любых реформ, необходимую реальность при назначении цены того или иного объекта, что, в свою очередь, имеет важнейшее значение для определения ликвидности приобретаемой собственности.
Существенным плюсом, касающимся укрепления уверенности потенциальных инвесторов в стабильности правил ведения бизнеса в нашей стране, явится значительное сокращение срока признания сделки по приватизации ничтожной. Если в действующем законе этот срок равняется 10 годам, то в новом составит 3 года, по истечении которых сделка не может быть признана недействительной.
Хотел бы подчеркнуть также, что, разрабатывая вышеуказанный законопроект, мы, как и представители министерств и ведомств страны, ставили целью реально улучшить бизнес-климат, чтобы привлечь в белорусскую экономику отечественных и зарубежных инвесторов, создавая взаимовыгодный баланс интересов обеих сторон. Наш интерес – за счет привлекаемых ресурсов ускорить социально-экономическое развитие государства, их – получить прибыль от реализации инвестиционных проектов. На таких условиях, думаю, инвестирование активизируется и даст ожидаемый эффект.
В числе других содержащихся в законопроекте принципиальных новаций назову изменение системы корпоративного управления в организациях с государственным участием, приведение в соответствие с нормами Закона «О хозяйственных обществах» правил создания таких обществ, по которым они могут учреждаться одним лицом или состоять из одного участника, предоставление права местным Советам депутатов определять – с учетом требований законодательства – порядок принятия решений о приватизации объектов, находящихся в их собственности, и преобразования коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Отмечу, что предусмотрено и широкое обсуждение законодательного акта с бизнес-сообществом, органами республиканского и местного управления и самоуправления.