Рост экспортных цен на белорусскую «молочку» не приведет к падению ее конкурентоспособности на рынках других стран. Минсельхозпрод поднял экспортные цены на молоко и масло вслед за ростом молочных котировок на мировых торговых площадках.
Новые цены действуют с 9 сентября, стоимость сухого цельного молока увеличена на 4,8% до 215 RUB за 1 кг. Цены на масло выросли более значительно: масло 72,5% жирности подорожало на 8,9% до 245 руб. за 1 кг, масло 82,5% жирности - на 7,8% до 275 руб.
Это, по мнению представителей министерства, должно улучшить динамику белорусского агропродовольственного экспорта. Действительно, в I полугодии т.г. стоимость экспорта пищевой продукции снизилась на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., составив 1,98 млрд долл.
Однако при этом поставки продуктов питания и сырья для их производства являются важнейшей статьей белорусского экспорта. Их доля составляет 16,6%, что по сумме и удельному весу сопоставимо с объемом продаж за рубеж белорусских машин, оборудования и транспортных средств.
Стоимость экспорта непосредственно молочных продуктов в январе - июле т.г. уменьшилась на 4,4% именно за счет понижения средних экспортных цен, так как в физическом выражении объем вырос почти на 8%.
Как полагает директор департамента консалтинга ООО «Агентство стратегического и экономического развития» Александр КОНДРАШОНОК, повышение цен на белорусскую «молочку» не приведет к снижению ее конкурентоспособности на рынке России и других стран. «Молочная продукция - товар, обладающий невысоким уровнем эластичности - отметил эксперт, - рост цены зачастую не вызывает пропорциональное снижение объема продаж».
К тому же, отечественные молочные товары имеют положительный имидж на российском рынке. Это бренд, ассоциируемый с высоким качеством и строгим соблюдением технологических норм.
Повышение экспортных цен, безусловно, позволит привлечь дополнительный объем валюты в страну и улучшит финансовое положение белорусских переработчиков. Но эксперт подчеркивает, что конечной целью роста экспортных цен, должно стать улучшение финансового положения всех участников рынка молочной продукции: не только предприятий-переработчиков, но и сельскохозяйственных организаций - производителей сырья.
«Логичным также был рост цен на молоко, закупаемое переработчиками у сельскохозяйственных организаций, что стало бы импульсом для развития наименее маржинальных видов деятельности в цепочке производства молочной продукции - сельскохозяйственного сырья», - отметил А. Кондрашонок.
Безусловно, вышеперечисленные успехи белорусских производителей нужно масштабировать и охватывать новые экспортные рынки, - полагает эксперт. - На мой взгляд, одним из наиболее интересных для белорусской «молочки» является крупнейший в мире китайский рынок. Качество некоторой местной молочной продукции уступает белорусской. Рост объема экспорта продукции в КНР не повлияет на общую ситуацию на местном рынке из-за его масштабов, однако позволит закрепиться там нашим производителям».