В Минске прошла конференция «Условия и этапы успешной реализации проектов: подготовка, финансирование и управление проектами на примере отельного бизнеса». Впрочем, формула успеха, предложенная компанией «Бизнес проектирование», работает и в других сферах.
Маркетинг: вам этот проект точно нужен?
Ведущий маркетолог компании Максим Опицко рассказал об этапах прединвестиционной подготовки реализации проекта. Он подчеркнул, что в Беларуси маркетинговые исследования должны обязательно проводиться при реализации инвестпроекта – таково требование законодательства.
Всем известно, что маркетинговое исследование – это сбор, анализ информации, предоставление данных об актуальности проекта на рынке, о перспективах. М. Опицко отметил, что в этой работе важна системность. Компания «Бизнес проектирование» проводит как «полевые», так и кабинетные исследования.
Маркетинговое исследование полного цикла включает в себя анализ рынка, количественное и качественное исследования. По словам М. Опицко в компаниях штатные маркетологи «отвечают за все», поэтому своими силами провести им такое исследование практически невозможно.
Обращение к маркетологам на условиях аутсорсинга дает возможность и самому заказчику посмотреть на проект как бы «со стороны». М. Опицко привел пример, когда после проведения маркетинговых исследований клиенту рекомендовали воздержаться от участия в инвестпроекте. Дальнейшее развитие событий показало, что клиент, заплатив несколько тысяч за исследование, сохранил миллионы.
Бизнес-план: прочь формализм
Ведущий экономист компании Ольга Капелько рассказала об особенностях составления бизнес-плана. Прежде всего, рекомендует специалист, нужно определиться с организационно-правовой формой ведения проекта.
Каждый банк имеет свои предпочтения, но рассчитывать на кредит можно при наличии 20-30% собственных средств от стоимости проекта.
В Беларуси четко определена методика бизнес-планирования, а порядок проведения экспертизы инвестиционного проекта, в том числе и бизнес-плана регулируется постановлениями Совмина.
Начальник отдела анализа инвестиционных проектов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Николай Киршанков отметил, что по бизнес-планам возникает много вопросов. Не все потенциальные клиенты банка понимают важность этого документа и подходят к его составлению формально. «Бизнес-план больше всего нужен смой организации, чтобы понимать: нужен ли этот проект вообще», - сказал Н. Киршанков. Бывали случаи, когда клиенты даже не читали бизнес-план, разработанный консалтинговой компанией. Также не редкость, когда банк отправляет бизнес-планы на доработку и не по одному разу.
Отдел анализа инвестиционных проектов детально изучает не только цифры, но и всю документацию. Иногда в обосновании инвестпроекта много обшей информации, но нет конкретного ответа на главный вопрос: как будет реализовываться продукция или услуги. Известны случаи, когда клиенты предоставляли бизнес-план, которым пытались «завуалировать» существующие проблемы организации.
Резюмируя, Н. Киршанков подчеркнул, что формально составленный бизнес-план всегда приводит к проблемам в период реализации инвестиционного проекта.