fbpx

Современную историю белорусской дорожной отрасли напишут с акцентом на строительство и реконструкцию крупнейших автомагистралей М-4, М-5/Е271 и М-6, кольцевой дороги вокруг Минска. В то же время специалисты с тревогой отмечают, что в тени проектов на крупнейших путях трансконтинентального транзита нарастает обратный процесс: ухудшение технико-эксплуатационного состояния существующей сети республиканских дорог, вызванного, прежде всего, несоблюдением межремонтных сроков.

Могилевавтодор, Анатолий ЛопатинАнатолий ЛОПАТИН, генеральный директор РУП «Могилевавтодор»

- Кроме того, происходит деградация местной дорожной сети. Причина - недостаток бюджетного финансирования для содержания, текущего и капитального ремонтов дорог. И при дальнейшем развитии подобного сценария в ближайшем будущем мы столкнемся с кумулятивным экономическим эффектом, когда постепенное накопление негативных факторов достигнет критического уровня - потребуются срочные масштабные капиталовложения.

В начале 2016 г. на капитальный и текущий ремонты требовалось 2 980 млрд руб. (945 км дорог), в том числе на проведение первоочередного ремонта - 300 млрд (350 км). Программой работ на этот год предусмотрено выделение 102 млрд руб. на объекты капитального ремонта и 102 млн - на текущий ремонт. Кроме того, ремонта различной степени сложности требуют 27% мостовых сооружений. Но не менее остро стоит вопрос о содержании сети. Предельный норматив в т.г. рассчитан на уровне 469,2 млрд руб., а фактически финансирование составило 162 млрд, или 34,5% необходимого.

- Анатолий Иванович, в январе на базе «Могилевавтодора» прошло итоговое заседание коллегии Минтранспорта и коммуникаций. Насколько правительство и руководство отрасли информировано о сути проблемы, какие меры принимаются для ее решения?

- На фоне продолжающейся экономической рецессии трудно рассчитывать на 100%-ное удовлетворение потребностей в обеспечении финансирования дорожной отрасли. Тем не менее нельзя мириться с тем фактом, что многие потери обусловлены исключительно ведомственной несогласованностью. Так, если основной сезонный объем работ приходится на II-III кварталы, то пик финансирования со стороны Минфина - на конец года. Кассовый разрыв покрывается за счет кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия: чистая прибыль уменьшилась более чем на 2 млрд руб. только за I полугодие.

Сегодня главным показателем любого предприятия является «экономия ресурсов», ответственность руководителя за его невыполнение возросла многократно. Несовершенство методики расчета в том, что он рассчитывается «от достигнутого». В результате наше предприятие по результатам работы за 4 первых месяца т.г. оказалось в парадоксальной ситуации: уровень рентабельности реализованной продукции составил 10,7%, но при этом не выполнен показатель по экономии ресурсов. Это произошло из-за того, что за аналогичный период 2015 г., благодаря значительным объемам выполненных работ по прямым договорам, рентабельность была 11,8%. Сокращение затрат, безусловно, важнейший индикатор эффективности работы любого хозяйственного сегмента, но в дорожной отрасли из-за особой специфики затраты должны снижаться в сравнении со сметной стоимостью выполняемых работ, а не в абстрактном сравнении с предыдущим периодом.

- С какими результатами вы завершили минувший год?

- «Могилевавтодор» на протяжении многих лет демонстрирует стабильные темпы развития. В 2015 г. выручка предприятия составила 352,4 млрд руб., производительность труда на одного работающего - 436,6 млн, рентабельность продаж - 4,6%, а чистая прибыль - 5 956 млн. Этих показателей мы достигли благодаря большому количеству договоров со сторонними организациями и прочей выручке в объеме 31,8% (112 млрд руб.).

Мы стремимся выполнить все доведенные предприятию производственные показатели, хотя при сокращении финансирования из республиканского бюджета сделать это будет очень непросто.

- Насколько дефицит финансирования может компенсировать внедрение прогрессивных технологий и материалов?

- В зоне ответственности 9 управлений предприятия - 2 534 км республиканских дорог. Мониторинг этого хозяйства ведется в онлайн-режиме с помощью видеокамер и дорожно-измерительных станций, работает круглосуточная диспетчерская служба. Понятно, что самыми напряженными периодами являются осенние и зимние месяцы, когда нужно оперативно реагировать на изменение погодных условий. Дозировка внесения песчано-соляной смеси рассчитывается с помощью компьютерного оборудования. Хороших результатов удалось достичь благодаря применению новых технологических приемов, битумных эмульсий и холодного асфальтобетона. На дорогах ежедневно работают 9 специальных автомобилей по ремонту покрытий струйно-инъекционным методом, что позволило почти полностью отказаться от ручного ямочного ремонта.

Речь идет о комплексе мер, и в первую очередь - это устройство защитных слоев, которые при самых скромных ресурсах предотвращают критическое разрушение дорожных покрытий. Объем ямочного ремонта в этом году сократился на 35%.

Могилёвавтодор

- У Могилевщины протяженная общая граница с Российской Федерацией. До недавних пор наши участки межгосударственных дорог неизменно отличались лучшим качеством…

- Мы и сейчас стараемся держать марку, хотя преимущество уже не столь очевидно - россияне восстановили деятельность дорожных фондов и получили возможность расходовать на содержание своих магистралей в 3-4 раза больше средств, чем белорусы.

Всего на внешние границы выходят 7 республиканских дорог, пересекающих территорию Могилевщины. Но интенсивность движения по ним может измениться. Речь идет о реконструкции автодорог Р-122 (Могилев-Чериков) и Р-43 (граница РФ - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи) до 1-й категории - в качестве одного из основных направлений евроазиатского транспортного коридора ЕС - Китай. ЗАО «Русская холдинговая компания» по согласованию с правительством РФ выполнила технико-экономическое обоснование и активно ведет предпроектные работы по строительству скоростной трассы 1-й категории по маршруту «Шелкового пути», который в Беларуси примыкает к нулевому километру трассы Р-43.

- Анатолий Иванович, почти за 40 лет работы вы, безусловно, были свидетелем многих взлетов и падений, которые переживала отечественная дорожно-строительная отрасль. Каким, с высоты вашего профессионального опыта, видится ее развитие в перспективе?

- Так сложилась судьба, что заявление о приеме на работу я написал один раз в жизни - в 1977 г. на должность инженера Могилевской дирекции по строительству дорог. С того момента не пропустил ни одной кадровой ступеньки. Отмечу, что за это время не просто сменилось несколько поколений инженерно-технических и рабочих кадров, произошел качественный скачок в образовательном уровне, а главное - в уровне технического мышления.

Машинный парк, программное обеспечение, новые технологии - все это очень важно, но, на мой взгляд, в отрасли назрела необходимость рыночных преобразований. Если не по западному образцу, то хотя бы по примеру других сегментов строительного бизнеса: с распределением подрядов в ходе открытых конкурсов, жесткой финансовой ответственностью за их исполнение всех участников инвестиционного процесса.

Могилёвавтодор

РУП «Могилевавтодор»
212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д.18
Тел.: +375 (222) 31-18-27
Факс: +375 (222) 22-33-18
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www: mogavtodor.bу

Владислав ПЛАТУН