ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ), которое уже не первый год удерживает звание одного из лучших отечественных предприятий в своей отрасли, успешно справилось с заданиями социально-экономического развития на пятилетку. Его достижения признаны на международном уровне и отмечены многочисленными наградами и сертификатами в республике. Уникальность обеспечивает предприятию немало преимуществ, но одновременно заставляет постоянно диверсифицировать рынки сбыта.
Справка «Директора» 1
БЭТЗ - единственное специализированное предприятие в Беларуси по выпуску аппаратуры железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, предназначенной для управления, контроля и обеспечения безопасности движения поездов. С момента преобразования в самостоятельную структуру (на базе цеха Гомельского электротехнического завода по выпуску стативов) 1 июля 1976 г. БЭТЗ стал головным предприятием по выпуску данного вида продукции в республике. Общая численность работников - около 500 человек.
За 40 лет БЭТЗ прошел путь от механических дорожных мастерских до крупного предприятия, входящего в десятку ведущих в своей отрасли в СНГ. Оценивать его достижения лучше всего в сравнении: если в 1971 г. на заводе выпустили 100 стативов, в 1980 г. - 900, то в 1986 г. - более 11 тыс. Высоких результатов удалось достичь за счет увеличения качества производимой продукции, внедрения передовых технологий, механизации и автоматизации производства, повышения квалификации работающих.
Как отметил директор ОАО «Брестский электротехнический завод» Степан ШКАПИЧ, перестроечные годы принесли предприятию немало проблем. Коллективу пришлось адаптироваться к новым условиям из-за сокращения заказов на приборы и аппаратуру для железнодорожного транспорта, расширять номенклатуру изделий, ориентироваться на продукцию, пользующуюся спросом у населения.
В 1991-1994 гг. БЭТЗ утратил связи с научной базой в России, Украине и большинство заказов из-за дублирования выпускаемой продукции в других странах СНГ и отказа от нее основных потребителей (железные дороги России и Украины) в связи с проблемами таможенного оформления. Тогда же руководство предприятия предприняло ряд попыток вхождения в межгосударственные объединения. Однако несмотря на это, сократились объемы производства: стативов - в 11 раз, другой аппаратуры для железнодорожного транспорта - в 6-7 раз. Устоять и выжить удалось за счет увеличения номенклатуры изделий, заключения дополнительных договоров на техническую документацию не только на железнодорожную аппаратуру, но и на разработки собственной документации на товарную продукцию и технологическое оборудование.
На это время пришелся максимальный годовой рост объемов освоения новой продукции: шкафы для городской телефонной связи, панели питания и блоки для СЦБ типа ЭЦ и ЭЦК, щиты ЩВПУ, транспортабельные комплексы ЭЦ-ТМ, пульты табло, разрядники, конденсаторные блоки, аппаратура частотного диспетчерского контроля ЧДК и тональных рельсовых цепей ТРЦ-3.
На новые рельсы
Следующим этапом развития завода стало принятие руководством Белорусской железной дороги (БЖД) решения о применении средств автоматики и телемеханики, соответствующих международным стандартам и разработанных на современной элементной базе и принципах конструирования, с высокой степенью надежности, которые позволяют максимально снизить влияние человеческого фактора на управление движением железнодорожного транспорта. Речь идет о системах автоматизированной микропроцессорной централизации, блокировки и унифицированных источниках питания к ним.
В рамках реализации Госпрограммы по импортозамещению БЭТЗ с 2006 г. тесно сотрудничает с ООО «АЖД Прага» в освоении совместного производства аппаратуры железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Выбор был не случайным, потому что по специфике и технологии производства чешская компания оказалась наиболее близкой БЭТЗ.
Первое лицензионное соглашение с ООО «АЖД Прага» было заключено в 2007 г. на право производства универсальных источников питания для больших и малых станций UNZ, которые обеспечивают гарантированное бесперебойное питание ЖАТ и применяются вместо морально устаревших панелей питания типа ЭЦ и ЭЦК. В 2008 г. предприятие по лицензии компании «АЖД Прага» начало выпускать комплексы микропроцессорной централизации ESA 11-BC, в 2012 г. - электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и светооптических светодиодных систем для карликовых и мачтовых железнодорожных светофоров.
Тесное сотрудничество с чешской компанией способствовало внедрению в 2010 г. микропроцессорной централизации МПЦ ESA 11-BC, электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и универсальных источников питания UNZ собственного производства на станции Степянка Минского отделения БЖД. В 2011-2012 гг. подобные системы были смонтированы на станциях Новополоцк и Ждановичи. В 2013 г. БЭТЗ приступил к производству оборудования для ряда станций объекта «АБ участка Осиповичи - Жлобин», а с июня 2013 г. стал отгружать программно-аппаратные комплексы МПЦ ESA 11-BC, АВЕ-1-ВС и универсальный источник питания UNZ.
Международное сотрудничество завода с компаниями «АЖД Прага», «Ижевский радиозавод» и «АВП Технологии» позволило в короткие сроки перейти на современные технологические процессы и начать производство в Беларуси новых систем управления движением поездов.
Конкурентоспособность и качество
К сожалению, кризисные явления последних лет отразились и на деятельности БЭТЗ: сократились объемы строительства железных дорог в странах, куда традиционно экспортируется его продукция. По словам руководителя предприятия, сегодня основная задача - сохранить конкурентные позиции на главных рынках: в России, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, странах Балтии и Азербайджане.
Несмотря на объективные трудности, в 2015 г. завод успешно выполнил главную задачу по обеспечению БЖД и партнеров выпускаемой продукцией, приступил к реализации ряда новых проектов, снижению доли импортной составляющей и модернизации производства.
Выпуск конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям качества конструирования, технологии производства, надежной эксплуатации и приемлемой цены способствует международному сотрудничеству и поставкам оборудования ЖАТ на экспорт. С 2008 г. в рамках реализации соглашения в области производственной кооперации между Белорусской железной дорогой и РЖД ежегодно разрабатывается программа расширения сотрудничества БЭТЗ с ОАО «Российские железные дороги».
Реализация масштабных задач потребовала инвестиций за счет собственных средств - за пятилетку заводом в основной капитал вложено 6 550 млн руб. Это позволило провести технологическое переоснащение завода, закупив технологическое оборудование на 6 157 млн руб.: промышленный комплекс лазерного раскроя металла КС-3В «Навигатор», электромеханический листогибочный пресс Finn-PowerE80-2550, комплекс лазерной маркировки «Мини-Маркер» и технологический лазерный комплекс ТЛК «Хебр» 1А.
«На БЭТЗ успешно завершены запланированная реконструкция и модернизация с расширением производственных мощностей, предназначенных для выпуска новых изделий, - отметил С.Шкапич. - Затраты на строительно-монтажные работы составили 465 млн руб., разработаны технологическая оснастка и приспособления для пусконаладочных работ на сумму 301,6 млн. руб. К заводским условиям адаптирована конструкторская и технологическая документация разработчика, подготовлена необходимая для организации производства документация».
На предприятии постоянно работают над увеличением доли собственного производства, при этом уровень локализации составляет до 65% общего номенклатурного перечня деталей и сборочных единиц систем МПЦ ESA, АВЕ, UNZ и 20% в ценовом выражении. В кооперации с холдингом «МЭТЗ имени В.И.Козлова» освоено производство трансформаторов.
Ставка - на диверсификацию
Большое внимание на БЭТЗ уделяют разработке и освоению производства современной экспортоориентированной продукции: микропроцессорой централизации с электронным интерфейсом ESA-44ВС, универсальных источников питания UNZ-BC1 и UNZ-BC3, электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС, светодиодных светооптических систем LLA-1, комплектов составных частей светофоров на металлических оцинкованных мачтах и для установки на мостиках и консолях, стативов СУР и др. Завершается подготовка серийного производства инновационной для нашей республики продукции - универсальных релейных стативов. Применение поворотных рам, устанавливаемых с обеих сторон статива, позволяет значительно сократить занимаемую постовым оборудованием СЦБ площадь релейных помещений.
Для уменьшения эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта совместно с СЗАО «ЛИПЛАСТ-СПб» проводится работа по применению в изделиях завода комплектующих из перспективных материалов, не подверженных коррозии. В целях импортозамещения и разработки новых изделий достигнуто соглашение с ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по материаловедению» о сотрудничестве по разработке и созданию бесперебойных источников питания для устройств МПЦ и релейных ЭЦ железнодорожных станций и цифровой аппаратуры ТРЦ.
Дальнейшее развитие производства по выпуску импортозамещающей продукции, увеличение доли собственного производства до 50% по выпуску систем МПЦ, источников питания UNZ и автоматической блокировки, систем оптических светодиодных, освоение других новых видов изделий, улучшение качества и снижение затрат на выпуск продукции требует дополнительных финансовых вливаний.
Решение этих задач, считает руководство БЭТЗ, невозможно без привлечения прямых иностранных инвестиций, использования средств инвестиционного фонда БЖД и Минтранспорта и коммуникаций в размере до 6 млрд руб.
Потенциальными инвесторами развития БЭТЗ могут стать ООО «АЖД Прага» (Чешская Республика) и ОАО «ЭЛТЕЗА» (Российская Федерация), готовые приобрести пакет акций с мажоритарной долей 25 и 24% соответственно. Однако несмотря на намерения сторон, окончательное решение не принято по независимым от завода причинам.
Вступление Беларуси в ЕАЭС не усложнило работу БЭТЗ: его технические регламенты разработаны с расширенным количеством нормативных государственных и межгосударственных документов, адекватных требованиям стандартов Евросоюза. Их требования в основном уже заложены в конструкторскую документацию выпускаемых изделий.
С 2004 г. на предприятии действует система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, а с 2009 г. - система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009.
Справка «Директора» 2
Сегодня БЭТЗ производит свыше 600 изделий ЖАТ, причем более половины из них - импортозамещающая и энергосберегающая продукция для БЖД и железных дорог стран СНГ: стативы релейные, блочные и кроссовые; релейные и батарейные шкафы; панели питания и блоки для их комплектации; пульты управления, пульты-табло, выносные табло; аппаратура тональных рельсовых цепей; аппаратура частотно-диспетчерского контроля; кабель-росты; блоки конденсаторов; устройства резервирования предохранителей; предохранители; транспортабельные модульные комплексы и бытовые комплексы на их базе; карликовые, мачтовые и консольные железнодорожные светофоры, в том числе на железобетонных и металлических оцинкованных мачтах; напольное оборудование (путевые ящики, кабельные муфты и шкафы) для разделки кабелей и размещения аппаратуры; программно-аппаратные комплексы систем микропроцессорной централизации и электронной автоблокировки; универсальные источники питания; щиты вводные; устройства защиты релейных шкафов от перенапряжения и др.
На заводе выпускают разнообразную продукцию как по конструкторской и технологической документации, приобретенной по лицензионным соглашениям с ведущими производителями и разработчиками аппаратуры железнодорожного назначения («Гипротранссигналсвязь» - филиал ОАО «Росжелдорпроект», ОАО «НИИАС», ООО «АЖД Прага», ЗАО НПО «РоCАТ», ОАО «ЭЛТЕЗА», Конструкторско-технический центр БЖД), так и по собственным разработкам.
Заслуженные успехи
БЭТЗ есть чем похвалиться не только на отечественном рынке. Для поддержания конкурентоспособности и продвижения продукции на новые рынки активно используют маркетинговые возможности, например, участвуют в специализированных тематических выставках и конференциях. Так, в 2015 г. завод продемонстрировал свою продукцию на Национальной выставке Беларуси в Туркменистане, 19-й Казахстанской международной выставке «Транспорт и логистика», IV Международной конференции-выставке «ПромТрансЖат-2015» (Екатеринбург) и 14-й Международной специализированной выставке TransCaspian 2015 (Азербайджан).
Эффективная работа БЭТЗ отмечена премией правительства Беларуси за достижения в области качества в 2010 г., премиями Брестского облисполкома в области качества в 2010 и 2015 гг., за достижение наилучших результатов в выполнении основных показателей прогноза социального развития в 2011 г. предприятие занесено на Республиканскую доску Почета. Успехи организации признаны и на международном уровне - по итогам деятельности БЭТЗ награжден сертификатами и медалями «Лидер отрасли» в 2013 и 2014 гг.
БЭТЗ устойчиво выполняет задания пятилетки по целевым индикаторам роста социально-экономического развития и обеспечивает эффективность и сбалансированность производства. В 2011-2015 гг. объем производства, выручки от реализации продукции увеличился более чем в 3 раза, удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной продукции составил 51,8%, рентабельность продаж - 13,6%.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг в 2015 г. составила 23,693 млрд руб., а чистая прибыль направлена на списание курсовой разницы, образовавшейся в прошлом году. Рентабельность реализованной продукции достигла 17,6%, а продаж - 13,6%.
За 3 первых месяца т.г. выпущена продукция на сумму более 59 млрд руб., что составляет 117% к уровню 2015 г. Экспорт товаров - 822,4 тыс. долл., или 116,8% к уровню прошлого года. Выручка на одного среднесписочного работника - 198,1 млн руб.), или 125,7% к аналогичному периоду 2015 г.
Высоких результатов коллектив БЭТЗ достиг и в I квартале: прибыль составила 14,3 млрд руб., а рентабельность продаж - 21,7% при плановом задании 9,5% с начала года.
Остановиться на достигнутом - значит, отстать от требований современного технического прогресса и потерять конкурентоспособность на рынке. Поэтому коллектив БЭТЗ с уверенностью смотрит в светлые дали стальных магистралей.
Редакция журнала «Директор» поздравляет коллектив ОАО «Брестский электротехнический завод» с 40-летием образования. Желаем всем работникам и ветеранам прославленного предприятия крепкого здоровья, счастья и новых трудовых свершений!
ОАО «Брестский электротехнический завод»
224009, г. Брест, ул. Строительная, 56
Тел.: (+375 162) 46-43-09
Тел./факс: (+375 162) 46-43-08
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.etz.brest.by
Алексей ВЛАДИМИРОВ