Так считает руководитель специализированной мастерской, который почти полвека проектирует самые значительные строения Минска.
Анатолий ЦЕЙТЛИН, директор ООО «Творческая мастерская-7», член правления Белорусского союза архитекторов
В архитекторы пошел…
По совету отца, связанного со строительством, Анатолий поступил в архитектурно-строительный техникум, где и сделал первые шаги на пути к будущей профессии. Именно тогда первый наставник - архитектор Василий Иосифович Геращенко - сумел зажечь в студенте творческую искру, которая не гаснет до сих пор.
- Мне и в дальнейшем везло с настоящими учителями, благодаря которым стал архитектором, - считает он. - В первую очередь - это Владимир Григорьевич Крещенович из Военпроекта, который своим примером показывал, как надо относиться к делу, и главный инженер института «Минскгражданпроект» Александр Петрович Ермолович, щедро делившийся секретами профессионального мастерства.
В общей сложности А.Цейтлин проработал в этих учреждениях, параллельно окончив БПИ, почти 30 лет. Однако со временем творческой натуре стало тесно в рамках системы и в 1990-х он отправился в самостоятельное плавание на «корабле» под названием «Творческая мастерская-7» («ТМ-7»), которую создал вместе с близким другом-архитектором Александром Чадовичем.
Справка «Директора»
ООО «Творческая мастерская-7» было создано в 1997 г. За прошедшее время стало одной из ведущих проектных компаний Минска. В штате - более 40 человек (дизайнеры, архитекторы и инженеры), которые имеют богатый опыт разработки градостроительных и архитектурных решений в Беларуси и за ее пределами. За время существования организации создано свыше 40 проектов, более половины которых реализовано.
Коллектив мастерской активно участвует в ежегодных профессиональных конкурсах, а ее работа неоднократно отмечалась дипломами Белорусского союза архитекторов.
- Мы все делаем с максимальной отдачей: жилые дома и комплексы, бизнес-центры, общественные здания. Правда, два последних года был серьезный спад с заказами, но сейчас ситуация нормализовалась. Нам предстоит запроектировать 97 тыс. кв. м жилья, так что теперь мастерская обеспечена работой до середины 2019 г., - сказал Анатолий Зиновьевич.
Поверь в мечту…
За последнее время «ТМ-7» реализовано немало интересных объектов. Среди них - здание посольства Казахстана в Беларуси недалеко от ТЦ «Замок», Технический центр национальных сборных команд Беларуси по футболу, общественно-жилой комплекс на улице Богдановича, административное здание «Лект» на проспекте Дзержинского, Mercure Hotel (первый отель французского оператора Accor) на Зыбицкой, а также многочисленные проекты жилых, гостиничных и многофункциональных комплексов.
После ввода весной Mercure Hotel планируется запуск гостиницы Novotel в составе многофункционального комплекса Novotel Minsk Mayakovskaya. Эти объекты спроектированы по заказу компании «Лада ОМС-Инжениринг». К слову, проект «Червенский парк» на улице Маяковского в свое время получил большой резонанс в профессиональном сообществе.
- Над этим кварталом мы работали на протяжении 8 лет. Главная концептуальная задумка - гостиничный комплекс Novotel в центре и вокруг жилые дома с соответствующей инфраструктурой. Была идея сделать набережную, английский парк. Но мы начинали проект тогда, когда еще можно было мечтать, а сейчас на мечту, образно говоря, объявили мораторий. В общем, все упирается в деньги, - поделился мыслями А.Цейтлин.
«ТМ-7» - одна из самых востребованных мастерских в Минске, и ее объекты, что бы ни говорили критики, всегда выделяются своей формой, обликом...
- Одна из последних крупных работ, которой в общем-то остался доволен, - бизнес-центр «Титан» на Юго-Западе столицы. Надо отдать должное инвестору, который не пожалел средств на реализацию проекта, были сохранены образ, внешний вид здания, что бывает крайне редко, - отметил руководитель мастерской.
Нужны заказчики с хорошим вкусом
По мнению члена Белорусского союза архитекторов, профессора Международной академии архитектуры А.Цейтлина, Минск - столица европейского государства, пусть и небольшого. Поэтому надо очень тщательно и скрупулезно подходить к формированию его градостроительного облика. Есть места, где целесообразно делать невысокую застройку, а есть такие, где нужны 25-этажные здания, потому что любые высотные сооружения - это амбициозная тема. У кого есть амбиции, хотят сделать выше, больше и красивее.
- Желание сэкономить, многочисленные тендеры, удешевление проекта - в итоге архитектор не может узнать свое здание. И я уже молчу о жилом сегменте, где на всем пытаются сэкономить, но хотя бы знаковые социальные объекты нужно строить добросовестно. Мы же находимся в центре Европы. Да, строительство - дело затратное, но если не можешь - не берись, осваивай площади за МКАД. В городе должны строить только заказчики с хорошим вкусом, а не бизнесмены с деньгами и связями, - уверен руководитель «ТМ-7». - Да, у нас функционирует ряд уполномоченных организаций, которые должны контролировать процесс строительства. Но в реальности их работа завершается на стадии принятия проекта: «картинка» понравилась, все экспертизы пройдены и стройка получает «добро». Что с проектом будет дальше - уже неважно. А когда за дело берутся застройщики, то дело обретает совсем иной оборот.
Как считает А.Цейтлин, сложившуюся проблему можно решить с помощью архитектурной критики - необходим качественный контроль со стороны комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и Республиканского градостроительного совета. Так, например, заведено на Западе, где рынок жестко диктует свои условия: ненадежный застройщик, схалтурив раз, потеряет работу навсегда, если же «отличится» архитектор, то заказов ему тоже не видать.
Стас Видов