fbpx

1 февраля 2019 года вступил в силу Закон от 17.07.2018 № 134-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государст­венно-частного партнерства», который вносит значительные коррективы в ранее действующий Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30.12.2015 №345-З, сообщает НАИП.

now26

 

Так, ключевыми нововведениями в Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» стали:

  1. Значительно расширена сфера применения механизмов ГЧП. В частности, теперь ГЧП может использоваться и в отношении объектов инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Более того, проекты ГЧП могут быть реализованы с привлечением инфраструктурах объектов, находящейся в собственности частного бизнеса.

 

Нововведения касаются возможностей по передаче частному партнеру во владение, пользование, в том числе безвозмездное пользование, объектов инфраструктуры, которые относятся в сфере регулирования следующих нормативных правовых актов:

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности»;

Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте»;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте»;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О газоснабжении»;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «Об электросвязи»;

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О мелиорации земель»;

Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 года.

 

  1. Изменены условия получения статуса государственного партнера (после принятия решения о реализации проекта ГЧП вместо ранее предусмотренного – после заключения соглашения о ГЧП) и расширены его функции;
  2. Изменено определение частного партнера: установлено, что это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Беларусь (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице), либо индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, с которым заключено соглашение о ГЧП. При этом участниками конкурса, как и прежде, иностранные организации могут выступать. В случае их победы они должны создать коммерческую организацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которая и заключит соглашение о ГЧП в качестве частного партнера;
  3. Внесены изменения в порядок проведения конкурса по заключению соглашения о ГЧП. Действующее законодательство наряду с двухэтапным конкурсом (который включает в себя предварительный отбор участников конкурса и определение победителя конкурса) предусматривает возможность использования трехэтапного конкурса (предварительный отбор, проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса, определение победителя конкурса). Проведение кон­сультаций с включенными в список участниками конкурса осуществляется комиссией по проведению конкурса на основании решения о реализации проекта ГЧП в целях возможного изменения условий его реализации (за исключением условий реализации проекта ГЧП, не подлежащих изменению);
  4. Был значительно увеличен срок для заключения соглашения о ГЧП: взамен ранее установленному сроку в 20 календарных дней с учетом особенностей привлечения финансирования для реализации проекта ГЧП, проведения переговоров и заключения соглашения о ГЧП между государственным партнером и победителем конкурса действующим законодательством предусмотрен срок до 12 месяцев со дня его определения. В период данного срока заключается соглашение о ГЧП;
  5. Изменены сроки обжалования решений комиссии по проведению конкурса, государственного партнера, уполномоченного представителя государственного партнера: устанавливаются сокращенные сроки на досудебное урегулирование споров (20 рабочих дней), а также на обращение в суд (10 рабочих дней) в случае неудовлетворения претензий участников конкурса, так как Гражданским кодексом Республики Беларусь порядок обжалования соответствующих решений допускает их рассмотрение в течении 3-х лет;
  6. Существенно расширены гарантии частного партнера: так как проект ГЧП накладывает на частного партнера определенные риски, в том числе связанные с привлечением финансирования (возмещением из бюджета понесенных им затрат и дохода по проекту ГЧП), установлены дополнительные гарантии для частного партнера в части долгосрочного финансирования в случае соблюдения им условий соглашения о ГЧП и не наступления форс-мажорных обстоятельств. Кроме того, частному партнеру гарантируется возможность самостоятельно определять поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг в целях реализации проекта ГЧП независимо от источников финансирования.

Внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» в целом направлено на совершенствование институциональной среды для реализации проектов ГЧП в Республике Беларусь. Поскольку в стране механизмы ГЧП не применялись и являются новой практикой в реализации крупных инфраструктурных проектов, процесс дальнейшего развития законодательства является одной из важнейших задач на данном этапе.

В дополнение к вступившему в силу Закону от 17.07.2018 № 134-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства» будут внесены корректировки в подзаконные акты в целях улучшения и упрощения процедур подготовки проектов к реализации, а также повышения привлекательности ГЧП для частного бизнеса.

Источник: Национальное агентство инвестиций и приватизации