Здоровый скепсис рыночных аналитиков по поводу экспорта продуктов белорусской деревообработки сводится к одному вопросу: какова рентабельность внешнеторговых поставок отечественной фанеры, плитных материалов и других востребованных на мировом рынке изделий?

 

vtoroje

Андрей Партянков, генеральный директор ОАО «ФанДОК»

 

- Стоит принять как аксиому, что существуют «потолочные» цены мирового спроса, перепрыгнуть через которые сложно любому предприятию - резиденту Беларуси, Финляндии или Канады. С коллегами из разных стран мы подчинены единым законам ценообразования, оспорить или обойти которые еще никому не удалось.

Общий знаменатель - мировые цены. И в этом плане интересно, что, согласно наблюдениям последних двух десятилетий, на рынке фиксируется 4-летняя цикличность: от пикового спроса до абсолютного минимума. Объяснить природу подобных флуктуаций не берусь - оставляю это профессиональным аналитикам.

 

vtoroje2

 

А для краткосрочных прогнозов в нашем случае вполне продуктивным представляется такой индикатор, как курс российского рубля: чем он крепче, тем меньше соблазна у поставщиков из самой лесистой страны мира поставлять фанеру на внешний рынок. И в обратной пропорции: падающая валюта РФ делает выгодным экспорт в Европу. Диапазон колебания цен в фанерном сегменте - от 200 до 350 долл. за кубометр.

В любом случае экономическая реальность диктует «жесткий потолок» рентабельности внешнеторговых сделок, а это значит, что добавленную стоимость мы способны и обязаны извлекать не на международных рынках, а гарантировать ее внутри Беларуси - путем планомерного снижения производственных издержек, повышения качества менеджмента, грамотного применения финансовых инструментов.

 

- Известно, что бренд «ФанДОК» вновь вернулся в число флагманов отечественной деревообработки. Благодаря чему это удалось?

 

- Во-первых, сказался положительный эффект модернизации основных фондов, без чего предприятие просто перестало бы существовать как оператор международного рынка, поставщик корабельных партий фанеры… Юридически процесс был оформлен Указом №529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», хотя на практике процесс финансирования модернизации, в том числе по ряду субъективных причин, неоправданно затянулся. Особенно по сравнению с 9 другими предприятиями концерна «Беллесбумпром», задействованными в проекте.

 

vtoroje3

 

Во-вторых, мы сохранили костяк специалистов высокой квалификации. Сегодня работники ОАО «ФанДОК» вышли из зоны социального «офсайда» - трудоустройство только на конкурсной основе, а зарплата по некоторым профессиям гораздо выше, чем у коллег-конкурентов.

 

В-третьих, благодаря поддержке Банка развития удалось оптимизировать структуру кредитной задолженности. Скажу только, что в 2015 г. оплата банковских процентов съедала около половины выручки предприятия! Такой сценарий явно не располагал к развитию основных фондов - это был верный путь к банкротству.

После перевода активов в управление Банка развития (основной кредитор - Беларусбанк пошел в этом навстречу) мы в 2016 г. получили так называемые каникулы по выплате процентов по кредитам и вышли на положительные темпы роста. Подчеркну, что это только часть действий по финансовому оздоровлению предприятия.

 

- Понятно, что банковские учреждения не руководствуются только чистым альтруизмом. Что служит залогом инвестиционной привлекательности ОАО «ФанДОК», гарантией возврата вложенных средств?

 

- Наша продукция востребована более чем в 30 странах мира, но основной рынок сбыта - Европейский союз, куда отгружается около 70% изделий. Получен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям СТБ ISO 9001-2015 в национальной системе подтверждения в отношении проектирования, разработки, производства корпусной мебели и мебели для сидения и лежания, производства дверей, пиломатериалов, фанеры, мебельных щитов и столярных плит.

 

vtoroje4

 

ОАО «ФанДОК» - одно из немногих предприятий деревообработки Республики Беларусь, которое имеет экологический сертификат CARB в рамках TPC-cертификации (Third Party Septification) в отношении производства фанеры общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных и хвойных пород по содержанию выделенного формальдегида в соответствии с требованиями Управления по воздушным ресурсам штата Калифорния.

 

- Пропуск на зарубежные рынки в виде вышеупомянутого сертификата и других важных, но чисто формальных документов, безусловно, важная часть бизнеса. Каким образом «ФанДОК» извлекает прибыль из своих внешнеторговых приоритетов?

 

- Еще раз подчеркну, резервы повышения прибыли - исключительно внутренний ресурс. Стратегическая задача менеджмента - задействовать и монетизировать его для удовлетворения инвесторов, кредиторов и трудового коллектива. Сегодня мы по результатам I квартала занимаем 3-е место в отрасли по темпу снижения производственных издержек, и это основной ресурс повышения рентабельности. Только внедрение видеомониторинга основных процессов увеличило производительность на 10%. Система контроля технологического оборудования наряду с другими энергосберегающими мероприятиями обеспечила рост производства с сохранением энергопотребления на уровне 2015 г.

 

В начале процесса управленческой перестройки эти меры носили скорее «силовой», административный характер. Но сегодня с удовольствием можно отметить встречное движение коллектива, инженерного корпуса, которые справедливо рассматривают повышение эффективности производства в тесной увязке с профессиональным ростом и материальным интересом.