Благодаря своевременной модернизации и новым направлениям деятельности, Белорусский дом печати смог преодолеть последствия сокращения тиражей.

 

Flagman

 

Два года назад издательство отметило 100-летний юбилей. Но это лишь «советский» этап в жизни предприятия. Фактически же история флагмана белорусской полиграфии началась в 1797 г. - с момента основания Минской губернской типографии, которая, к слову, входила в тройку лучших губернских типографий Российской империи. И сегодня «Белорусский Дом печати» является крупнейшим в стране производителем печатной продукции. Только газет ежемесячно печатается свыше 20 млн экземпляров, что составляет около 80% их совокупного тиража в стране! Здесь издаются тысячи журналов, книг, брошюр, изготавливаются сувенирная продукция, упаковочные материалы, а также паспорта, военные билеты и другие документы государственного образца.

 

Выход из положения

Flagman5Роман Олейник возглавляет предприятие с 2003 г., а впервые в Дом печати (тогда - Издательство ЦК КПБ) он пришел в 1973 г. в качестве инженера-конструктора. С тех пор вся его жизнь связана с полиграфией.

- Если говорить о новейшей истории Беларуси, то самым успешным годом для полиграфической отрасли я бы назвал 2008-й, - вспоминает Роман Степанович. - Мы тогда как раз завершили масштабную модернизацию производства и наладили полноцветную печать. Тиражи газет в Белорусском доме печати достигали 80 млн экземпляров в месяц! Но затем ситуация начала меняться не в лучшую сторону. Сегодня мы ежемесячно печатаем лишь 20 млн экземпляров газет, и их тиражи продолжают падать на 8-10% в год. Журналов стало значительно меньше, их объемы тоже уменьшились в 4-5 раз, как и тиражи книг, которые также резко сократились.

 

Действительно, ситуация на рынке полиграфических услуг в последние несколько лет непростая. И это касается не только Беларуси - падение печатных тиражей международный тренд. Но руководство издательства предвидело эти изменения и предприняло ряд шагов по минимизации негативных последствий. С 2011 г. «Белорусский Дом печати» начал производить упаковку, доля которой в общем объеме выпуска уже достигла 30%. Сегодня издательство оказывает полный комплекс услуг по изготовлению и печати упаковки и этикетки на бумаге, картоне, пленочных и комбинированных материалах. Здесь производятся гибкая рулонная упаковка и этикетка для молочной и пищевой промышленности, картонная упаковка для продуктов питания, обуви, посуды, спичек, электротоваров, стиральных порошков и др., а также бумажные пакеты - потребительские, сувенирно-подарочные, рекламные и др.

 

- Объемы выпуска этой продукции растут, - отмечает генеральный директор предприятия. - Сейчас на дочернем предприятии мы расширяем производство упаковки для табачных изделий. В том числе осваиваем изготовление ободковой бумаги для оклейки фильтров. Это достаточно сложная технология, но она уже позволила нам получить новые заказы.

 

Перспективные проекты

За последнее десятилетие издательство практически полностью обновило производственные мощности. В 2018 г. купили вторую флексографическую машину, а сейчас стоит задача приобрести третью. Ежегодно в техперевооружение вкладывается около 1 млн евро. Сегодня «Белорусский Дом печати» - единственное полиграфическое предприятие в стране, располагающее оборудованием с технологией Heatset с газовой сушкой, которое позволяет печатать большие тиражи на мелованной бумаге. Это позволило наладить массовый выпуск рекламных буклетов для торговых сетей и других крупных клиентов. В среднем в месяц печатается порядка 4 млн экз. разнообразной рекламной продукции.

 

Flagman1

 

Еще одно перспективное направление - печать на тканевых синтетических материалах и выпуск государственной символики, эксклюзивное право изготовления и распространения которой доверено «Белорусскому Дому печати». Гордость предприятия - флаг №1, который сегодня украшает площадь Государственного флага. На центральной проходной расположен салон-магазин «Мир символики», где можно приобрести флаги, вымпелы и другую продукцию с государственной символикой.

 

Flagman2

 

- Конечно, мы продолжаем развивать и наши традиционные направления: выпуск бумажно-беловых товаров, почтовых марок, лотерейных билетов, книжной продукции и т.д., - говорит Роман Олейник. - Кстати, сегодня в Беларуси только два крупных предприятия (одно из них - «Белорусский Дом печати»), которые имеют возможность выпускать многотиражные сшитые книги в твердом переплете. И мы уверены: определенные виды книжной продукции будут востребованы еще долгое время. Например, детская и учебная литература, различного рода юбилейные издания, коллекционные книги и др.

 

Ждем новый паспорт

Flagman4В этом году в деятельности предприятия ожидается знаковое событие - начало производства биометрических паспортов. Технология и дизайн уже отработаны, есть первые образцы. В сентябре планируется выпустить опытную партию, а в IV квартале должен начаться выпуск тиражной продукции.

- Для изготовления паспортов и другой защищенной продукции по лицензии Гознака у нас создано специальное производство. Новый документ будет еще более защищенным - с чипом, специальной поликарбонатной страницей и другими современными элементами защиты.

 

Подводя итоги, можно добавить, что РУП «Издательство «Белорусский Дом печати» является эффективным и постоянно развивающимся производством. У предприятия нет просроченной задолженности перед бюджетом и банками, коллективу из более 700 работников точно в срок выплачивается заработная плата, созданы хорошие условия работы и неплохой соцпакет.

-  Мы ни в чем не уступаем европейским типографиям - используем ту же технику, материалы и выпускаем такую же продукцию, - говорит генеральный директор. - Следим за тенденциями на рынке и стараемся оперативно на них реагировать. И мы уверены, что полиграфическое производство имеет большой потенциал, который далеко не исчерпан, несмотря на массовое распространение цифровых технологий.

 

Николай ЗАГОРСКИЙ