Лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным. Но как этого добиться?
Большинство экономистов считают темпы рыночных преобразований в Беларуси недостаточными, но расходятся в том, как сделать реформы одновременно не только эффективными, но и безболезненными для основной массы населения.
Комментируя результаты работы белорусской экономики по итогам трех кварталов, премьер-министр страны Сергей Румас 16 октября отметил, что рост валового внутреннего продукта стабилизировался на уровне 3,7%. А это даже выше, чем предусмотрено Указом «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год»: по прогнозу ВВП должен увеличиться на 3,5%.
По итогам 9 месяцев также наблюдался рост промышленного производства: на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в ключевой для страны обрабатывающей промышленности объем производства увеличился еще больше - на 6,9%. Внутри отрасли наибольшего успеха удалось достичь в производстве транспортных средств и оборудования (16,8%), машин и оборудования, не включенных в другие группировки (15,3%).
Тем не менее, большинство участников прошедшего в Минске Кастрычнiцкага эканамiчнага форума (КЕF) выразили обеспокоенность состоянием и перспективами развития белорусской экономики.
Глава миссии МВФ в нашей стране Жак Миньян отметил: «В Беларуси у нас достаточно поводов для волнения». Во-первых, экспорт сильно сконцентрирован - 60% внешнего рынка приходится на трех партнеров, в том числе 45% - на Россию.
Во-вторых, субсидии белорусской экономики со стороны РФ достигают 10% ВВП - это очень высокий уровень. И изменение налоговой политики в соседней стране может оказать заметное негативное влияние на Беларусь.
Глава миссии МВФ напомнил, что когда российские субсидии составляли 17% белорусского ВВП, то его рост достигал почти 7%. Одновременно с сокращением их объемов произошло и падение темпов ВВП.
Особую озабоченность участников КЕF-2018 вызвало то обстоятельство, что проблемы госсектора экономики Беларуси становятся хроническими. Они оказывают негативное давление на финансовую сферу и приводят к дополнительной нагрузке на бюджет.
Так, если в 2013 г. убыточными были 7% госпредприятий, то сейчас их стало в 2 раза больше. Просроченная задолженность таких субъектов хозяйствования за последнее десятилетие увеличилась с 4,5 до 10% ВВП. В 2017 г. объем проблемных активов госкомпаний достиг 3,2 млрд руб.
О том, что делать с убыточными предприятиями госсектора, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 11.
Александр Алесин