fbpx

Ни огромное количество законодательных норм, регулирующих правила осуществления закупок, ни постоянные проверки контролирующих органов не могут гарантировать законность и прозрачность этого процесса.

Александр КОПЕЛЕВ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 г. №778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» интернет-ресурс www.icetrade.by определен в качестве официального сайта по государственным закупкам для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства, регулирующих сферу государственных закупок. Оператором сайта является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

На этом сайте функционирует достаточно современная информационная система «Тендеры», созданная для размещения информации о закупках, осуществляемых предприятиями и организациями за счет собственных средств. Размещение информации о закупках в ИС «Тендеры» регламентировано Постановлением Совета Министров от 15.03.2012 г. №229.

Таким образом, сегодня www.icetrade.by - это единый национальный информационный ресурс, предоставляющий сведения о потребностях и закупках предприятий и организаций Республики Беларусь, основная задача которого - обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых белорусскими субъектами хозяйствования. Однако далеко не всегда можно быть уверенным в честности или законности целей организаторов закупок.

Фиктивные тендеры

Суть так называемых фиктивных тендеров, участие в которых принимают связанные между собой лица, состоит в том, что победитель фактически определяется заранее. Между участниками обычно существуют четкие договоренности и предварительные ценовые согласования. В таких условиях заказчикам и поставщикам очень удобно решать свои финансовые дела. И все бы ничего, но, к сожалению, основную роль здесь играет не забота об экономном и рациональном расходовании государственных денег, а процент «отката».

Иллюстрация А. Коршакевича

 

Простой пример: компания-поставщик «А» получает информацию от предприятия «Б» о готовящейся закупке оборудования для свинокомплекса. Предприятие «Б» предоставляет компании «А» всю необходимую проектную документацию по оснащаемому объекту. Эта компания в свою очередь обращается к заводу-изготовителю данного оборудования и просит рассчитать стоимость заказа по конкретным параметрам и выдать техническое решение, на разработку которого требуется определенное время. Сроки поставки согласовываются с предприятием «Б». По сути стороны заранее осуществляют все необходимые переговоры, проектные разработки и выходят на полную готовность к началу производства оборудования еще до публичного объявления о закупке.

Другими потенциальными участниками закупки оборудования данные мероприятия, конечно, не осуществлялись. Затем формируется стоимость оборудования, куда закладывается стоимость «вознаграждения» должностным лицам предприятия «Б» и фирмы «В», которая будет фиктивно участвовать в конкурсе. И только после этого условия закупки размещаются на сайте icetrade. Сроки поставки оборудования предприятием «Б» устанавливаются с таким расчетом, чтобы другим возможным поставщикам и их заводам-изготовителям было практически невозможно провести необходимые мероприятия по разработке технического решения и производству оборудования к установленному заказчиком сроку. Таким образом, в результате таких махинаций на конкурс подают документы только компания «А», а также ее фиктивные конкуренты, с которыми все вопросы участия заранее оговорены.

Интересна еще одна схема, в которой присутствует сговор трех соучастников. Один из них подает заявку на участие в тендере и в процессе торгов делает ставку на незначительное понижение. Двое других подают документы на конкурс с какими-либо нарушениями, которые изначально не выявляются организатором закупки. Затем эти компании максимально снижают свою цену. Остальные добросовестные участники вынуждены выйти из торгов в связи с потерей рентабельности сделки. В результате выигрывает первый участник со ставкой на незначительное понижение стоимости, так как после торгов в документах двух других участников сговора выявляются нарушения.

Таким же образом можно организовать закупку под конкретного поставщика - прописав в тендерной документации условия, заведомо выполнимые лишь одним участником. Например, наличие официального дилерского сервисного центра. Как правило, производители специфического оборудования не предоставляют дилерские права на реализацию и обслуживание дорогостоящего производственного оборудования более чем одной компании в странах с небольшим объемом рынка, аналогичным белорусскому.

Кроме этого, можно просто спрятать ожидаемую закупку в системе icetrade, умышленно завуалировав предмет закупок. Например, когда потенциальные участники закупки ищут в кратком описании предмета закупки «тест на антибиотики в молоке», организатор тендера может умышленно написать его с ошибками: «вИтИринарные прИпораты» или иным способом спрятать реальное описание товара.

Иллюстрация А. Коршакевича

 

Способы мошенничества

Участвуя в сомнительных фиктивных тендерах, поставщики могут потерять не только свое драгоценное время, но и по собственной воле… отдать деньги в руки мошенников. Самая распространенная схема, применяемая преступниками на тендерах в Российской Федерации, заключается в том, что для дальнейшего участия в конкурсе поставщик должен перечислить определенную сумму денежных средств. На сайте icetrade при просмотре страницы конкурса в таблице «Процедуры закупки» также есть графы, позволяющие устанавливать различные финансовые условия участия в конкурсах: цена конкурсных документов, размер конкурсного обеспечения. Таким образом, теоретически и в Беларуси возможна ситуация, когда организатор тендера объявит об очень выгодной закупке, но при этом попросит потенциальных участников до проведения торгов перечислить определенные денежные суммы. А затем - скроется в неизвестном направлении с финансами, полученными обманным путем.

Не поможет избежать преступных махинаций и система биржевых электронных торгов. Например, есть эффективный способ реализовать лот «заранее определенному» участнику, написав объявление с ошибками или с кодовым словом. 

Есть ли выход?

Быть может, белорусским законодателям стоит поменять тактику проведения закупок для государственных нужд? Например, перейти от метода приглашения к участию в закупках к самостоятельному изучению рынка, маркетингу и поиску производителя. Результатом проведенных исследований должно стать приобретение под контролем собственной службы экономической безопасности предприятия необходимых предметов закупки. Способом же минимизации коррупции должностных лиц может стать закрепление в локальных документах предприятия:

- индивидуального вознаграждения исполнителей по результатам закупок, которые могут формироваться, например, из последующей прибыли предприятия, полученной от приобретения предметов закупки;

- ответственности за экономическую и техническую обоснованность по выбору производителя;

- ответственности не только за надлежащую организацию закупки, но и за достижение положительного результата в удовлетворении потребности предприятия, явившейся основанием поиска предмета закупки.

В этом случае приобретение, например, основных средств осуществляется не просто службами хозяйственного обеспечения, а лицами, уполномоченными руководителями проектов по их закупке, поставке и внедрению. То есть должностное лицо, ответственное за закупки, должно не просто выполнять свои обязанности, но и хорошо разбираться в требованиях, предъявляемых проектом, для которого эта закупка осуществляется. А также быть заинтересованным в том, чтобы результатом закупки стал положительный эффект для всего предприятия и, соответственно, высокая оценка его личного вклада в этот результат.

Александр КОПЕЛЕВ