Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ
До сих пор белорусское общество воспринимает женщину в бизнесе скорее как исключение, чем правило. Архаичный менталитет, связанный с преобладанием мужчин в директорском корпусе, зачастую порождает недоверие к деловым леди. Мол, у них мировоззрение и стиль ведения дел иной, «не мужской». И это действительно так. Например, старший партнер юридической компании «Власова, Михель и Партнеры» Лилия ВЛАСОВА в интервью журналу отметила, что никогда не рассматривала деньги как самоцель. Для нее не меньшую, а может быть, и большую ценность имеют такие понятия как репутация компании, уважение клиентов и коллег, хорошая рабочая атмосфера в коллективе. В конечном итоге такой подход только добавлял конкурентоспособности руководимому ею бизнесу и приносил коммерческий успех.
- Бизнес создают и ведут для того, чтобы получить прибыль, главное, чтобы погоня за прибылью не стала единственной целью бизнеса. Я начала свое дело в 1990 г. Было огромное желание что-то делать самостоятельно, но о бизнесе мы имели смутное представление. К тому же юридические услуги нельзя полностью назвать бизнесом в силу их социальной, экономической и иной значимости. Во-вторых, как руководитель я с самого начала поставила на первое место имидж компании, качество работы и развитие персонала. Мы следовали этому правилу… И сегодня «Власова, Михель и Партнеры» единственная в стране, которая на протяжении трех лет подряд (2006-2008 гг.) по решению Минюста удостаивалась звания «лучшая юридическая фирма». А всего этой регалией нас отмечали 6 раз.
В основе фирмы - классическая западная модель, привычная для иностранных инвесторов, которые, кстати, составляют порядка 70% наших клиентов. Западные стандарты работы дополнили многолетним сотрудничеством с международными юридическими фирмами, включая Clifford Chance, White & Case, Freshfields Bruckhaus Deringer, Hogan Lovells и др. Вошли в профессиональные сети World Services Group (WSG), First Law International (FLI) и CIS Leading Counsel Network (LCN). Как итог - фирма «Власова, Михель и Партнеры» много лет подряд занимает лидирующие позиции в рейтингах международных профессиональных изданий Chambers Global, International Financial Law Review (IFLR1000) и European Legal 500.
За более чем 20 лет работы, мы вырастили десятки отличных специалистов, став своего рода профессиональной колыбелью для многих лучших юристов страны,
- Лилия Владимировна, можно ли говорить, что подобная система ценностных ориентиров и есть отличительная черта женщин-предпринимателей?
- Трудно отвечать за всех бизнес-женщин страны. Мужчина - по природе добытчик, кормилец, поэтому и деньги у него всегда на первом плане. Женщины эмоциональнее, чаще вспоминают о существовании иных ценностей. Зато точно могу сказать, что представительницы лучшей половины человечества делают бизнес более гуманным и гармоничным. Видимо, не зря в Западной Европе, например в Швеции, государство директивно доводит до компаний долю женщин в совете директоров и других органах корпоративного и государственного управления.
- Что подтолкнуло пойти в бизнес?
- Еще в 1989 г. в составе советской делегации я побывала в США, где нам организовали посещение американских юридических фирм. Очень впечатлила масштабность и востребованность юридических услуг в Америке, захотелось создать компанию в Беларуси. И когда в стране начались перемены, я решилась и организовала самостоятельную структуру по оказанию юридических услуг в сфере хозяйственного законодательства - Юридическую лабораторию, которая в 1996 г. выделилась в самостоятельную юридическую фирму «Власова и партнеры».
- Вы сталкивались с недоверием в бизнесе к вам как к женщине?
- (Улыбается) Нет. Возможно, еще и потому, что я начала свое дело уже в статусе кандидата наук, доцента, что внушало доверие клиентам.
- По прошествии более чем 20 лет довольны ли результатами? Какой оценки, на ваш взгляд, заслуживаете?
- Полагаю, четверку с плюсом поставить можно. Достигнуто многое, но не все. Например, не удался замысел развиться в международную структуру. В конце 90-х гг. открыли представительство компании в Варшаве, но, видимо, не хватило управленческого потенциала, финансовых ресурсов, чтобы развивать это направление. После пяти лет работы пришлось представительство закрыть.
- Могут ли наши юридические фирмы в принципе выйти на глобальной рынок, как это сделали, например, компании «Большой четверки»?
- Пока известны лишь единичные примеры успешного освоения белорусскими юридическими фирмами российского рынка. Добиться большего опять же мешает нехватка ресурсов - финансовых и кадровых, а также менталитет типа «нас и здесь неплохо кормят». Добавьте сюда начатую реформу отрасли со вступлением в силу изменений прошлого года в Закон от 30.12.2011 г. №334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». На адаптацию к новым условиям работы в адвокатуре юристам-хозяйственникам потребуются годы. Сложно в таких условиях думать о глобальном прорыве на международный юридический рынок. Да и места там давно все заняты, нас там точно никто не ждет.
- В настоящий момент вы отошли от непосредственного управления фирмой. Почему?
- Я сосредоточилась на медиации - новом для Беларуси направлении по внесудебному урегулированию конфликтов. Поскольку все люди разные, со своими интересами, то время от времени между ними возникают конфликты. Неумение вовремя их уладить может повлечь для бизнеса невосполнимые потери, вплоть до развала компании. При возникновении конфликта люди идут в суд, потому что больше и идти некуда. Там ищут справедливость, но в итоге кто-то побеждает, а кто-то проигрывает, при этом многие не только не находят справедливости, но и расстаются врагами. В нашем деловом сообществе сформировалась архаичная культура победителя, трудно сочетаемая с сотрудничеством. Мы в прошлом году создали Центр медиации и переговоров, некоммерческую структуру, определившую своей миссией содействие формированию новой культуры разрешения конфликтов и переговоров, основанной на сотрудничестве и консенсусе. В целом проблема конфликтов крайне болезненна для бизнеса. Они возникают не только в отношениях между учредителями, но и между собственниками и управленцами, руководством и подчиненными. Чтобы избежать негативных последствий, конфликтами можно и нужно уметь управлять. Медиация эффективно справляется с этой задачей. Мы уже применили ее более чем в 100 хозяйственных спорах. Практически каждый второй спор был разрешен без судебного разбирательства. Медиация позволяет бизнесу экономить время и деньги, сохранять конфиденциальность, деловые отношения и репутацию. Я уверена, что скоро и белорусские предприниматели поймут, что медиация - это реальный бизнес-инструмент, позволяющий эффективно работать с конфликтами без обращения в суд.
- Не боитесь потерять управляемость бизнесом?
- Я давно уже не управляю фирмой единолично. Сила юридической фирмы - в команде, способной объединить интеллект людей для решения профессиональных задач... Партнеры нашей компании даже голосуют редко, как правило, решения принимаются консенсусом. У нас разделены полномочия управления между собранием партнеров и управляющим партнером. С уважением и доверием относимся друг к другу. Возможно, это тоже особенности женского почерка в бизнесе, так как из 6 партнеров в нашей компании 5 женщин.
Лилия Владимировна, примите наши искренние поздравления по случаю вашего личного юбилея! Желаем вам сделать медиацию в нашей стране такой же узнаваемой, как профессию юриста.
{jcomments on}