Николай ПАТРОНЧИК, начальник ГУКДСП "Круглянский ПМК №226"
Посетив в апреле нынешнего года ПМК-266, Президент потребовал как можно шире распространить его опыт создания и развития в г. Круглое социальной сферы. Организация за последние 10 лет построила и сегодня эксплуатирует торговый и спортивный комплексы, центр досуга, гостиницу, ресторан, мини-рынок, базу отдыха - всего более 20 объектов сервиса.
В структуре основных фондов ПМК такие непрофильные активы занимают более 30% - показатель для строительных организаций совершенно нехарактерный. А имеет ПМК основных фондов порядка 125 млрд. руб., причем их износ не превышает 15%, и этот показатель постоянно снижается. Численность ПМК выросла до 1800 работающих, коллектив выполняет на территории Могилевской области более 40% всех строительно-монтажных работ. Не будь в одном из самых маленьких городов Могилевской области такого мощного градообразующего предприятия, он, скорее всего, давно бы превратился в захолустье. Но тогда и судьба ПМК сложилась бы совсем по-другому. Вывод тут напрашивается один: чтобы предприятие развивалось, должен развиваться город, и наоборот. Именно в этом суть круглянского опыта.
Конкретная стратегия
Все, с кем довелось говорить о начальнике ПМК-266 Николае ПАТРОНЧИКЕ, подчеркивали, что он - человек «очень конкретный» и одновременно - стратегически мыслящий. О конкретности. Рабочий день Николая Васильевича начинается в 6 утра, как правило, с обхода территории. Любой непорядок, любую грязь заметит и строго взыщет. В конторе, на самом видном месте, висит щит с перечнем выявленного брака. В каждом случае названы сумма ущерба и виновные, с которых она взыскана.
При этом сам Н.Патрончик подчеркивает, что высочайший порядок обеспечивается не столько за счет дисциплины и контроля, сколько благодаря «высокому динамизму развития организации и мощным социальным программам». А это уже - фактор стратегии.
- Главным для нормальной работы я всегда считал создание соответствующих условий, - рассказывает Николай Васильевич. - Что такое наша активная социальная политика, как не создание условий для формирования коллектива? В производстве таким главным стратегическим решением можно назвать превращение ПМК фактически в холдинг, структура которого позволяет нам свести к минимуму зависимость от субподрядчиков. При том уровне договорной дисциплины, который мы имеем сегодня в республике, эффективно в строительстве могут работать только крупные самодостаточные организации, обладающие мощной производственной базой. Достраивая нашу структуру, мы создали ремонтно-строительный дорожный участок. Он выполняет все операции до этапа укладки асфальта. Недавно выиграли тендер на строительство 7 км дороги Шепелевичи - Круча. При нормативе 8 месяцев уложимся за четыре. А в строительстве рентабельность в первую очередь определяется, как известно, сроками.
Здесь уместно упомянуть - это тоже одно из стратегических направлений - о политике начальника ПМК в отношении закупок. В свое время ему не раз приходилось, как говорится, проявлять характер, чтобы защитить процедуру закупок от неуместного протекционизма. Отечественную продукцию предприятие приобретает только в том случае, если по соотношению цена-качества она соответствует импортной. И никак иначе. К примеру, приобрели французский Manitou - кран и погрузчик «в одном лице». При высокой цене эта машина окупилась за 3 года, в то время как у отечественных аналогов этот срок значительно больше.
Последнее смелое стратегическое решение, полностью себя оправдавшее, связано с политикой организации по преодолению кризиса 2011 г. Когда заказчики прекратили финансирование своих объектов, большинство подрядчиков их «заморозило» и даже прервало договорные отношения. В ПМК-266 поступили иначе. Здесь использовали собственные оборотные средства, брали дорогие коммерческие кредиты, но работу не останавливали. Это не было выполнение задания любой ценой, расчет делался на сохранение коллектива и завоевание новых сегментов рынка. Результат - организация стала основным генподрядчиком по подготовке г. Горки к «Дожинкам-2012» и строительству объектов в ОАО «Александрийское».
Когда надо корректировать закон
В понимании Н.Патрончика создание условий для нормальной производственной деятельности включает и «внешний элемент», в первую очередь - благоприятную правовую среду. К сожалению, действующие в стране законы к производителям далеко не всегда лояльны. Об одной из характерных проблем рассказал юрисконсульт ПМК Николай КУРНОСОВ.

Особая тема - выстраивание отношений с заказчиками и банками, в которых открыты кредитные линии. Законодательство позволяет заключать договора на условиях фиксированной цены объекта. В этом случае, если строителям за счет хорошей организации труда, сокращения сроков удается уложиться в меньшую, чем предусмотрено договором сумму, они все равно должны получить ее полностью. На практике же, поясняет Н.Курносов, заказчики и банки, чтобы уменьшить объем выплат, начинают придираться к любым мелким огрехам. В таких случаях руководство ПМК занимает жесткую позицию: за те средства, которые вкладываются в строительство объекта, невозможно нанять специалистов высшей квалификации, способных, например, выдержать швы между плитками с точностью до миллиметра. А партнерские отношения как раз в том и состоят, чтобы взаимные требования оставались в рамках разумного. Умение в процессе переговоров, а если требуется, то и в суде отстоять свои законные права, свой интерес - один из немаловажных элементов опыта круглянских строителей.
Сельский сервис может быть рентабельным
Вернемся к поднятой А.Лукашенко во время посещения Круглянского района теме социальной ответственности производителей. Чаще всего она трактуется как дополнительная материальная нагрузка, своеобразное спонсорство предприятий по отношению к городам, где они расположены. Опыт же ПМК-266 наиболее интересен, пожалуй, тем, что его «социальный цех» в целом не только не убыточен, но и приносит прибыль. Хотя, это важно подчеркнуть, Круглое - один из небольших райцентров Могилевской области с населением немногим более 7 тыс. человек. Понятно, что собственный спрос на услуги и товары здесь минимальный, но качественная социальная сфера сегодня эффективно работает на его повышение. Например, одна из лучших на Могилевщине гостиниц принимает гостей со всей республики, России, Украины. Кто-то приезжает поохотиться, порыбачить на базе отдыха ПМК «Грибино», кто-то выбирает ее в качестве удобного места отдыха. Естественно, эти люди обедают в ресторане, посещают спортивно-оздоровительные и культурные центры, магазины.
- Мы всегда ставили цель сделать социальную сферу как минимум самоокупаемой, - рассказывает Н.Патрончик.- Понятно, что для этого сначала надо вложить серьезные средства в современные технологии и оборудование, только тогда можно ожидать от них отдачи. Причем социальная сфера - это сегодня уже не только дополнительные доходы. Возможность получить в «своем» магазине товарный кредит под льготный процент или воспользоваться опять же на льготных условиях оздоровительными, спортивными и другими услугами - важная составляющая социального пакета организации.
Опыт, точнее сказать, технология управления объектами социальной сферы, созданная в ПМК-266, безусловно, заслуживает поддержки и самого широкого распространения. Но надо учитывать, что повторить его по силам только крупной, финансово успешной организации. И, конечно, во главе ее должен стоять «стратегически мыслящий и в то же время конкретный» директор.
ГУКДСП «Круглянская ПМК №266»
213188, Могилевская обл., г.п. Круглое, ул. Могилевская, 17
Тел./факс: (8 02234) 51-671
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}