Новый номер журнала 07/2019

облфин

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Внимание! Консультация юриста онлайн!

Благодаря сотрудничеству с известными юридическими компаниями и адвокатскими бюро, редакция журнала «Директор» может помочь руководителям получить ответы на важные для их предприятий вопросы, не выходя из офиса.

Подробнее...
Владимир БИРЮК, сертифицированный консультант по управлению международного уровня «СМС», директор ГК «Столица» Наша страна, активно пытаясь интегрироваться в глобальные экономические связи, амбициозно заявляет себя высокообразованной нацией. Да и вряд ли найдется на планете государство, которое не ставило бы на первое место, выше золота и нефти, образование и доступ к знаниям.
В стремительно меняющемся мире процесс накопления знаний становится непрерывным. Чтобы стать специалистом и лидером, необходимо добавить к базовому образованию еще 5-10 лет, не считая случаев с особо одаренными и талантливыми людьми, проявляющих себя быстрее.
Что-то не так… Чтобы выявить наши проблемы, вовсе не обязательно ехать в Оксфорд (Англия) или Гарвард (США). Достаточно побывать у наших соседей: в Киеве и Варшаве, Вильнюсе и Риге, Санкт-Петербурге и Москве. Здесь понимаешь, что белорусская система образования отстает как минимум на 10 лет. Вместе с тем из белорусов немало выросло преподавателей в сфере управления бизнеса и финансов. Однако преподают они в России, Украине, Канаде и других странах.
Мелочная регламентация и политическая ангажированность системы высшего и последипломного образования в Беларуси превосходит все мыслимые пределы. Приведу несколько собственных наблюдений. В 2003 г. меня как практика в сфере ведения бизнеса пригласили для чтения лекций по курсу «Стратегии бизнеса» в ведущий экономический университет. Было удивительно последующие 6 лет ощущать во всем «советскую» административную систему, характеризующуюся борьбой с инакомыслящими преподавателями и невероятной ограниченностью источников современных знаний и для студентов, и особенно для их наставников. Может быть, не все знают, но к четвертому курсу студент все еще не имеет представления о выбранной профессии: его «пичкают» набором общих предметов.
Возможно, это допустимо при 100%-ном бюджетном финансировании: как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Но почему при платном образовании родители, а нередко и сами студенты должны платить три года за «ликбез»?! Такое немыслимо в любом университете или колледже мира.
Наши студенты понимают, что их учат «не тому и не так», однако доказать это не могут, поскольку им не с чем сравнивать отечественную систему образования. Ведь у нас почти не практикуется международный обмен студентами и аспирантами. Им есть, с чем сравнивать В то же время наш партнер по Таможенному союзу Казахстан предоставляет всем талантливым людям, сдавшим экзамены, возможность поехать на учебу в любой университет мира, причем проживание оплачивает государство. Даже в такой зарегулированной стране как Узбекистан 10% студентов могут обучаться в зарубежных университетах.
Наша же изолированность лишает преподавателей и студентов доступа к современным методикам получения и усвоения большого количества информации. Недавно зашел в родную альма-матер и через приоткрытую дверь аудитории услышал уважаемого мной преподавателя. Однако вскоре понял, что она слово в слово повторяет лекцию, которую мы слушали 40 лет назад…
В свое время в дополнение к белорусскому образованию я имел возможность учиться в России, Англии и Японии, преподавал в одном из университетов США. Там продвинутые корпорации охотятся за специалистами, способными к созданию инновационных продуктов, но начинают со студентов второго, а не пятого курса, чтобы к окончанию вуза получить «загруженного» молодого специалиста.
Известно несколько моделей формирования знаний: европейская, придерживающаяся классических принципов накопления через изучение, американская - матричная, тестирующая восприятие сложившихся ситуаций и быстрое принятие решений, азиатская - адаптирующая передовое мировое образование к самобытным условиям с целью приобретения конкурентных преимуществ. Сегодня немало делается для унификации всех этих моделей, заимствуется лучшее и отбрасывается менее прогрессивное.
Особенность китайского феномена как раз и состоит в подходах к образованию. Еще в начале 90-х гг. страна ежегодно направляла 600 тыс. молодых людей в различные высшие школы мира с расчетом, что две трети приедут через несколько лет на родину образованными людьми. И они не только вернулись, но и привезли с собой инвестиции, а также западных профессионалов для осуществления проектов.
Вот еще один пример. В 1993 г. Банк Японии собрал представителей евразийских стран на курсы повышения квалификации и обмена опытом в вопросах денежной политики стран в формирующихся в те годы глобальных рынках капитала. В течение месяца вместе с участником от центрального банка Китая присутствовал и представитель коммунистической партии, который никак не проявлял себя, а просто сидел и записывал. Вначале это показалось нам забавным, но, проанализировав, поняли: этот идейный руководитель понял, что управлять только политическими лозунгами он уже не сможет, - требуются профессиональные знания. И сегодня 30% высших чинов Китая имеет западное образование.
Беларусь не обладает ресурсами и политической волей, чтобы отправить за рубеж 10% выпускников своих вузов, как это делают Казахстан и даже Узбекистан. Более того, ухудшение образования в высшей школе нашей страны происходит стремительно и это, безусловно, скажется на национальных потерях и упущенных выгодах уже в ближайшие 10 лет. Американский секрет Работая многие годы со студентами, могу сказать, что они хороши всегда! Особенно те, кто, видя слабость преподавательского состава, не позволяют себе лениться и работают над самообразованием. Причем сегодня не обязательно искать 500 тыс. долл., чтобы учиться в Гарварде или Оксфорде. Достаточно иметь связь с данными школами через множество блогов и университетских подписных рассылок, где ежедневно профессорами и практиками комментируются современные вызовы и проблемы в самых разных сферах. Такой «подарок» сегодня предоставляют инновационные информационные технологии и модели коммуникаций для участников глобальных сетей.
Один из «секретов» американского образования состоит в том, что студент перед приходом на лекцию обязан ознакомиться с тем, что скажет профессор. Для этого есть университетская библиотека, подключенная к системе межбиблиотечного обмена по всему миру. В этом случае он готов не к простому выслушиванию преподавателя, а к активному диалогу с ним, отстаиванию своей точки зрения.
Не хочу, чтобы данная статья была воспринята как призыв к «системным» изменениям. Мой призыв - идти в рамках мировых тенденций, быть последовательными, делая малые шаги: регуляторы образования - направляя усилия на либерализацию системы, преподаватели и исследователи - развивая знания и побуждая будущих специалистов к инновационным подходам создания продукта и ведения бизнеса.
Конечно, все это требует значительных финансовых затрат. Вообще, бюджет любой страны не покрывает растущие потребности на образование. К примеру, один бизнесмен из Каира в разговоре со мной сетовал на то, что в арабском мире традиционно начинали работать в 14 лет, а сегодня ребенка надо учить до 22 лет, прежде чем выйдет специалист. А это - более продолжительные затраты семьи и государства на подготовку рабочей силы и управленцев.
Однако в сфере образования существуют также различные фонды и международные программы, и если использовать такие источники, то расходы государства можно значительно сократить. Конечно, для этого придется изменить отношение к таким финансам, которые у нас считаются «нечистыми».
Несколько лет назад я выиграл грант на подготовку и издание книги «О современных стратегиях в бизнесе», доказав иностранному донору необходимость и полезность такой книги для Республики Беларусь. Регулирование в те годы требовало перечислить всю сумму гранта в Государственный благотворительный фонд и затем доказывать эффективность полученной финансовой поддержки. Во избежание неприятностей и проверок пришлось отказаться от гранта и вернуть деньги фонду. А справочник стратегий для студентов, деловой и научной общественности так и не вышел.
Подобных примеров - множество и, думаю, нашему государству необходимо быть более доверительным к сотрудничеству творческих людей, не загоняя всех в формальные структуры. Сегодня очевидна настроенность государства на привлечение инвестиций, однако оно должно учитывать, что такие капиталы даются образованным людям, способным эффективно распорядиться средствами. А почему бы не Австралия? Сегодня в мире существует множество образовательных программ в сфере высшего менеджмента. Ведущие мировые школы бизнеса, такие как HBS, LBS, пришли в наши страны, подталкивая к созданию собственных подобных учреждений. Какую модель они возьмут за основу: европейскую, американскую, азиатскую?
Я бы посоветовал обратиться к австралийской, которая, на мой взгляд, сегодня лучшая с точки зрения насыщенности современными знаниями. Ведь многие подходы американской системы остаются непонятными человеку с европейской ментальностью. Попытки найти ответ в английской системе менеджмента также не всегда дают ясную картину. И только австралийские правила хорошо объясняют суть предмета и логику. Исторически находясь под юрисдикцией Великобритании, в Австралии умело осуществляют конверсию передовых американских знаний при влиянии подходов соседних азиатских стран. Говорю об этом со знанием дела, поскольку именно австралийские источники помогли мне успешно подготовиться и сдать экзамен на сертификацию консультанта по управлению «СМС».
Для того, чтобы наше образование - и в вузах, и последипломное - стало конкурентоспособным, нужно смело, не стесняясь, заимствовать и австралийский, и американский, и европейский опыт, что позволит сократить затраты. Необходимо также принять международные концепции современного образования, как это сделала Украина, введя международные стандарты вместе с переходом на украинский язык. Важно освободить вузы от излишней ангажированности и навязчивости белорусского самобытного стиля в образовательной сфере, согласившись, что отечественная школа, может быть, хороша в базовом, но не в высшем образовании.
Вооружившись знаниями, бизнес сможет защитить себя и государство, предоставив обществу не только необходимые блага, но и удовольствие продвигать национальные ценности.