Новый номер журнала 04/2019

obl5

Оформить подписку

В середине года оформить подписку можно в редакции журнала.

Купить номер

В редакции этот номер можно купить дешевле!

Читать статьи

Рекомендуем!

opros klochkoРубрика Блиц-Опрос: 
мнение представителей деловых кругов о главном событии в экономической жизни страны за прошедший месяц!

В Беларуси заработал гарантийный фонд по поддержке предпринимательства.

Внимание! Консультация юриста онлайн!

Благодаря сотрудничеству с известными юридическими компаниями и адвокатскими бюро, редакция журнала «Директор» может помочь руководителям получить ответы на важные для их предприятий вопросы, не выходя из офиса.

Подробнее...

 Ольга БУЛКО, зав. отделом экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси

 

Как известно, Минск по обеспеченности торговыми площадями отстает от других крупных городов мира - на 100 его жителей приходится 346 кв. м торговых площадей. Но в ближайшее время этот показатель планируется увеличить до 600 кв. м. Что же представляет собой сегодня инфраструктура столичной торговли? Как она будет развиваться в ближайшее время? Зона частной инициативы Торговля - отрасль с доминирующим частным капиталом. В государственной собственности находится 16,5% объектов, в частной - 79,9%, 3,6% объектов принадлежат иностранных инвесторам (данные на 2010 г.). Ключевую роль в столичной торговле сегодня играют розничные сети. Наибольшее количество торговых площадей (свыше 300 тыс. кв. м) находится в пользовании 16 крупнейших операторов рынка, в числе которых «Евроторг» (магазины «Евроопт»), «БелВиллесден» (розничная сеть «Гиппо»), «ДОРОРС» (одноименная сеть магазинов), «Либретик» (магазины «Соседи»). Супермаркет в качестве «якоря»

Наибольшее распространение в постсоветских странах получил формат торгового центра, «якорем» в котором выступает супермаркет, предлагающий покупателю кроме низких цен большой ассортимент товаров и возможность приобрести все необходимое в одно время и в одном месте. Таким образом, якорные арендаторы становятся «приманкой» для покупателей.
Отличительные характеристики «якорей»: большие размеры занимаемой площади (более 1000 кв. м), длительный срок договора аренды (до 10 лет), а также значительные капиталовложения в торговое оборудование и технологии продаж. Основная функция «якоря» - генерация потоков посетителей (для себя и остальных арендаторов) и их направление в определенные места ТЦ.
Как правило, «якорными» арендаторами становятся крупные сетевые компании, получающие значительные скидки и другие бонусы от арендодателя. И реконструировать, и строить Расширение и совершенствование торговой инфраструктуры городские власти планируют вести по нескольким направлениям.
Первое - модернизация действующих магазинов с акцентом на качественную оптимизацию всех торговых площадей. В частности, предусмотрена реконструкция крупнейших универмагов, таких как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», торговый дом «На Немиге». По имеющейся информации, общая стоимость проектов должна составить 58 млрд. руб.
Второе направление - строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов. Планируется, что к 2015 г. в них будет создано дополнительно 0,5 млн. кв. м торговых площадей.
Третье - создание разветвленной сети магазинов и объектов общественного питания в зоне шаговой доступности.
Финансироваться программа будет за счет собственных средств предприятий и инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Бюджетные ресурсы на эти цели направлять не планируется.
В то же время нет гарантий, что планы развития торговой инфраструктуры столицы будут реализованы в намеченные сроки. Согласно прогнозам, ряд проектов крупных ТЦ может быть заморожен из-за проблем с финансированием. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку, девелоперы могут пойти на упрощение проектов, превратив их в своеобразный розничный «фастфуд». Сложности с географией Дефицит площадей - не единственная проблема столичной торговли. Специалисты отмечают неравномерность распределения торговых объектов, и если центральные районы ими достаточно насыщены, то в новых микрорайонах: Каменная Горка, Брилевичи, Михалово, Дружба, Домбровка ощущается дефицит соответствующих площадей.
На общей схеме размещения торговых объектов белорусской столицы  представлены как действующие торговые центры и крупные торговые объекты, так и около 60 новых, что дает возможность составить представление о торгово-строительных планах городских властей. Анализ схемы показывает, что география размещения магазинов и центров не всегда соответствует критериям эффективности.
Во-первых, не запроектировано формирование так называемых торговых коридоров - улиц, на которых располагаются магазины престижных торговых марок или формата дискаунтер, либо специализирующиеся на продаже одной группы товаров («тематические» торговые улицы) и т.д.
Во-вторых, обращает на себя внимание сохраняющаяся неравномерность распределения торговых объектов. Действующие крупные торговые центры расположены в основном в центре и районе Комаровского рынка, а строящиеся запроектированы вдоль улицы Притыцкого и в районе Каменной Горки.

Схема доступна по адресу: http://minsk.gov.by/share/2010/10/04/images/pred_invest/sxema.jpg.