Стартуют интересные проекты на границе с Польшей, в России и Эстонии.
БЕЛАРУСЬ
Гарантийный фонд на базе Фонда финансовой поддержки предпринимателей начал предоставлять поручительства по кредитам банков, выданных малому и среднему бизнесу.
Пока этот механизм работает в трех банках: Белагропромбанке, Банке ВТБ и Банке Дабрабыт. Но, по словам генерального директора ФФПП Петра Арушаньянца, количество банков-партнеров может быть увеличено. Общая сумма поручительства сегодня не превышает 120 тыс. руб., покрывает не более 60% долга и распространяется только на основной платеж, не включая проценты и штрафные санкции. Поручительство предоставляется по кредитным и лизинговым продуктам, которые предоставляют банки.
Ожидается, что до конца текущего года Фонд сможет предоставить поручительство на общую сумму до 12 млн руб. Это значит, что благодаря такой поддержке субъекты МСБ смогут получить кредиты на 20 млн руб. Комиссионное вознаграждение Фонда составит 1,25% от суммы поручительства, что соответствует международной практике. Сообщается, что выдача гарантий не будет осуществляться представителям игрового бизнеса, лизинговым и страховым компаниям, а также банкам.
ПОЛЬША
Беларусь и Польша вложат значительные средства в строительство приграничной инфраструктуры.
В этом году между двумя странами был подписан договор о содержании пограничных железнодорожных мостовых объектов на белорусско-польской границе. Цель - увеличить их пропускную способность, прежде всего, для железнодорожного транспорта. Ожидается также подписание еще одного соглашения по строительству нового железнодорожного моста в Домачево. По данным польской стороны, на реализацию этих проектов уже выделено около 2 млрд злотых (свыше 520 млн долл.). Вероятно, значительные средства вложит и белорусская сторона.
Кроме того, около 4 млн евро будет потрачено на территории Беларуси на ремонт дорог в районе Августовского канала. Речь идет о ремонте четырех участков дорог общей протяженностью свыше 21 км. Помимо нового покрытия, на дорогах будут обновлены автобусные остановки, знаки, другие элементы дорожной инфраструктуры, появятся стоянки для туристов. Среди обязательных условий - создание велосипедных и пешеходных дорожек.
РОССИЯ
Владимир Путин поддержал проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург, который оценивается более чем в 1 трлн росс. руб.
Как сообщило российское издание «Коммерсантъ», на письме с предложением о строительстве, подписанным врио губернатора Петербурга Александром Бегловым и гендиректором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, стоит положительная резолюция российского президента.
Обоснование этого проекта впервые было обнародовано в 2009 г. В 2015-м РЖД оценивало его стоимость в 984,4 млрд руб. Но, вероятно, по причине кризиса в мировой экономике идея была заморожена. На I квартал 2019 г. эксперты оценивают проект уже в 1,13 трлн руб., и эта цифра может возрасти. Тем не менее, сегодня Россия готова пойти на такие серьезные затраты. Как предполагают авторы проекта, его реализация позволит сократить время в пути между двумя столицами до двух часов, а также увеличит пассажиропоток втрое - с 11 до 33 млн человек в год. Учитывая территориальную близость, это может оказаться интересным и для белорусских поставщиков.
Санкт-Петербург объявил конкурс на закупку трамваев на 2 млрд руб.
Вероятно, белорусским производителям трамваев будет полезна информация о конкурсе на закупку трехсекционных низкопольных трамвайных вагонов, который объявило Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта.
Победитель должен будет поставить 21 трамвайный вагон. Начальная (максимальная) цена договора составляет 2,025 млрд руб. Поставить вагоны необходимо до 1 сентября 2019 г. В техзадании оговорено, что вагоны должны быть оснащены wi-fi роутерами, а также системами видеонаблюдения.
Российские СМИ сообщают, что в конкурсе намерено участвовать московское ООО «ПК Транспортные системы», у которого с Петербургом уже были похожие контракты. В частности, в ноябре 2018 г. компания поставляла городу трамвайные вагоны 71-931М «Витязь» (стоимость одного вагона - 93,539 млн руб.). В этот раз ориентировочная стоимость одной единицы составит порядка 95 млн руб. за вагон.
Корпорация МСП вложит в проекты в Смоленской области 1 млрд росс. руб.
На сегодняшний день объем консолидированной финансовой поддержки МСП Смоленской области в рамках Национальной гарантийной системы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства субъектов составляет около 10 млрд руб. За последние 3 года заказчиками с государственным участием заключено 3,3 тыс. договоров с субъектами МСП, зарегистрированными в Смоленской области, общим объемом 21,67 млрд руб. По оценке Агентства стратегических инициатив, Смоленская область входит в пятерку лучших субъектов Российской Федерации по развитию МСБ.
Среди компаний, которые получат инвестиции Корпорации, называются: ЗАО «Технографит» (производство графита и углеродных материалов), компания «Вальцматик» (строительство предприятия по выпуску логистического оборудования, оборудования для промышленных тепличных комплексов и подъемных механизмов), ООО «Технопласт» (переработка пластмассовых отходов), предприятие «Тагрис Молоко» (производство сухой деминерализованной молочной сыворотки) и др.
ЭСТОНИЯ
Европейский инвестиционный банк (EIB) выделил Эстонии кредит в размере 215 млн евро для реализации европейских проектов.
Эти средства будут направлены, в первую очередь, на строительство дорог. В частности, Департамент шоссейных дорог использует дотации ЕС и займ EIB для строительства полос обгона одного из участков шоссе Таллинн-Тарту, а также объезда Керну на шоссе Таллинн-Пярну. Четырехполосным сделают значительный отрезок шоссе Таллинн-Нарва и участок на Таллиннской окружной дороге. В целом работы по дорожному строительству и ремонту в стране в 2019 г. затронут более 1 800 км дорог. Планируется ликвидировать 70 опасных для движения мест и отремонтировать 16 мостов. Общие инвестиции в развитие дорожной сети составят 179 млн евро.
Займ для Эстонии очень выгодный. Поскольку если трехмесячный Euribor будет составлять -0,273 или меньше, процентная ставка по кредиту окажется нулевой. EIB уже выдал государственному и частному секторам Эстонии займов в общей сложности на 2 млрд евро.