Как стимулировать отдых сотрудников, сохраняя баланс между их интересами и интересами бизнеса?

 

otpusk

 

Отпуск - как много в этом слове для сотрудника слилось... Выспаться, свозить детей на море, помочь родителям на приусадебном участке, сделать генеральную уборку, посетить новые страны. Отпуск - это маленькая жизнь. Он необходим, чтобы сотрудник хорошо отдохнул и вышел на работу полным сил и способным эффективно трудиться. Но при этом уход в отпуск ключевых специалистов может создать определенные проблемы, а в ряде случаев - даже парализовать работу компании. Как стимулировать хороший отдых сотрудников, сохраняя баланс между их интересами и интересами бизнеса?

 

Нематериальный стимул

Хороший вопрос: когда брать отпуск директору? Естественно, тогда, когда вы найдете себе полноценную замену. К сожалению, многие директора работают без отпуска несколько лет, так как их останавливает страх, что самое плохое (падение продаж, проверка, ошибки в документах) может случиться именно во время их отсутствия. Подготовьте себе хорошего заместителя, обеспечьте свое спокойствие краткими отчетами, которые он будет направлять вам с определенной периодичностью в ваше отсутствие. И помните, что работа без отдыха - работа на износ.

 

Конечно, нельзя забывать о форс-мажорных ситациях (свадьбы, рождение детей, смерть близких), когда вам неизбежно придется принять решение об отпуске в пользу сотрудника. Но в остальных случаях стоит заранее оговорить периоды, когда он необходим на своем рабочем месте и точно не сможет рассчитывать на отпуск. Возьмите за правило следить за графиком отпусков и не закрепляйте за одним человеком какой-то конкретный месяц. Также сообщите всем, что сотрудники, выполняющие схожие функции, не могут быть в отпуске в одно и то же время, но при этом они могут договориться между собой о сроках отсутствия на работе.

 

Понятно, что часть работников вы сможете переубедить, чтобы они отдыхали осенью или весной. Но есть категория людей, с которыми даже не стоит тратить время на споры. Это только испортит ваши отношения. Если предложить подчиненным более заманчивый вариант, они, скорее всего, будут готовы его обсуждать. Но интересы людей различны и к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому если вы заинтересованы в работнике, то перед тем как отказать ему в предоставлении летнего отпуска, выясните причины его упорства и предложите соответствующие контраргументы, а возможно - и материальную помощь к отпуску, но в удобное для компании время.

 

Опытные директора знают удивительный парадокс в сфере человеческих ресурсов: стремление к отдыху увеличивает производительность труда. То есть отпуск в желаемое сотрудником время может стать одним из видов нематериальной мотивации. Если в организации принято, что время отпуска по желанию могут выбирать себе только лучшие работники, а остальные - когда позволит график, это становится дополнительным стимулом для персонала, чтобы заработать не только деньги, но и право на свободу выбора.

 

О том, как руководителю переубедить сотрудника, выбравшего для отпуска не совсем подходящее для компании время, а также помочь персоналу решить сезонные проблемы, не покидая рабочего места, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 3.

Анна СЕРАФИМОВА, специалист по персоналу «Кадрового Центра «Статус»